Проблема девиантного поведения имеет длительную эволюцию методологических подходов. Первоначальное понятие «трудный» как синоним отклоняющегося поведения, употребляемое с конца XIX века, имело условный, эмпирический смысл как широкое обобщенное понятие, под которым понимались различные категории представителей отклоняющегося поведения с разной степенью его проявления. Сюда относились трудновоспитуемые, беспризорные, морально и социально запущенные, трудноисправимые, проблемные, правонарушители, дезорганизаторы, умственно отсталые, малолетние преступники и т.п.
На протяжении развития педагогики и психологии интерес к «трудным» детям не был одинаков. Первоначально он чаще всего возникал у педагогов-практиков. Им приходилось устанавливать причины, вызывающие трудности в воспитании, искать пути их преодоления, находить правильный подход к «трудному» ребенку, подыскивать ключи к его характеру. Все это требовало теоретического обоснования. До настоящего научного подхода к проблеме «трудных детей» (девиантных, как называют их теперь) психолого-педагогическая наука прошла значительный путь своего развития и характеризуется многообразием подходов:
1. Длительное время преступность как крайнее выражение «трудности» детей рассматривалась с биологических позиций (XIX-нач. XX вв.), представителями которых являлись Ч. Ломброзо (1835-1909 гг.) и его последователи Т. Симеон, Д. Дриль, Н. Гришаков и др. Согласно этому подходу отклонения от нормального развития ребенка были обусловлены наследственной природой, детскому возрасту приписывались врожденные предрасположения к преступлениям, их фатальная неизбежность ввиду дефективного поведения. Тем самым игнорировались педагогическое воздействие и причины такого поведения.
2. В начале XX столетия «трудность» воспитания детей стала рассматриваться как социально-педагогическая проблема, а сама личность ребенка как социально-педагогический продукт. Этот подход был основан на марксистском понимании диалектики взаимодействия среды и личности.
Проблема «трудного детства», поставленная в начале столетия (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И А. Сикорский и др.), стала осмысливаться с позиций, признающих наличие индивидуальных, изначальных и приобретенных качеств [2, 120].
В 20-е гг. XX в. уделялось внимание внешним факторам воздействия на психику ребенка. Причины преступности рассматривались в зависимости от тяжелых социально-экономических условий. Характеризуя эту обстановку и социальную запущенность детей того времени, видный русский криминалист СВ. Познышев отмечал: «На путь порока их гонит бездомность, нужда, развращающие примеры».
П.П. Блонский в работе «Трудные школьники» писал: «Материальная нужда семьи и безнадзорность — родители детской дезорганизованное™» [4, 80].
Подвергается разоблачению концепция « моральной дефективности», не состоятель -ности детей (Л. Выготский, П. Блонский, А.Залкинд), которая сводилась к тому, что морально дефективный ребенок — это ребенок не с врожденными органическими недостатками, но выбитый из социальной колеи; причины моральной дефективности следует искать не в ребенке, а в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, неблагоприятных для детского развития, в другой среде трудность утрачивает черты моральной дефективности.
3. В 30-е гг. изучение трудновоспитуе-мости шло путем анализа системы ребенок -среда — воспитание (П.П. Блонский, Н.И. Озе-рецкий, Л С. Выготский, В.Н. Мясищев, Л.Ф. Лесгафт, В.П. Кащенко и др.). В.М. Мясищев в работе «Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей» определяет трудновоспитуе-мость как низкий уровень отношений детей и подростков [5].
Н.И. Озерецкий в книге «Трудновоспитуемые дети» отмечал роль педагогических мер в предотвращении трудновоспитуемое™, считал, что «с каждым трудным и его семьей должна вестись усиленная педагогическая работа со стороны педколлектива и общественных организаций школы. Чем лучше поставлена эта работа, тем меньше в ней коллектива трудных» [6, 80-81].
В этот период А.С. Макаренко систему перевоспитания определял как формирование человеческих взаимоотношений личности со средой.
4. 50-е годы XX века характеризуются новым методологическим подходом в работе с трудновоспитуемыми и осужденными, в основе которого ориентация на меры социально-педагогического воздействия и отказ от мер карательного характера. Это период отхода от дегуманизации и перехода к принципу гуманизации, необходимости изучения всех условий воспитания, сфер личности, совершивших преступления.
Л.М. Зюбин в диссертационном исследовании «Психология асоциального поведения несовершеннолетних правонарушителей» полагает, что по отношению к правонарушителям следует руководствоваться тем, что «дело не в усилении наказаний, а в организации индивидуализированной продуманной работы, включении их в содержательную, полезную деятельность, помогающую пересмотреть свою бывшую позицию в жизни» [7]. Повышалась роль педагогизации среды.
5. 60-80-е гг. XX в. — это период, связанный с комплексным изучением личности несовершеннолетних преступников педагогами, психологами, социологами, юристами, представителями других наук.
С 1963 г. осуществляется координация работ по проблеме «Борьба с преступностью несовершеннолетних». В этом направлении работу возглавлял Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности-
В 1973 г. в Москве состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция «Психологическое изучение трудновоспитуемых
школьников и несовершеннолетних правонарушителей», в которой приняли участие 125 ученых различных союзных республик, в том числе и из Казахстана: психологи, педагоги, юристы, медицинские работники, аспиранты, практические работники учреждений, связанных с работой с трудновоспитуемыми детьми [8]. К этому времени проблемой трудновоспи-туемости занимались казахстанские ученые и исследователи: А.К. Керимов, ГА. Уманов, В. Парфенов, В. Трифонов, А.Д. Джумабаев, В. Баженов и др.
В этот период организуются научно-практические конференции и проблемные семинары по линии секции отделения Педагогического общества АПН СССР «Трудные дети и их перевоспитание». Их инициатором являлся ученый-психолог М.А. Алемаскин (г. Москва). Свою весомую роль в этом важном деле сыграли Всесоюзные педагогические чтения, на которых в рамках специальных секций обсуждались проблемы воспитания и перевоспитания детей и подростков (Москва, 1968 г.; Ленинград, 1970 г.; г. Минск, 1973 г.; Киев, 1976 г.; г. Алма-Ата, 1979 г.; Ереван, 1982 г.; Свердловск, 1985 г.; г. Ташкент, 1988 г.).
6. Постсоветский период с 1991 года связан с переоценкой подходов к воспитанию молодежи в новых социальных условиях переходного периода. Период, связанный с распадом СССР, сменой общественного строя, утратой прежних социальных ориентиров и несформированностью новых. Период, характеризуемый нравственной нестабильностью в обществе, новыми сомнительными ценностями, кризисом духа значительной части молодежи, меркантильной психологией, культом денег, недостаточным вниманием к проблемам воспитания молодежи, когда воспитание отодвинулось на второстепенный план, изданием низкопробной литературы, спадом интереса к чтению полезной литературы, развитием тенденции некритического заимствования западных образцов, моделей, стандартов жизни, что способствовало многим негативным проявлениям. Многие дети, несовершеннолетние подростки стали заложниками новой переходной системы. Появился класс «новых трудных», носителей вышеназванных качеств и проявлений-
7. Современный этап в связи с развитием психологических наук и расширением создания в образовательных и других учреждениях социально-психологической службы можно условно назвать психологическим подходом к проблеме девиантного поведения (английский термин, широко используемый в теории и практике). В настоящее время представлены многие отрасли научных дисциплин: правонарушитель екая психология, юридическая психология, исправительная психология, возникла дисциплина «Девиантология» [9]. специально изучающая психологию отклоняющегося поведения, которая приобрела статус самостоятельной отрасли науки.
Все это является основанием и методологической базой углубленного изучения природы и психологии формирования девиантного поведения детей и подростков с целью психопрофилактики и позитивного изменения личностных качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Симеон Т. Причины детской преступности // Вестник просвещения. — МОНО. 1923. -№2.
2 Дети «группы риска» // Педагогика. -1992.-№9-10.
3 Познышев Т.В. Детская преступность и меры борьбы с нею. — М.: Изд. Московского об-ва борьбы с детской преступностью, 1911.