Правовое регулирование экономической деятельности – сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств. Право и экономика тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Взаимовлияние права и экономики – есть диалектическое взаимодействие базиса и надстройки. С далеких времен зарождающаяся торговля, ремесла уже постепенно становятся объектом регулирования со стороны государства.
На любом этапе исторического развития того или иного государства стоит задача определить ту тонкую грань соотношения права и экономики, обеспечивающую правовую эффективность экономической деятельности. Современное казахстанское правовое пространство с развалом СССР и переходом к рыночной экономике изменило свое отношение к экономической деятельности, ее правовому регулированию. Конституция Республики Казахстан в качестве одного из основополагающих принципов деятельности Республики провозглашает экономическое развитие на благо всего народа. В развитие конституционных норм принят обширный блок нормативных правовых актов экономического характера: Гражданский кодекс РК, Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Закон РК «О банках и банковской деятельности», Закон РК «О рынке ценных бумаг», Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и т.д.
Экономика – наука о наиболее эффективном использовании имеющихся факторов производства с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в товарах и услугах [1]. Категория «экономические отношения» определяет предмет экономической теории, представляющий собой совокупность экономических отношений, охватывающих производственную и непроизводственную сферы. Экономическое отношение проявляется через экономические интересы, доходы или преимущества. Исследуя интересы, доходы, преимущества, экономические
науки познают экономические отношения.
На экономические отношения воздействует государство, монополия и организованная преступность, находящиеся во взаимной конкуренции. Если государство отходит от управления экономикой, то оно должно усиливать подавление псевдоуправляющих факторов, в противном случае они автоматически заменят государственное воздействие. Позитивное управляющее воздействие государства на экономические отношения – образуют основу экономического права. В экономической теории идеи об активной роли государства в экономике изложены в работе экономиста Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Ранее теоретические воззрения на развитие экономики полностью базировались на открытиях Адама Смита в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно его учению, экономика обладала абсолютной способностью к саморегулированию. Государственное регулирование экономики должно опираться на понимание и умелое использование закономерностей ее функционирования и динамики.
Экономическая наука исследует вопрос о пределах вмешательства государства в экономику, функционирование рынка, дабы не нарушить интересы хозяйствующих субъектов, обеспечить интересы государства и общества. Основоположник экономической теории Адам Смит считал, что рынок сможет самостоятельно себя урегулировать, к числу представителей экономической школы либерального направления относятся В. Ойкен, В. Репке, Л. Мизес, М. Фридман. Последствия «Великой депрессии» пересмотрели данную аксиому. Со времен Джона Мейнарда Кейнса позиционируется главная роль государства в регулировании экономики, в современное время значение государства в экономических отношениях все более усложняется и требует ювелирной точности. Взаимодействие права и экономики изучается правовой наукой, экономическая же наука непосредственно не останавливается на изучении права и экономики, опосредованно их связанность проявляется через категории «невидимая рука», «laissez-faire», «свобода предпринимательства», «государственное регулирование рыночной экономики» (экономисты отрицают существование идеального рынка, фактор государства, государственные интересы непременно присутствуют в рыночной экономике). Указанное обстоятельство вызвано тем, что для экономистов категория «право» является некоей абстракцией, вспомогательным средством государства в регулировании экономической деятельности, их точный язык цифр лоялен к категории «государство».
В современном мире подавляющее большинство государств привержено принципам правового государства. Экономисты же, не вдаваясь в тонкости правовой науки, по-прежнему утверждают о регулировании рынка посредством государственного вмешательства. Тем самым, экономическая теория оправдывает государственное вторжение в рынок. На самом деле эти экономические умозаключения могут быть переведены на язык права и найти свое соответствие правовым принципам.
Необходимо изменить экономическое представление о государстве в экономической деятельности и обратиться к фундаментальным теоретическим разработкам правовой науки. Экономическая наука должна перейти к использованию правовых понятий и взамен термина «государственное регулирование рыночной экономики» подумать о введении в свою научную лексику категории «правовое регулирование рыночной экономики», «государственное вмешательство» на «правовое вмешательство».
Правовая наука не выработала общепринятого понятия, отражающего системное исследование взаимодействия права и науки, но учеными представляются предложения по оформлению отдельного научного направления, в том числе «экономическое право» [3]. В этом смысле категория «экономическое право» имеет методологическое значение (системный подход к изучению экономических отношений в целом, межотраслевое значение экономического права в гармонизации отраслей законодательства, воздействующих на экономические отношения) и приближает понимание друг другом права и экономики. Что же есть экономическое право?
Французский философ 18 века Николя Бодо в работе «Первое введение в экономическую философию» использовал понятие «экономическое законодательство», а значительно позднее Прудон в работе «О политической способности рабочего класса» употребляет понятие «экономическое право». Правовая доктрина и практика Франции выделили экономическое право. Аккумуляция нескольких направлений публично-правового регулирования в рамках экономического права в согласии с требованиями частного права подтверждает опасность дробления отраслей законодательства и права до бесконечности и объективную необходимость концентрации регулятивных усилий в руках государства [4].
В немецкой доктрине «право в сфере экономики» выделяется как самостоятельная правовая отрасль; однако это означает не более как методологическую условность. Право в сфере экономики охватывает собой: хозяйственное, торговое, предпринимательское, корпоративное право концернов. Бельгийская правовая наука ввела в научный оборот категорию «экономическое право», являющуюся комплексной категорией, охватывающей коммерческое, гражданское, социальное право, а также значительную часть административного и финансового права.
Как заключает М.Н. Семякин, в зарубежных пра-вопорядках категория «экономическое право» чаще всего используется как собирательное понятие для обозначения учебной дисциплины, специфическим предметом которой выступают: правовое регулирование экономических отношений в частной сфере, основания и пределы государственного вмешательства в экономику; формирование и осуществление государственной экономической политики [5].
Экономическое право, право в сфере экономики понятие иного порядка в сравнении с классическими отраслями права (гражданское, трудовое, финансовое, уголовное, административное право), в предмет регулирования экономического права включаются в целом общественные экономические отношения. Но экономические отношения неоднородны, что обуславливает применение определенной совокупности приемов и способов правового регулирования в зависимости от их видовой, отраслевой принадлежности, а также тенденций экономической политики государства. Однако можно ли утверждать о появлении новой отрасли экономического права, ответ на этот вопрос может быть дан после анализа категории «отрасль права».
С.С. Алексеев отмечает, что обладая значительным юридическим своеобразием, каждая отрасль права есть относительно автономное образование, которое опосредствует не отдельный участок общественных отношений, а их специфический, качественно особый вид, охватывающий множество его разновидностей и разветвлений. Основная функция отраслей в правовой системе состоит в том, чтобы применительно к качественно особому виду общественных отношений обеспечивать определенный юридический режим правового регулирования. Юридический режим регулирования — это особая система правового воздействия, состоящая главным образом в специфике приемов (метода) регулирования, а также в его механизме.
Самостоятельная отрасль права характеризуется присущими ей предметом, которым охватываются определенные однородные общественные отношения, и методом регулирования, специфичные способы воздействия на данные отношения. Применение категории «экономическое право» нарушает стройность правовой науки с выработанной ею структурой и содержанием права, понятийным аппаратом. Во-первых, экономическое право – не есть самостоятельная отрасль права, ввиду того, что экономическое право не имеет отдельный предмет правового регулирования (в круг экономического права входят общественные отношения, подпадающие под воздействие гражданского, административного, уголовного, финансового права и т.д.), и, в свою очередь, не выявлен устоявшийся метод правового регулирования экономических отношений. Научно-методологическую помощь в понимании права в экономических отношениях должна оказать иная категория, не имеющая отраслевой привязки. В этом смысле можно принять во внимание правовые идеи немецкой правовой доктрины, в которой нашло применение категория «право в сфере экономики». Экономические отношения, фрагментарно регулируемые определенной отраслью, функционируют в цельном виде. Однако однородный отрезок экономических отношений подвергается воздействию определенному юридическому режиму правового регулирования. Таким образом, экономические отношения складываются из отдельных звеньев. Источники правового регулирования экономической деятельности состоят из источников законодательства соответствующих отраслей права.
Регулирование экономических отношений осуществляется подавляющим большинством отраслей права, а по большему счету всеми отраслями; разница лишь в объеме (степени) такого регулирования. Поэтому правовая регламентация указанных отношений носит, безусловно, комплексный характер, ведущее место в системе которой занимают нормы конституционного, гражданского, финансового и некоторых иных отраслей права [7].
Каждая из отраслей права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Экономические отношения, по-своему регулируемые каждой из отраслей права, имеют особенности и свойства, присущие соответствующей отрасли права. Экономические отношения имеют определенный объем своего присутствия, меньший или больший в каждой из отрасли права. Экономический процесс, система общественных экономических отношений складывается из присвоения (в том числе производства) благ, распределения благ, обмена благами, потребления благ.
Каждая из перечисленных стадий экономического процесса может быть урегулирована той или иной отраслью права. К примеру, в ходе присвоения, обмена благ широко применяются гражданско-правовые нормы. Налогово-правовые нормы находят свое использование в отношениях по распределению благ. Экономическая деятельность может иметь негативный характер, в этом случае ее ограничение обеспечивается применением императивных запретов, установленных в Уголовном кодексе РК, Кодексе РК «Об административных правонарушениях», а также охранительными нормами Гражданского кодекса РК (способы исполнения обязательств, способы защиты гражданских прав). Экономическое от-
ношение на каждой стадии подвергается правовому регулированию, присущему определенной отрасли права, с определенной совокупностью приемов и способов.
Метод правового регулирования компонует правовую ткань в отрасли права. Первичные методы правового регулирования (императивный и диспо-зитивный) есть совокупность приемов и способов, определяющих исходные позиции субъектов правоотношений. Базовые методы правового регулирования в отраслевом методе приобретают особые свойства с определенным набором приемов и способов правового регулирования данной отрасли права. Выделение каждой из отраслей права, ее уникальности в правовой материи – есть свойственное только ей сочетание частноправовых и публично-правовых приемов и способов правового регулирования. По мнению С.С. Алексеева, в отраслях права первичные методы, в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов, выступают в различных вариациях, сочетаниях, как правило, с преобладанием одного из них [8].
Определение оптимального баланса частноправовых и публично-правовых методов регулирования экономической деятельности находится в прямой зависимости от стадии, условий функционирования экономических отношений, перспектив их развития. Экономические отношения находятся в сфере влияния комплекса отраслей права с присущими им отраслевыми методами регулирования. Каждая отрасль права характеризуется присущим только ей методом с преобладанием императивного либо диспозитивного. Соотношение метода правового регулирования обуславливается пропорцией составляющих его компонентов: запрет, дозволение и предписание. Взаимодействие предмета отрасли права и отраслевого метода не имеет односторонний характер, их обоюдное влияние диалектично. Каждая из юридических категорий, исследуемых обособленно, не способна существовать самостоятельно, предмет и метод отрасли права проявляют свои особенности лишь в едином взаимном влиянии. Основными юридическими способами регулирования экономических отношений являются: юридический запрет, юридическое предписание и юридическое разрешение.
Юридический запрет запрещает субъекту экономических отношений совершать определенные действия. Данный способ регулирования присущ уголовно-правовым нормам, содержащим пассивные обязанности, сдерживающих участников экономических отношений от совершения не желательных моделей поведения (Глава «7. Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса РК). Юридическое предписание обязывает участника совершать определенные действия. Широкое распространение юридические предписания имеют в отраслях публичного права, таких как административное, финансовое, налоговое право. Статья 35 Конституции РК провозглашает, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. Выполнение данной обязанности обеспечивается охранительными нормами Уголовного кодекса РК (статья 214. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, статья 221. Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет, статья 222. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций), а также обширным перечнем норм Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (к примеру, статья 207. Сокрытие объектов налогообложения).
Юридическое разрешение позволяет субъекту экономических отношений совершать или не совершать определенные действия, придерживаться или не придерживаться определенного бездействия. Метод гражданского права, в основной части, составляют юридические разрешения. Способ юридического разрешения закрепляет рыночный принцип регулирования экономических отношений, именуемый разрешительный, в теории права В.Н. Хропа-нюк сформулировал его следующим образом: «Все, что не запрещено законом, то разрешено.» [9]. На сферу действия экономических отношений распространяется общее разрешение: «Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.» (пункт 1 статьи 19 Гражданского кодекса РК). Чрезмерная свобода может быть причиной позитивного поведения, которому сопутствует негативное поведение, сдерживаемое юридическими предписаниями и запретами. Так, статья 190. Незаконное предпринимательство Уголовного кодекса РК устанавливает запрет на осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах.
Критерий правовой эффективности экономических отношений складывается из обеспечения позитивного поведения, юридически нейтрального и сдерживания негативного поведения. Гармоничное сочетание приемов диспозитивного и императивного методов правового регулирования предоставляет субъектам экономических отношений право выбора приемлемой экономической модели действий и сдерживает их от совершения действий, нарушающих развитие экономических отношений.
Использованная литература
1. Канке В.А. Философия экономической науки: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 383 с.
2. Веленто И.И., Елисеев В.С. Теория экономического права: Учеб. пособие / И.И. Веленто, В.С. Елисеев. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
3. Экономическое право: Хрестоматия. Том 2 / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – СПб. Питер, 2004. – 464 с.: ил.
4. Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. – 2000. — №8. – с. 85.
5. Семякин М. Экономика и проблемы формирования современной концепции экономического права. Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 22. – Алматы: ЮРИСТ, 2005. – 427 с.
6. Алексеев С. С. Структура советского права. — М.: «Юрид. лит.», 1975. — 258 с.
7. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». – М.: «Статут», 2000. — 777 с. (Серия «Классика российской цивилистики»).
8. Алексеев С.С. Теория права. — M.: Издательство БЕК, 1995. – 325 с.
9. Теория государства и права: Учеб. пособ. для вузов / В.Н. Хропанюк; Под ред. В.Г. Стрекозова. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995.