По действующей Конституции Казахстана Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 40). Эффективность функционирования президентской формы правления в Казахстане заключается в том, что Президент Казахстана, находясь в пределах политико-конституционного поля, не является пассивным наблюдателем. Существующие в отношении Президента Казахстана конституционные нормы свидетельствуют о том, что он является активным и авторитетным участником государственно-политических процессов. Первый Президент Республики Казахстан, Назарбаев Нурсултан Абишевич, родился 6 июля 1940 г. в селе Чемолган Каскеленского района Алматинской области. Доктор экономических наук. Действительный член Национальной академии наук Республики Казахстан, Международной инженерной академии, Академии социальных наук Российской Федерации. Почетный член Белорусской академии наук. Почет-ный профессор Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби. Почетный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Н. Назарбаев является автором более десяти книг, таких, как «Стальной профиль Казахстана», «Без правых и левых», «Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку», «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», «Рынок и социальное экономическое развитие». Некоторые из его трудов, например, книги: «На пороге ΧΧΙ века», «Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994–1997», «В потоке истории», «Эпицентр мира», «Критическое десятилетие» – стали бестселлерами, получившими большой резонанс за рубежом.
Трудовую деятельность начал в 1960 г. на Карагандинском металлургическом комбинате, где за десять лет работы снискал признание и уважение коллег как ответственный работник, хороший организатор и талантливый оратор. В 1967 г. окончил завод-втуз при Карагандинском металлургическом комбинате. С 1969 по 1973 г. Н. Назарбаев находился на партийно-комсомольской работе в г. Темиртау Карагандинской области. В 1973–1977 гг. – секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината. С 1977 по 1979 г. – секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии. В 1979–1984 гг. – секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. С 1984 по 1989 г. – Председатель Совета Министров Казахской ССР. В 1989–1991 гг. – первый секретарь Центрального Комитета Ком -партии Казахстана. Одновременно с февраля по апрель 1990 г. – Председатель Верховного Совета Казахской ССР [2]. С апреля 1990 г., по мнению экспертов, начался период «институционализации» президентской формы правления в
Казахстане, продолжавшийся по декабрь 1991 г. По решению Верховного Совета Казахской ССР 24 апреля 1990 г. была введена должность Президента республики (после учреждения 14 марта того же года должности Президента СССР). В этот же день решением Верховного Совета Н.А. Назарбаев избирается Первым в истории республики Президентом. С этого момента его личная история неразрывным образом связана с историей всего народа. Следует отметить, что на начальном этапе президентская власть была ограниченной: Президент являлся номинальным Главой государства, не обладая реальной властью. Тем не менее учреждение поста Президента сыграло определенную роль в последующей трансформации всей политической системы Казахстана.
Дальнейшее становление института президентской власти в Казахстане было обусловлено принятием Закона КазССР от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР» и изменений и дополнений к нему от 25 июня 1991 г. Согласно этому документу Президент был объявлен Главой государства, наделенным высшей исполнительно-распорядительной властью. С принятием этого закона государственная система РК, формально оставаясь парламентской, по существу, перешла к полупрезидентской модели. Окончательная легитимизация института президентства произошла после проведения первых всенародных выборов Президента 1 декабря 1991 г. По итогам данных выборов, 98,7% голосов от числа принимавших участие в голосовании получил Н. Назарбаев. После самороспуска Верховного Совета в конце 1993 г. и делегирования им перед этим законодательных прав Президенту президентская форма правления стала политической реальностью, юридически оформившись в ходе принятия Конституции 1995 г. Созданная в тот период принципиальная модель президентской власти действует до настоящего времени. Следует отметить, что она продемонстрировала достаточно высокую степень эффективности и во многом способствовала выводу страны из тяжелого кризиса 1990-х гг.. Говоря словами Н. Назарбаева, «…избрав модель президентской республики, мы вывели страну из постсоветского экономического и политического хаоса». Однако объективные потребности дальнейшего развития по требовали от руководства страны активного поиска эффективной модели государственно-политического устройства, включающего: окончательный выбор между президентской и парламентской системами правления; решение проблемы разделения ветвей власти; децентрализацию власти. 16 мая 2007 г., выступая на совместном заседании Палат Парламента, Президент Казахстана предложил свое видение этой модели: «… Необходимость строительства с нуля казахстанской государственности и рыночной экономики, развития впервые в нашей истории либеральной политической системы требовала решительной консолидации общества. Поэтому я взял на себя всю ответственность за происходящее в стране, и это было необходимо. Но сегодня, когда заданы все важнейшие параметры процесса модернизации страны и мы понимаем, что он уже необратим, есть смысл перераспределить некоторые обязанности и ответственность между Президентом и Парламентом. Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Это практически трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую».
Необходимо отметить, что в 2007 г., после внесения изменений в Основной закон страны, институт президентства сохранил свою роль системостабилизирующего элемента, концентрирующего усилия элитных групп, направленные на решение важных политических задач, как это было, например, в середине 1990-х (экономический кризис) или начале 2000-х гг. (так называемый
«кризис элит»). Аналитики отмечают, что «в казахстанских условиях президентская форма правления является одной из коренных организационных предпосылок устойчивости всей политической системы страны. Президентская власть в Казахстане олицетворяет не только силу государственной власти и управления, но и, не в последнюю очередь, ту базу, на которой происходят развитие механизмов саморегуляции ветвей власти, их органичное вплетение в структуру общественной жизни, в глубинные пласты социальной культуры, специфичной для казахстанского общества».
Все это обусловлено консенсусным характером политического курса, осуществляемого Президентом Казахстана, что всегда способствовало мобилизации и сплочению политико-экономических элит в ответственные для страны моменты реформирования. Другим преимуществом политики Главы государства стала возможность осуществления масштабных реформ с минимальными конфликтами, что, в свою очередь, требовало консолидации общественных усилий для их решения. Консолидация казахстанского общества осуществлялась вокруг сильного и динамичного лидера с четким видением перспектив дальнейшего развития. Единство и стабильность под руководством Президента Н. Назарбаева является сознательным политическим решением большинства населения страны, неоднократно подтверждавшего свое волеизъявление на выборах, в том числе президентских выборах 2005 г. и парламентских выборах 2007 г. Таким образом, в данном случае стабильность выступает в качестве массового запроса, а политика стабильности, проводимая Н. Назарбаевым, отвечает ожиданиям населения.
Говоря о роли Первого Президента в новейшей истории Казахстана прежде всего необходимо отметить особую важность в политическом процессе современного Казах стана и постсоветского пространства в целом персональной составляющей. Не будет большим преувеличением сказать, что история становления государственности независимой Республики Казахстан была полностью персонифицирована и замыкалась на одном человеке. Успехи, достигнутые за годы независимости, в том числе нынешнее лидерство Казахстана в Центральноазиатском регионе, в значительной мере связаны с личностью Н. Назарбаева. Не случайно российские эксперты, специализирующиеся на изучении Казахстана и стран Средней Азии, «феномен Казахстана» рассматривают неразрывно от «фактора Назарбаева» – «…политика мирового масштаба, имеющего успешный опыт экономических и социальных реформ»: «Неоспоримый успех Казахстана – не только и не столько в нефти или других эле-ментах таблицы Менделеева, скрытых в глубинах степи… Если говорить коротко, Казахстану при Назарбаеве в гораздо большей мере удалось стать полноценным государством, чем Грузии при Шеварднадзе, Украине при Кучме, Киргизии при Акаеве. Теперь это уже очевидный исторический факт». Политолог Ю. Солозобов отмечает: «Нурсултан Абишевич Назарбаев, как бы ни говорили о нем пламенные казахские оппозиционеры, вы-полнил для своей страны куда более важную задачу. В Казахстане было построено новое национальное государство на большой малозаселенной территории с мультиэтническим населением. И самое важное, что эта успешно работающая государственность была построена не в условиях высоких цен на нефть, а, наоборот, в условиях почти полного коллапса экономики начала 90-х Казахстан, по моему глубокому убеждению, является ярким примером наиболее успешной постсоветской государственности».