Приоритеты внешней политики и дипломатии Республики Казахстан. С обретением независимости и суверенитета Казахстан встал на трудный путь вхождения в мировое сообщество, определив свое место и роль в современных международных отношениях, выявив приоритеты во внешней политике государства. Молодому государству предстояло решить ряд проблем: показать, что на самом деле представляет собой наше государство, обеспечить международное признание, его безопасность и территориальную целостность. Внешнеполитические задачи, стоящие перед Республикой Казахстан, были намечены Н. А. Назарбаевым в ряде его трудов: «На пороге XXI века», «Пять лет независимости», «В потоке истории», «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», «Эпицентр мира» и т.д. Что, же в этом плане достигнуто Казахстаном к началу III тысячелетия ? «Сегодня наша республика непосредственно вовлечена как в общемировые, так и региональные дела. В принципиальном плане решены вопросы ее безопасности, определены главные приоритеты внешней политики, создана дипломатическая инфраструктура за рубежом, и надо говорить о том, что Н. А. Назарбаев выполнил историческую по своему значению задачу» 121. —
Казахстан был признан во всем мире, и в этом заслуга дипломатии. К началу 1995 года Республику Казахстан признали 120 государств мира, с 105 из них были установлены дипломатические отношения. В Алматы функционировали 62 иностранных посольств и миссий, представительств международных и национальных организаций.
Казахстан вошел в мировое сообщество, стал членом многих международных организаций. С 1992 года — член ООН и ряда ее системы: ПРООН, ЮНЕП, ЮНКТАД, ЮНДКП, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ИКАО, ШОС, Центрально-азиатского союза, евразийского экономического сообщества, СНГ, ОИК, СВМДА и других. Казахстан теперь глубже вовлечен в решение широкого круга проблем военно-политического, социально-экономического; гуманитарного характера. Целям укрепления национальной безопасности и территориальной целостности Казахстана отвечает и сотрудничество его с НАТО, присоединение к программе «Партнерство во имя мира». Участие в ней позволит углубить и разнообразить свои связи с НАТО, упрочить свой суверенитет и безопасность, внести свой вклад в укрепление международной безопасности и стабильности, Казахстан отказался от ядерного оружия и, благодаря мудрой дипломатической политике Н.А. Назарбаева, получил гарантии от ядерных государств США, Франции, Великобритании в защите в случае атомной агрессии с применением ядерного оружия.
Дипломатическая служба Республики Казахстан претворила в жизнь многие инициативы Н.А. Назарбаева, среди которых проект создания Евразийского союза, преобразование Таможенного Союза в Международный Евразийский Экономический Союз, созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а внутри СНГ — «Десять простых шагов навстречу простым людям», где сконцентрирована и заложена боль Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, его забота о простых гражданах бывшего СССР. И следует помнить, что блестящая идея и искренние устремления Н. А. Назарбаева помочь людям и облегчить их жизнь с теплотой встречены теми, кому они были адресованы. Свидетельством тому принятые программы СНГ, сотни и тысячи благодарственных писем, адресованных Президенту Казахстана.
Мы живем в условиях глобализации, и стратегическая задача дипломатов в том, чтобы максимально использовать положительные стороны глобализации, нейтрализовать или свести на нет ее отрицательные последствия, которых может быть немало, особенно для развивающихся стран. Государства сталкиваются с такими проблемами, с которыми невозможно справиться в одиночку — нищета, болезни, деградация экологии, водных ресурсов, терроризм, организованная преступность и многое другое. Не случаен всплеск активности специализированных международных и региональных организаций, различных конференций, конвенций и других форумов, в рамках которых официальные представители государств и растущее число международных неправительственных организаций пытаются решать конкретные проблемы в отдельных областях человеческой жизни. Расширяется договорно-правовая база отношений Казахстана с большим числом государств. За последние несколько лет Республикой Казахстан на международном и межправительственном уровнях заключено 367 договоров и соглашений (178 двусторонних и 189 многосторонних). Заключены договора е соседними государствами, что позволило окончательно решить проблемы приграничных территорий с Россией, Кыргызстаном, Китаем. Что касается казахстанско-российских отношений, здесь достигнут существенный прогресс. Историческое значение для будущего наших двух стран имеет подписанная 6 июля 1998 года в Москве Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированная в XXI век, Казахстан и Россия сумели сдвинуть с мертвой точки решение проблемы правового статуса Каспийского моря. Подписаны такие крупные двусторонние документы, как Договор об экономическом сотрудничестве и соответствующая Программа на предстоящие 10 лет, Соглашение об урегулировании финансовых вопросов. Итоги официального визита Президента РК Назарбаева Н.А. в Россию в июне 2000 года и переговоры с новым Президентом РФ Путиным В.В. подтвердили взаимную стратегическую приоритетность двух стран.
Укрепление казахстанско-китайских отношений во многом достигнуто благодаря огромному личному вкладу лидеров двух стран — Назарбаева и Цзян Цзэминя в этот процесс. Они развиваются по восходящей линии. Увеличивается объем торговли, стабильно развиваются политические контакты. Демаркация границы с Китаем — важный вклад в обеспечение безопасности не только Казахстана, но и региона в целом. Визит Н.А. Назарбаева в КНР в ноябре 1999 года закрепил приоритеты политического и экономического взаимодействия с Пекином, заложил основы для двустороннего партнерства в будущем столетии.
Установлены многосторонние связи с государствами благодаря много векторной политике Казахстана. Достигнуты существенные продвижения в развитии сотрудничества Казахстана со странами Персидского залива. Активизировалась инвестиционная деятельность этих государств в Казахстане. Все более насыщенными становятся связи с Саудовской Аравией. Государства залива оказывают существенную помощь в обустройстве нашей новой столицы — Астаны.
Приоритетный характер приобретают отношения нашей страны с Государством Израиль. В политическом плане Израиль всегда поддерживал процесс демократических и рыночных реформ в Республике Казахстан, интеграционную политику РК в регионе, активно участвовал в развитии СВМДА, особо подчеркивал признательность Казахстану за открытую, дружественную позицию в еврейском вопросе, В экономической области наблюдается стабильная тенденция роста интереса к взаимному сотрудничеству.
Удалось оживить и казахстанско-египетские отношения. Казахстан заявляет о неизменности своих устремлений к стабильному сотрудничеству с Египтом — этим авторитетным государством на Ближнем Востоке. Казахстан намерен развивать и углублять свои отношения с крупнейшим государством Южной Азии — Индией, Представляется стратегически необходимым присутствие индийского капитала на казахстанском рынке, в том числе нефти и газа. В азиатской политике Казахстана должное место необходимо отводить укреплению отношений с Монгольской Народной Республикой. Учитывая общность соседства Казахстана и Монголии с РФ и КНР, решаемых обеими странами задач экономического и демократического реформирования, а также наличие большой казахской диаспоры в МНР, визит Президента Н. Назарбаева в эту страну был своевременным и полезным. Стратегически важное значение имеет для Казахстана многостороннее сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Сегодня США являются крупнейшим инвестором нашей экономики. Успешный визит в США и проведение 6-го заседания казахстанско-американской совместной комиссии стали одним из важнейших внешнеполитических событий последнего времени в двусторонних отношениях 151.
Все большую значимость для Казахстана приобретает европейский вектор внешней политики. Это обусловлено высокой степенью интеграции в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС) как один из центров политического и экономического притяжения стал самым крупным торгово-экономическим партнером Казахстана. Существенные позитивы достигнуты в политических контактах нашего государства с Францией. В политической области Франция способна серьезно поддержать становление РК как солидной региональной державы, в том числе через сотрудничество в ООН, ОБСЕ, содействие СВМДА. Великобритания и Федеративная Республика Германия — ключевые партнеры Казахстана в Европе. Приоритетными сферами сотрудничества являются транспорт, телекоммуникации, нефтяной и металлургический сектор. Одна из крупнейших компаний «ВАЕSYSTEMS» заинтересована в развитии авиационной инфраструктуры Казахстана, включая самолетный парк, аэропорты, контроль за авиа движением. Планируется заключение ряда крупных контрактов с ФРГ в сфере добычи и транспортировки нефти с целью значительного увеличения присутствия немецкого капитала в РК.
Успешно развиваются связи с Италией, Австрией, Швейцарской Конфедерацией, Испанией, Грецией.
Оптимизм вселяют наши будущие отношения с государствами Центральной Европы: Венгрией, Польшей, Чехией, Румынией, Болгарией. Переговоры между руководителями правительственных и парламентских структур — это наглядная демонстрация существенных продвижений в нашей дипломатии на этом направлении. Н.А, Назарбаев, анализируя приоритеты Республики Казахстан в решении глобальных проблем, выделил ряд путей участия нашей страны:
— в формировании мироустройства в XXI веке;
— в создании глобальных и региональных систем укрепления международной безопасности;
— в развитии международных экономических отношений, в частности, в глобализации мировой экономики.
Говоря о дипломатии Казахстана по обеспечению безопасности, нам важно учесть различные уровни. Первый уровень включает страны Центрально азиатского союза: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Второй уровень, кроме пяти новых независимых государств, включает Китай и Россию. Третий уровень предполагает участников СВМДА, а четвертый уровень ориентирован на США. Во внешней политике Казахстана можно выделить пять узловых приоритетных направлений. Это:
— развитие интеграционных процессов;
— оптимизация двустороннего сотрудничества
— реализация функциональных задач внешней политики;
— рационализация сотрудничества с международными организациями;
— институциональное и кадровое развитие МИД, его центрального и заграничного аппаратов.
Н.А. Назарбаев подчеркнул, что нет альтернативы идее многофакторности в международных отношениях. Только объединив потенциал всех стран, можно ответить на вызовы современности и создать эффективные механизмы сопряжения национальных интересов и международных усилий. Такой подход позволит дипломатам решить важнейшие задачи современности.