Настоящее сельского хозяйства заключается в том» что оно находится в тяжелом кризисном состоянии, и те реформы, которые были предприняты правительством Республики Казахстан, направлены на преодоление этой сложной ситуации. Одним из первых шагов является процесс приватизации, начатый в Республике в 1991 году. Основным критерием его является эффективность функционирования всех форм собственности, так как выведение сельского хозяйства на кризиса лежит в радикальной реформе экономических отношений и в первую очередь — отношений к средствам производства, созданной продукции, а главное — к земле.
Принятая в Республике Казахстан Национальная программа приватизации и разгосударствления до 2000 года по этапам представляет собой очень сложный процесс, который направлен на решение глобальных задач, с одной стороны-ликвидации монополии государства на присвоение средств производства. С другой стороны — реформирование государственных предприятий в системе форм хозяйствования, то есть перевод совхозов на новые формы хозяйствования. В рамках избранной стратегии, выработанной в соответствии с целями и принципами изменений отношений собственности, разработаны следующие направления: малая приватизация, массовая и по индивидуальным проектам.
Западный опыт показывает, что она проводится по крайней мере по трем вариантам:
— продажа государственной собственности в частную собственность;
— создание акционерных обществ;
— продажа акций государственных предприятий корпорациям.
Одной из главных целей приватизации во всех странах мира, проводивших ее, является углубление частной формы хозяйствования и отход государства от участия в процессе производства тех видов продукции и услуг, которые в частном секторе производятся более эффективно и качественно. Как показывает практика, такая постановка вопроса наносит и определенный вред экономике страны:
— получение сиюминутной продукции противопоставляется долгосрочным целям;
— возрастают социальные издержка государства
— наносится огромный ущерб окружающей среде.
Изучив опыт приватизации зарубежных стран, необходимо было обратить внимание на эти и ряд других серьезнейших проблем и накопленную информацию использовать в решении тех задач, которые перед нами были поставлены.
На первом этапе приватизации (1991-1992 года) главной целью было становление всех форм собственности (государственной, коллективной, частной), развитие конкуренции н предприниамательства, эффективной социально-ориентированной рыночной экономики. О выполнении данной цели в Костанайской области говорить не приходится, так как на 1 января 1993 года всего было 342 крестьянских хозяйства. На этом сказалось множество фактов, но главным образом то, что не было единой централизованной политики. С другой стороны нормативно-законодательные акты, которые принимаются в лучшем случае запаздывают, в худшем же противоречат друг другу.
Реформа собственности в сельском хозяйстве Республики Казахстан выдвинула ряд серьезных проблем перед теорией и хозяйственной практикой.
Анализ хода приватизации в Костанайской области показывает, что большое количество совхозов были преобразованы в коллективные предприятия, на которые возлагались две основные цели. С одной стороны, они выступают как форма хозяйствования, способная обеспечить безболезненную передачу государственной собственности в руки тружеников села. С другой стороны, предполагалось, что они будет будут промежуточной формой хозяйствования, из состава которых работники могут выйти со своими имущественнми и земельными долями. Но некоторые пережитки административно-командного метода управления не давали развиться второй стороне этого вопроса, поэтому был своевременным Гражданский кодекс Республики Казахстан от 5 октября 1995 года, согласно котрому возникла необходимость преобразования этих коллективных предприятий в одну из предусмотренных им организационно-правовых форм.
Создание в Казахстане эффективной социально ориентированной рыночной экономики неразрывно связано с проведением реформы предприятий, как подлежащих приватизации, так и оставшихся в собственности государства. Важным условием успеха такой реформы является поддержка ее трудовыми коллективами. Этого можно добиться только в том случае, если трудящиеся получают право выбора формы хозяйствования, либо, как минимум, право на участие в ее определении.
Исходя из вышеизложенного, приоритетное право на приватизируемую государственную собственность на этом этапе должно принадлежать, с одной стороны, трудовому коллективу, работающему на этом государственном предприятии, с другой -работникам, с учетом их их трудового вклада и стажа. Практика показала, что этот процесс превратился в чисто административный. Доходило до того, что пакеты акций или большинство земельных долей тружеников отходили руководителю этого хозяйства, Вместо превращения работников сельскохозяйственного производства в собственников и пробуждения в них чувства хозяина, мы получили обратное: крупного собственника и наемную рабочую силу. Такой вариант приватизации привел к негативнм последствиям, одним из которых является рост безработицы на селе.
Процесс разгосударствления в сельском хозяйстве проводился по инициативе собственника путем преобразования государственных, коллективных сельскохозяйственных предприятий в фермерские и крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, малые предприятия и их ассоциации и другие негосударственные формы хозяйствования.
Необходимо учитывать все факторы, которые влияют на экономическое положение конкретного хозяйства, его материально-техническую оснащенность. Порою об этом забывается, происходит формальная смена вывески, вследствие чего продолжается спад производства, снижается производительность труда.
Процесс приватизации, его успешное проведение в сельском хозяйстве Республики Казахстан зачастую связывают с количеством образования крестьянских (фермерских) хозяйств. При преобразовании совхозов, коллективных предприятий в ассоциацию крестьянских хозяйств собственность переходит в руки частных товаропроизводителей. Есть и другие формы организации этих хозяйств. Как вытекает из закона «Об индивидуальном предпринимательстве», принятого в 1997 году, основными формами крестьянского хозяйства являются:
1) хозяйство, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;
2) фермерское хозяйство, на осуществлении личного предпринимательства;
3) фермерское хозяйство, организованное в форме простого товарищества на основе договора о совместной деятельности;
4) законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и другие формы крестьянского (фермерского) хозяйства. Законодательно это разработано и закреплено, но в хозяйственной практике предстоит еще немало сделать для того, что бы эти крестьянские (фермерские) хозяйства заработали эффективно, в частности необходимо:
— создание материально — технической базы;
— финансовая поддержка, в том числе выдача краткосрочных кредитов с низким процентом на закупку оборотных средств;
— разработка механизм земельного залога в качестве гарантий кредитов;
— установление паритета цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства.
— льготная налоговая политика.
Неразвитость инфраструктуры по техническому обслуживанию фермеров приводит к тому, что они работают на изношенной технике, а обновить средства производства не могут из-за высоких цен на них. Опыт последних лет показал, что единственным выходом из создавшегося положения является кооперирование крестьян.
По вопросам финансирования фермерских хозяйств государством возникает много споров и полемики. За годы Советской власти наши труженики привыкли к тому, что деньги, которые государство выделяло на развитие сельскохозяйственного производства, можно не возвращать» так как со временем их спишут. Большинство крестьянских хозяйств также пошли по этому пути и на данный момент не могут получить кредиты на необходимое (горюче-смазочные материалы, семена, удобрения и т.д.), так как им надо погасить долг перед государством. А вновь образовавшиеся не могут правильно распределить полученные денежные средства. Во-вторых, Костанайская область находится в зоне рискованного земледелия и норой полученный урожай не покрывает кредит. В-третьих, очень высокая процентная ставка. Новые формы кредитования, принятые в Республике Казахстан, носят порою грабительский характер. Например, в 1997 году на полях Костанайской области работали американские комбайны, а оплата за них порою доходила до 20% от собираемого ими урожая.
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в сельскохозяйственном производстве не является достаточным условием функционирования полноценного рынка. Необходимо формирование всех субъектов аграрного сектора, гарантирования им экономических прав и свобод, а также максимального равенства возможностей для них.
Целью 2 этапа являлось последовательное формирование среднего класса и Собственников. Как представляется, эти предприниматели должны были быть заинтересованными вкладывать деньги и развивать процесс производства. Такого не произошло по ряду причин, важными их которых являются:
— приватизированные предприятия не стали эффективнее работать, то есть получать больше прибыли, наоборот, становились убыточными;
— большой срок оборачиваемости капитала в сельском хозяйстве, чем в других отраслях народного хозяйства;
— огромная доля риска сельскохозяйственного производства.
Одной форм хозяйствования, куда предприниматели могут свободно вкладывать деньги, являются товарищества и акционерные общества. Их правовое положение определено Законом Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах», вышедшем в июне 1989 года. Положительной стороной акционерного общества в сельскохозяйственном производстве является возможность дополнительного привлечения финансовых ресурсов, а также преимущество крупного производства перед мелким, а именно:
— техническая оснащенность. У крупных товаропроизводителей выбор техники богаче* чем в мелких крестьянских хозяйствах, даже если она физически и морально устарела.
— экономия затрат. Покупка средств производства больших партий по оптовым ценам, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции крупных партий на единицу продукции всегда дешевле.
— стойкость в конкуренции. В жестких рыночных условиях крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими.
— высокий уровень концентрации производства. -эффективное использование рабочей силы. Крупное
производство позволяет перераспределять рабочую силу между отраслями сельского хозяйства;
— производство многообразных видов сельскохозяйственной продукции. Мелкие производители стараются специализироваться на выпуске 2-х или 3-х видов в продукции, а крупные имеют возможность и перерабатывать производимую продукцию.
Характеризуя различные формы хозяйствования» совершенно неправомерно отдавать предпочтение одному из них. Каждая из рассмотренных организационных форм, как показала практика приватизации, имеет как преимущества, так и недостатки, которые в конкретных условиях проявляются по -разному. При выборе их, равно как и при принятии других хозяйственных решений, крестьянин, изучая различные советы и рекомендации, должен действовать с учетом своих возможностей, принимая наиболее подходящий для себя вариант.
важной особенностью приватизации государственных предприятий являются их крупные размеры, концентрация капитала, специфичность производимой продукции. Как представляется, эти особенности присущи были и для крупных сельскохозяйственных предприятий Костанайской области, поэтому и процесс приватизации этих предприятий должен быть такой же, как и по индивидуальным проектам.
В рамках программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 декабря 1995 года принята Программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в 1996-1998 года. Главной целью данного этапа является достижение и закрепление преобладания частного сектора в экономике, Республики Казахстан, путем завершения в основном процесса приватизации.