Приоритеты экономической политики Казахстана
Автор: Admin
Современная модель экономического роста Казахстана
- В Казахстане в 2000-е годы сформировалась модель экономического роста, ориентированная на трансформацию нефтегазовых сверхдоходов во внутренний спрос. Эта модель обеспечила быстрый рост производства, увеличение уровня доходов и социальных трансфертов, сохранение макроэкономической стабильности. Другая сторона этой модели — высокая уязвимость к волатильности мирового нефтяного рынка.
- В казахстанской модели при распределении национального дохода неуклонно растет доля доходов бизнеса и сокращается доля оплаты труда. — Доля чистой прибыли/чистого смешанного дохода бизнеса выросла с 2000 года с 41,5% до 48,4%. — Доля оплаты труда в структуре ВВП снизилась с 38% в 2000 году до 31,4% в 2013 году.
- Низкий уровень заработных плат наблюдается у большой доли населения. Заработную плату ниже средней по стране получают: 90% занятых в сельском хозяйстве, 83% занятых в образовании, 64% занятых в обрабатывающей промышленности.
Доля работающих бедных (менее 2/3 медианного дохода — МОТ) составила: более 45% в сельском хозяйстве, более 33% в образовании, более 14% в обрабатывающей промышленности. В социально-политическом плане эта тенденция порождает у работников и их семей ощущение того, что они не получают должную часть того богатства, которое они создают. Попытки компенсировать недостающую часть дохода реализуются через рост потребительского кредитования населения и рост теневой занятости. В этих условиях размывается системная основа устойчивого общества — обеспеченный и образованный средний класс. В развитых странах для поддержания среднего класса предпринимаются постоянные усилия. США в январе 2015 года президент Обама предложил целый комплекс финансовых, налоговых и системных мер для поддержки и развития среднего класса.
- На фоне многолетнего роста доходов бизнеса Казахстана, наблюдается понижательный тренд инвестиционной динамики от 30% ВВП в 2007г. до 21,2% ВВП в 2013 году. Этот тренд подрывает темпы и устойчивость будущего экономического роста за счет сокращения инвестиционной активности бизнеса. В основном бизнес-стратегии ориентированы на расширение производства, а повышение эффективности и модернизация не стали приоритетной задачей.
Необходим переход к новой модели развития экономики Казахстана
- В ближайшее время сложно ожидать возвращения благоприятных условий, которые сформировали модель «нефтяного роста» 2000-х гг. Долгосрочная динамика мировых цен на нефть имеет тренд, который медленно растет и на него периодически накладываются циклические колебания. Период таких колебаний составлял в последние десятилетия примерно 30 лет. Сейчас пройден очередной пик цен на нефть и началась фаза их снижения, она может продлиться примерно 10-15 лет. Но даже рост цен на нефть в среднесрочной перспективе до 60-80 долл. не обеспечит прежних выскоих показателей экономического роста и привычного уровня доходов бизнеса, населения и бюджета.
- Всего через 15 лет, с 2030 года ожидается сокращение объемов добычи нефти в Казахстане и, соответственно, при сохранении сложившейся модели роста, это приведет к угасанию экономического роста Казахстана, если не найти новые драйверы роста. По нашим расчетам, к 2020 году доля экспорта нефти и газового конденсата к ВВП будет находиться на уровне 2012 года. В дальнейшем данная доля будет существенно сокращаться, и к 2040 году доля экспорта нефти и газового конденсата к ВВП сократится ниже 10%.
- Между тем, в казахстанской экономике сложилась системная зависимость от нефтяных цен. По расчетам Института, увеличение цены на нефть марки Brent на 1% влечет за собой: реальный рост экономики на 0,08%; реальный рост внутреннего спроса на 0,1%; рост чистого притока капитала на 0,83%. По нашим расчетам, с 2002 по 2013 год в Казахстане сверхдоходы от экспорта нефти (т.е., только за счет прироста цены на нефть) суммарно составили 253 млрд. долларов США. Корреляция между сверхдоходами от экспорта нефти и реальным ростом экономики до кризиса 2008-2009 гг. составляла почти 0,93, а посткризисный период выросла до 0,97. Это свидетельствует о возрастающем вкладе ценового фактора нефтяных доходов страны в реальный рост экономики и о снижении эффективности ненефтяного сектора после 2009 года. Текущий кризис на нефтяном рынке – может стать для Казахстана генеральной репетицией: какой должна быть экономическая модель страны без роста притока нефтедолларов. Изменились внешние условия (снижение цен на нефть), ожидается изменение внутренних условий (снижение объемов добычи нефти), которые сократят потоки доходов и замедлят рост: придется меньше потреблять и больше работать. Это реакция на снижение дохода государства от природной ренты. Кризис второго десятилетия 2000-х дает шанс использовать потенциальные возможности управлять изменениями, а не пытаться справиться с ними старым инструментарием. Без изменений и создания новой модели экономического роста у казахстанской экономики шансы на динамичное развитие малы.
- Краткосрочные меры, которые предпринимаются на сегодняшний день, по масштабам только частично могут решить системные проблемы экономики. Практически все меры направлены на расширение внутреннего спроса, что позволит лишь на время продлить действие старой модели роста, но не может способствовать формированию новой модели роста. Причины вышеуказанных проблем заключаются в слабости рыночной среды, вызванной доминированием после кризиса 2008-2009гг. государственного регулирования рыночной среды («ручное управление») и разрастанием квазигосударственного сектора и институтов развития.
- Основой новой модели экономического роста должно стать создание сильной мотивации к повышению эффективности как для бизнеса, так и для системы госуправления. Необходимо ослабить бремя госрегулирования и обеспечить абсолютную защиту прав собственности. Необходимо гарантировать жесткую и равную рыночную ответственность всех компаний за результаты своей деятельности независимо от их принадлежности, к какому либо сектору экономики. По нашим оценкам, для достижения приемлемых темпов роста в ближайшие годы доля валового накопления основного капитала к ВВП должна существенно вырасти: до 22% — к 2016 г. и до 27% — к 2020 г. Пятилетка 2015-2020 гг. будет определяющей для долгосрочных перспектив развития экономики. Если в этот период будут найдены ресурсы для поддержания высокого уровня инвестиций в основной капитал, несмотря на рост удельной капиталоемкости, то появится шанс выйти за пределы 2020 г. на устойчивую траекторию развития до 2050г. со среднегодовыми темпами, 4% в год. Иначе диапазон среднегодовых темпов роста снизится. Надо проводить целый комплекс реформ, а не ограничиваться набором отдельных мер.
Проблемы экономики носят хронический и фундаментальный характер и не могут быть решены точечными мерами, такими как смягчение денежно-кредитной политики или корректировка бюджетных расходов. Эти меры могут принести краткосрочный успех.
Комплекс предлагаемых системных мер
Денежно-кредитная политика. Основным направлением в области денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе должно стать поэтапное внедрение нового трансмиссионного механизма. Это потребует усовершенствования существующих и внедрения новых инструментов денежно-кредитной политики, изменены подходы к постоянным механизмам по предоставлению/изъятию ликвидности, операциям на открытом рынке.
Тенге — «сырьевая валюта» (commodity currencies). Ее поведение напрямую зависит от цен на экспортируемое сырье. Целью нововведений является активизация кредитного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и снижения значимости его валютного канала. Новый механизм будет создавать здоровую реакцию на снижение цены основного экспортного товара, способствовать снижению долларизации экономики, волатильности процентных ставок, спекулятивной составляющей на денежном рынке и, как следствие — повышению гибкости и эффективности регулирования ликвидности и проведению денежно-кредитной политики в целом. Это потребует изменения коридора процентных ставок.
Национального Банка Республики Казахстан. Его пределы будут соответствовать ставкам по операциям постоянного механизма (нижняя граница – депозиты Национального Банка Республики Казахстан, верхняя граница – займы постоянного доступа). Внедрение новых операций и инструментов в рамках трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики позволит повысить эффективность управления и регулирования ликвидности.
Бюджетно – налоговая политика. Сложившаяся тенденция повышенной зависимости бюджета от нефтяных доходов потребует проведения институциональных реформ в бюджетной сфере, повышения прозрачности его расходов. В среднесрочной перспективе потребуется консолидирование Национального Фонда в бюджетных счетах в соответствии с международными стандартами и сокращение внебюджетных расходов в контексте повышения степени прозрачности бюджетного сектора. В этой связи, первоочередной задачей становится увеличение несырьевых доходов и расширение налогооблагаемой базы совместно с улучшением налогового администрирования в целях поддержания расходов бюджета на стабильном уровне. В среднесрочной перспективе потребуется совершенствование налоговой политики в отношении налогообложения доходов, прогрессивного налогообложения и налогообложения ресурсной ренты. Применение, в условиях роста инфляции административного регулирования цен, в качестве инструмента защиты социально уязвимых групп, необходимо заменить целенаправленными адресными социальными трансфертами. Достижение прозрачности государственных расходов на программы развития и диверсификации в соответствии с высокими стандартами эффективности, потребует постепенного перехода к направлению государственных средств на Программы по индустриализации и диверсификации через бюджет. Программы кредитования через квазибюджетные организации и коммерческие банки потребуют тщательного планирования и контроля реализации. Пассивы и обязательства, вытекающие из кредитования, а также его условия должны стать рыночными и четко раскрытыми.
Промышленная политика
А) Промышленная кооперация и новые цепочки добавленных стоимостей в ЕАЭС в новых геополитических реалиях.
Реализация политики индустриально – инновационного развития в Казахстане пока не принесла значимых эффектов: доля обрабатывающей промышленности неуклонно сокращается, часто поддерживаются неконкурентоспособные проекты, не обеспеченные сырьевой базой, не имеющие рынков сбыта. Потраченные государственные средства и усилия не дают ощутимого результата («эффект решета»). Новые реалии дают шанс Казахстану использовать интеграционный потенциал ЕАЭС, и придать новый импульс казахстанской промышленной политике с учетом спроса российского рынка на замещаемую технологичную продукцию.
Более стабильный и либеральный бизнес-климат в Казахстане создает новый формат инвестиционных контрактов с инвесторами с мерами государственной поддержки: В освобождение от уплаты КПН. В принцип «стабильности» законодательства в налоговой и экологической сферах, а также прогнозируемый долгосрочный тариф по основным СЕМ. В реализация принципа «одного окна» для инвесторов, введение института инвестиционного омбудсмена и др..