Судьба Президента — судьба страны. Создание нового Казахстана является делом всего народа Казахстана, всех его граждан. Вклад каждого человека необходим для развития страны. Только в таком случае разнородное общество становится сплоченной нацией. Однако всемирная история свидетельствует и о том, что динамичное развитие страны невозможно без достойного лидера. Поэтому, отмечая роль всех граждан Казахстана, необходимо подчеркнуть роль Главы государства, концентрирующего в своих действиях созидательную энергию нации. При этом также следует иметь в виду, что государственные руководители являются личностями, в жизни которых отражается многообразный процесс исторического развития. Судьба Главы государства, так же как и народа, — это судьба страны.
Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 года в ауле Шамалган Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области. Становление молодого Нурсултана пришлось на 1950-1960-е годы. До начала самостоятельной трудовой деятельности его жизнь складывалась в рамках традиционного казахского общества. Особенность личности Н.А. Назарбаева в том, что он органично совместил в себе и традиционную казахскую культуру, и индустриальный урбанизм XX века. Завершив учебу в казахской школе имени Абая в ауле Шамалган, с 1958 года Нурсултан Назарбаев трудится на строительстве Карагандинского металлургического комбината в Темиртау. После окончания технического училища в Днепродзержинске на Украине (1960) работает па Карметкомбинате горновым доменной печи, сталеваром, диспетчером (1960-1969). За эти годы он прошел большую профессиональную и человеческую закалку в рабочем коллективе. В 1962 году в возрасте 22 лет вступил в ряды КПСС (в августе 1991 года объявил о своем выходе из КПСС). Закончив завод-ВТУЗ при Карметкомбинате (1967), Н.А. Назарбаев получил квалификацию инженера-металлурга. Хорошее знание производственных и социальных проблем, умение работать с людьми, вникать в их нужды, отстаивать взгляды и убеждения, принципиальность и высокий авторитет способствовали его выдвижению на общественную работу, положили начало его политической биографии.
Н.А. Назарбаев успешно проходит классический карьерный путь от первого секретаря горкома комсомола до первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР. Более десяти лет он молодежный, а затем партийный лидер на Карметкомбинате, в городе Темиртау и Карагандинской области (1969-1979). В 1970-х годах он возглавляет партийную организацию Карметком-бината — стратегического объекта всесоюзного значения, В этот период благодаря своим способностям Н.А. Назарбаев обратил на себя внимание руководителей республики и страны, которые рекомендовали его на должность секретаря обкома партии Караганды.
В 1979 году в возрасте 39 лет он был избран секретарем ЦК Компартии Казахстана, ответственным за экономические вопросы, а пять лет спустя, в 1984 году, возглавил Совет Министров Казахской ССР- правительство союзной республики. Н.А. Назарбаев стал одним из самых молодых премьеров в СССР. Член ЦК КПСС с 1986 по 1991 год. С мая 1989 года — первый секретарь ЦК Компартии Казахстана- Член Политбюро ЦК КПСС в 1990-1991 годах. В апреле 1990 года на сессии Верховного Совета Казахской ССР избран Президентом республики.
В 1980-х годах, по сравнению с тогдашним руководством СССР и республик, Н.А. Назарбаев отличался молодостью и энергичностью. С приходом к власти М.С. Горбачева он своим острым политическим чутьем понял, что предстоят радикальные перемены. В своей книге «Без правых и левых» Н.А. Назарбаев откровенно отмечал; «Я думаю, понимание необходимости перемен стало вызревать в партийных организациях, в различных руководящих звеньях партии снизу доверху примерно с середины 70-х годов. Именно тогда стало заметно, что партийная работа все более формализовывается, заполняется пустым начетничеством, фиктивными показателями, дутой статистикой…».
Н,А. Назарбаев формировался как политик именно в партийной среде. Его взаимоотношения в середине 1980-х годов с Д.А. Кунаевым, тогда первым секретарем ЦК КП Казахстана, не были межличностным столкновением, это был конфликт поколений. Н.А. Назарбаев отчетливо понимал необходимость преобразований в обществе. Это стало ясно уже в феврале 1986 года на XVI съезде Компартии Казахстана ССР где он сформулировал свое понимание перестроечных задач. Широкое признание Н.А. Назарбаева как крупного политика общесоюзного масштаба произошло на Первом съезде народных депутатов СССР в мае 1989 года. Казахстанский лидер выделялся своей личностной позицией, позицией сильного, волевого человека. Его политический рейтинг был очень высок. Активно включившись в дискуссии о перестройке, Н.А. Назарбаев одним из первых поднял вопрос о взаимоотношениях центра и союзных республик, был инициатором заключения нового Союзного договора и главным претендентом на пост премьер-министра нового Союза Суверенных государств. Смело, но взвешенно, затрагивая острые темы, он выносил на суд общественности скрытые проблемы. В качестве Главы государства подчеркивал необходимость своевременного решения задач, так как общественное сознание не может базироваться на устаревших стереотипах. Политический авторитет Н.А. Назарбаева основан на харизматических, пассионарных свойствах личности.
Как лидер нации и государства, Н.А. Назарбаев стоит у истоков возрождения и становления независимого Казахстана. И по праву, всей своей деятельностью заслужив доверие и уважение народа, в декабре 1991 года был избран Президентом Республики Казахстан.
Н.А. Назарбаев возглавил страну на крутой смене эпох. Процесс конституционного строительства, разработка и принятие в 1995 году Конституции — Основного Закона страны, развитие демократических институтов, создание Ассамблеи народа Казахстана — эти и другие основополагающие преобразования происходили по инициативе и под руководством Главы государства.
Н.А. Назарбаев является инициатором и политическим автором Стратегии «Казахстан-2030». В мировом экспертном сообществе появился термин «казахстанская модель», который характеризует опыт Казахстана по реформированию социально-экономической сферы, осуществлению крупных социальных программ, повышению благосостояния парода, межэтническому согласию, развитию образования, науки и культуры.
Президент Н.А. Назарбаев — активный сторонник многовекторной внешней политики, евразийских подходов и региональной интеграции — является инициатором создания Евразийского Экономического Сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, проекта Евразийского Союза государств.
По оценкам мировых экспертов, преобразования, проводимые в Казах-станс в очень непростых региональных условиях, являются одними из наиболее успешных среди постсоветских стран. Все это в целом позволяет обоснованно утверждать о роли Н.А, Назарбаева в становлении современною Казахстана. В тех или иных социально-политических, социокультурных формах Казахстан существует уже немало веков и даже тысячелетий. На этом пути произошло много важных событий. Современная же эпоха настолько значительна, что требует совершенно особого осмысления. Принципиальная новизна современного Казахстана достигнута во многом благодаря его Президенту, истинному политическому руководителю страны, ее национальному лидеру.
Одним из первых Н.А. Назарбаев осознал: чтобы Казахстан состоялся как независимое, признанное государство, необходимы экономическая устойчивость, стабильность политической системы, адекватная государственная стратегия. И в результате была разработана государственная стратегия и создана политическая система, адекватная вызовам современности.
Практическое становление Казахстана как независимого государства привело к появлению в исторической и политической науке нового термина — «казахстанский путь». Путь этот был, как знают Казахстанцы, нелегким, не обошлось без ошибок. Но главное, чем отличается современный Казахстан, — это устремленность в будущее, нацеленность на развитие.
Вслед за реализацией идеи самостоятельного казахского государства воплощается идея новой столицы в сердце Казахстана. Сегодня всем очевидно, что это есть судьбоносное решение, определившее вектор движения Казахстана в XXI век. И теперь уже сама Астана показывает путь стране и народу Столица стала новым государствообразующим центром, буквально создающим современный облик, имидж государства. Астана стала фундаментом государства, нации, народа. Страна обрела в повой столице новую жизнь, новый облик, Астана стала не просто образцовым городом, не просто визитной карточкой и глянцевой открыткой. Астана — это сконцентрированное воплощение нового государства. В начале нового века Астана была признана мировым сообществом, стала символом суверенного Казахстана и огромной Евразии.
Совершенно новый вид приобрела политическая система: введение однопалатного, а затем и двухпалатного парламента, создание института толерантного сосуществования этносов в лице Ассамблеи народа Казахстана. Абсолютно новой стала политика экономического возрождения, в том числе ввод национальной валюты — тенге; в сложнейших условиях была проведена приватизация крупных предприятий, что позволило реанимировать застывшую промышленность.