Право Казахстана в 1918-1936 годах. Большевики, придя к власти, поставили перед собой задачу полного изменения правовой системы, основанной на своих представлениях о законности и справедливости. Развитие права в этот период характеризовалось широким применением уголовных репрессий не только против преступников и противников правящего режима, но и против всех лиц, которые, по мнению властей, могли бы представлять для нее опасность. Отсутствие демократии и правовых механизмов защиты граждан от произвола властей обусловили разгул террора, возведенного в ранг государственной политики.
Судебные органы. После прихода к власти большевики ликвидировали все судебные органы, органы предварительного следствия, адвокатуру и прокуратуру Новая система судов создавалась большим трудом и многочисленными издержками. На территориях, контролируемых белогвардейцами, в 1918-1919 годах действовали судебные органы, созданные Временным Правительством, все попытки Алаш — Орды создать свою систему суда завершились неудачей, натолкнувшись на противодействие омских властей. Декретом от 10 июля 1919 года об образовании Казревкома была определена следующая структура судебных органов:
— третейский суд;
— уездный народный суд;
— окружной народный суд;
— революционный трибунал;
Третейские суды должны были рассматривать уголовные дела, по которым предусматривалось до года лишения свободы и до 1 тыс. рублей штрафа. Уездный народный суд рассматривал все уголовные и гражданские дела. Кроме того, при нем существовала следственная комиссия, выполнявшая иногда судебные функции. Окружной народный суд выполнял роль кассационной инстанции, рассматривающей жалобы на решения местных судов. Революционные трибуналы создавались для рассмотрения т.н. «контрреволюционных» дел. Причем таковыми считались не только преступления против власти, но все правонарушения, совершенные представителями «эксплуататорских» социальных групп — духовенства, дворянства, буржуазии, бывших должностных лиц, зажиточных крестьян и торговцев. Таким образом, подсудность революционных трибуналов определялась не характером дела, а социальным происхождением лиц, обвиняемых в совершении преступления. До появления кодифицированного советского уголовного законодательства суды могли руководствоваться при рассмотрении дел «революционной справедливостью», т.е. самостоятельно определять состав преступления и санкции. Другими словами, суды обладали законодательными полномочиями. Состав народных судов и трибуналов формировался местными советами из лояльных большевикам лиц, причем в подавляющем большинстве они не были квалифицированными юристами. В условиях отсутствия профессиональной адвокатуры судебные процессы превращались в фарс, а суды — в органы расправы с реальными и потенциальными противниками режима. В казахских районах продолжали действовать суды биев, т.н. «аксакальские» суды, рассматривавшие дела на основе норм обычного права. В 1917-1920 годах, в условиях общего кризиса российской судебной системы, влияние судов биев выросло, и они вновь начали рассматривать уголовные дела вплоть до убийства. Возродились и некоторые традиционные институты, такие как кун и барымта. С победой Советской власти и установлением полного контроля над всей территорией Казахстана предпринимаются меры по совершенствованию судебной системы. В 1923 году в республике было введено «Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 года. Согласно ему, революционные трибуналы ликвидировались и вводилась следующая система судов:
— народный суд в составе одного судьи;
— народный суд в составе одного судьи и двух заседателей;
— губернский суд;
— Казахское отделение Верховного Суда РСФСР с кассационной и судебной коллегиями. Народные судьи избирались исполкомами губернских советов на один год из граждан, обладающих избирательным правом и имеющих двухлетний стаж ответственной политической работы или трехлетний стаж работы в органах юстиции. Заседатели избирались из граждан предприятиями, воинскими частями и волостными съездами по следующему представительству; 50% — от рабочих, 35% — от крестьян, 15% — от воинских частей. Как мы видим, порядок формирования судебных органов был направлен на недопущение в суды нелояльных к советской власти лиц. Губернский суд состоял из председателя, двух заместителей (по гражданскому отделу и по уголовному отделу), двенадцати постоянных членов и народных заседателей. Председатель суда и его заместители должны были иметь стаж работы в. должности народного судьи или члена трибунала не менее трех лет, члены суда — не менее двух лет. Губернский суд рассматривал дела о государственных преступлениях, преступлениях против порядка управления, должностных преступлениях с тяжелыми последствиями или совершенными из корыстных побуждений. Также он рассматривал наиболее сложные гражданские дела, кассационные жалобы и протесты прокурора на приговоры и решения народных судов и осуществлял надзор за деятельностью подведомственных ему народных судов. Казахское отделение Верховного Суда было создано в 1923 году как высшее звено единой судебной системы на территории Казахстана, осуществляющее судебный контроль над всеми судебными органами и рассматривавшее решенные губернскими судами дела в кассационном порядке. Состав отделения Верховного Суда определялся Президиумом ЦИКа. «Положение о судоустройстве» 1926 года в основном сохранило прежнюю систему судебных органов, лишь с проведением административных реформ вместо губернских судов появились областные суды. Кроме того, были расширены полномочия Казахского отделения Верховного Суда. Данный период характеризовался тем, что судебные функции выполнялись карательными органами. Так, Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, созданная как следственный орган, позже взяла на себя правотворческие и судебные функции, самостоятельно совершая «правосудие» и приводя приговоры в исполнение. С ликвидацией в 1922 году ЧК и образованием Государственного политического управления (ГПУ) в составе НКВД положение не изменилось, ГПУ (с 1923 года — Объединенное ГПУ) обладало чрезвычайными полномочиями и правом внесудебной расправы вплоть до расстрела. При ОГПУ существовала судебная коллегия, а в Казахстане — тройка при Полномочном Представителе ОГПУ, выполнявшая судебные функции. Реорганизация ОГПУ в 1934 году привела к восстановлению Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД), ликвидированного в 1930 году, и Особого Совещания с судебными функциями. Развитие права. Укрепив свою власть, большевики начали бурную деятельность по реформированию правовой системы. Правительство издает ряд декретов, направленных на сужение сферы обычного права и его ликвидацию. В 1920 году принимаются декреты СНК и ЦИКа КАССР «Об отмене куна» и «Об отмене калыма». Эти акты впервые устанавливают уголовную ответственность за осуществление обрядов и обычаев, составлявших важнейшую часть обычного семейно-брачного и уголовного права. В 1921 году эта политика была продолжена принятием Декретов СНК «О брачном праве казахов» и «О наказуемости многоженства», а также Постановлением ЦИКа «О борьбе со скотокрадством», направленном против осуществления барымты. Циркуляр НКЮ КАССР в 1924 году устанавливал уголовное преследование «аксакальских» судов. Конечно, и суды биев, и институты обычного права продолжали существовать еще длительное время, но государство прямо дало понять, что не потерпит существование другой правовой системы, кроме советской. В 1922-23 гг. на территории Казахстана вводятся в действие Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и ряд других нормативных актов РСФСР, принятых в начале 20-х годов. В этот период советское право характеризовалось следующими чертами:
— реформирование всех сфер жизни общества в согласии с Программой партии большевиков — ликвидация частной собственности, отделение церкви и государства, равноправие женщин и мужчин; широкий круг органов, в т.ч. исполнительных, осуществляющих законотворческую деятельность. Это привело к появлению большого количества нормативных актов, игнорирующих интересы общества и принятые для обеспечения потребностей исполнительной власти; в уголовном праве основной упор делается на репрессиях по мотивам социального происхождения и отрицается значение вины как необходимого условия уголовной ответственности;
— применение аналогии при рассмотрении уголовных дел;
— нереализованность многих норм, продекларированных законодательством.
Казахстан активно участвовал в нормотворческом процессе, стараясь отразить в принимаемых нормативно-правовых актах специфику республики. Так, в 1928 году в УК РСФСР была включена X глава «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта». К концу 20-х годов различными ведомствами было принято огромное количество нормативных актов и возникла настоятельная необходимость в систематизации права. В 1930 году появляется «Систематическое собрание законов Казахской АССР, действующих на 1.01.1930 г.» и все, не вошедшие в него законы и подзаконные акты признаются утратившими силу. В конце 20 — х — начале 30 — х гг. в советской системе права происходят процессы, закономерно вытекавшие из деятельности советских и партийных органов, для которых право являлось лишь орудием подавления инакомыслия и средством поддержания собственной власти. В частности, принимаются нормативные акты, противоречащие Конституции, общесоюзные органы принимают нормативные акты по вопросам, отнесенным к компетенции союзных и автономных республик. Высшие партийные органы присваивают право принимать нормативно — правовые акты, значительная часть принятых актов не публикуется в официальных источниках, и широкие массы не знакомятся с ними. Все это создавало основу для проведения массовых репрессий и превратило право из регулятора общественных отношений в механизм обеспечения власти партийно — советской элиты. В конце 20 — х — первой половине 30-х годов в Казахстане проводится ряд важнейших социально-экономических мероприятий, направленных на окончательную ликвидацию кочевой общины. Эти мероприятия проходили одновременно с политикой коллективизации крестьянства, проводимой руководством партии и советского государства, однако правовая состоятельность их довольно сомнительна. Так, Постановление ЦИК и СНК КАССР от 27 августа 1928 года «О конфискации байских хозяйств» и другие нормативно-правовые акты, направленные на осуществление этого мероприятия, противоречил основным положениям Конституции РСФСР, Положениям о СНК КАССР, Уголовному кодексу, Гражданскому кодексу и Кодексу о браке и семье РСФСР. Сплошная коллективизация по всему СССР проводилась вообще на основании Постановления Политбюро ЦК ВКП(б), что являлось грубейшим нарушением действовавшей Конституции.
Игнорирование элементарных прав человека и неуважение к собственным законам особенно проявилось в правоприменительной практике карательных органов и необоснованном расширении лиц, подлежащих уголовному преследованию. В 1929 году Президиум ЦИК СССР принимает Постановление, объявлявшее вне закона и без суда приговаривавшее к расстрелу всех должностных лиц, работавших за границей и отказавшихся вернуться в СССР. При этом Постановление имело обратную силу, т.е. граждане могли привлекаться к ответственности за деяние, которое в момент его совершения не считалось противоправным.