Проблема распространения и транзита наркотиков на территории Центральной Азии актуализировалась сравнительно недавно, лишь в 90-х годах XX века, однако за столь небольшой промежуток времени сумела превратиться в настоящую угрозу безопасности всего региона.
Центральная Азия пережила непростое десятилетие дезинтеграции постсоветского пространства и становления национальных государств, экономических, политических, социальных и культурных реформ, что способствовало ухудшению ситуации в сфере борьбы с наркоугрозой. С каждым годом проблема наркотрафика в странах Центральной Азии становится масштабнее и все больше проявляются ее негативные последствия.
В настоящее время наркоугроза не замыкается в границах какого-либо одного государства или региона, а имеет трансграничный, глобальный характер. К прямым последствиям накробиз-неса можно отнести трансграничную преступность, деградацию общественных институтов и дестабилизацию экономических систем охваченных им стран. Доходы от продажи наркотиков идут на финансирование и поддержку различных экстремистских групп, закупку вооружения и подготовку террористических актов. К тому же, наркоторговля неразрывно связана с нелегальной деятельностью в сферах торговли людьми, отмывания денег и игорного бизнеса [1].
Основным источником наркоугрозы для Центральноазиатско-го региона, безусловно, является Афганистан. Сельское хозяйство и экономические основы страны в целом были подорваны гражданской войной, что и побудило местное население заняться возделыванием опиума, торговля которым стала для него чуть ли не единственным стабильным источником дохода.
Антитеррористическая военная кампания США в Афганистане привела к смене политической элиты, но никак не повлияла на изменение экономической основы страны, корнями уходящей в сферу наркобизнеса. Объем и производство наркотиков с начала проведения антитеррористической операции увеличились более чем втрое, причем ежегодный оборот незаконной торговли афганскими опиатами оценивается в сумму более 40 млрд. долл. США.
На сегодняшний день афганские наркоторговцы способны обеспечивать до 90% мировых поставок опиума. Согласно данным, приведенным в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности относительно мониторинга посевов опийного мака в Афганистане, в 2007 году площади, засеянные опийным маком, выросли до 193 тыс. га против 165 тыс. га в 2006 году. Ожидается, что его будет собрано 8200 тонн, что на две тыс. тонн больше прошлогоднего урожая. Общая площадь земель, использующихся под посевы опийного мака в Афганистане, уже превышает площади, занятые под посевы коки в Колумбии, Перу и Боливии.
В то же время, международному сообществу совместно с правительством Афганистана удалось удвоить число афганских провинций, свободных от опиумного мака — с 6 до 13. Однако это касается только центральных и северных районов страны, где правительство укрепило свою власть и увеличило присутствие правоохранительных органов. До 80% опийного мака в Афганистане выращивается в южных провинциях на границе с Пакистаном. Только в провинции Гельменд, где активизировались мятежные силы движения Талибан, масштабы культивирования наркосодержащих растений выросли на 48%, а их площадь составила 102 770 га [2].
Центральная Азия входит в так называемый «Северный маршрут» транспортировки наркотических средств из Афганистана в Россию и страны Европы. Согласно подсчетам экспертов ООН, через этот коридор проходит около 30% производимого в Афганистане героина. Наиболее часто для нелегальной транспортировки наркотиков используется территория Ферганской долины, где сложились благоприятные для наркобизнеса условия: несовершенство законодательства, недостаток таможенного и пограничного контроля, коррумпированность чиновников. Помимо всего прочего, это — один из наиболее дешевых маршрутов транспортировки наркотиков из Афганистана. Только через Таджикистан ежегодно проходит до 100 тонн героина, что эквивалентно годовому спросу на наркотики на рынках Северной Америки и Западной Европы [3].
Первым перевалочным пунктом афганских наркотиков в ЦА является Таджикистан. Согласно статистике, на долю Таджикистана приходится 60% всех наркотиков, изымаемых из оборота по СНГ. По данным ЮНОДК, страна занимает четвертое место в мире по объемам изъятия героина [4]. Однако нужно учитывать и тот факт, что сегодня правоохранительные органы способны изымать из оборота лишь 10% от общего потока наркотических веществ. Ранее основной вклад в борьбу с наркоторговлей на тад-жикско-афганской границе вносили российские пограничники, затем произошла передача охраны границ таджикским подразделениям, что несколько ослабило контроль над пограничными территориями.
Достаточно оживленное движение потоков наркотических средств наблюдается в Кыргызстане. Согласно мнению экспертов, по территориям южного и юго-восточного регионов страны пролегают основные маршруты перемещения наркотиков из Афганистана. В наркобизнес вовлечены различные группы кыргызского населения, и объем перевозок запрещенных веществ и. препаратов с каждым годом увеличивается.
Согласно подсчетам аналитиков, до 70% афганских наркотиков, попадающих на рынки России и Европы, транзитом проходят через Казахстан, при этом третья их часть распространяется в самой республике [5].
Протяженность узбекской границы с Афганистаном в сравнении с таковой у соседних Таджикистана и Туркменистана значительно меньше. Однако и здесь существует сеть перевалочных пунктов, предназначенных для транспортировки афганских опиатов на мировые рынки. Незаконное перемещение наркотиков в Узбекистан осуществляется также из Таджикистана и Кыргызстана.
В список ключевых стран, через территории которых осуществляются транзитные перевозки наркотиков, эксперты включают и Туркменистан. Объявив о своем нейтралитете, страна отказалась от помощи российских военных в охране своих границ, что сделало их уязвимыми, особенно в районе, где смыкаются рубежи Ирана, Туркменистана и Афганистана.
Одной из причин увеличения наркопотоков на территории Центральной Азии является коррумпированность сотрудников административных и правоохранительных органов на различных уровнях. Возможные заработки от транспортировки наркотиков в десятки раз превышают реальные зарплаты рядовых сотрудников упомянутых структур, что подталкивает их к совершению противозаконных действий. Ситуация обостряется и в результате того, что социальная нестабильность, бедность, низкий уровень доходов вынуждают население, особенно молодежь, заниматься торговлей и транспортировкой наркотиков. Слабый контроль на границах и недостаточное финансирование правоохранительных служб лишь способствуют росту наркотрафика. К тому же, страны Центральноазиатского региона испытывают недостаток в административных ресурсах для обеспечения адекватных мер, направленных на предотвращение дальнейшего ухудшения ситуации.
На сегодняшний день серьезной проблемой является четко установленная устойчивая взаимосвязь между наркоторговлей, преступностью и, как следствие, терроризмом. Все отчетливее прослеживается взаимозависимость между «горячими точками» планеты и наркобизнесом, так как политическая и экономическая нестабильность порождают правовой вакуум, что приводит к дестабилизации ситуации и отсутствию контроля.
Стоит отметить и тот факт, что современный наркотрафик — это дорога с двусторонним движением, по которой как афганские наркотики поступают в Европу и Россиючерез Центральную Азию, так и центральноазиатские страны становятся конечными пунктами доставки европейских наркотиков. Ухудшает ситуацию и то, что наркотрафик, часть которого «оседает» на территории ЦА, приводит к увеличению здесь числа наркозависимых и больных СПИДом. В настоящее время, по оценкам ЮНОДК, численность наркоманов в странах ЦА более чем в два раза превышает численность таковых в странах ЕС и в три раза — в странах Азии [6].
Как уже отмечалось, основной проблемой в борьбе с незаконным оборотом наркотиков является уязвимость границ цен-тральноазиатских республик. Выходом из подобной ситуации могло бы стать тесное взаимодействие транзитных государств со странами-производителями и странами-потребителями наркотиков. Для этого необходим комплексный пограничный контроль территорий, осуществляемый в рамках всего региона.
Добиться желаемого результата можно через углубление межведомственного сотрудничества полиции, таможенных, пограничных структур, разведывательных и миграционных служб каждой страны, которое должно происходить параллельно с развитием международного сотрудничества с соседними государствами [7].
Безусловно, у центральноазиатских стран имеется потенциал для борьбы с наркотрафиком. В первую очередь, надежды возлагаются на такую региональную структуру, как Шанхайская организация сотрудничества. На недавнем саммите ШОС была подчеркнута необходимость дальнейшего углубления сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, укрепления взаимодействия между соответствующими компетентными органами. В совместной декларации была поднята тема создания вокруг Афганистана, одного из основных поставщиков наркотиков в мире, «поясов антинаркотической безопасности».
Важная роль отводится также Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и ее Координационному подразделению, в компетенцию которого входит контроль за оборотом наркотиков. Большая работа ведется в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), координирующей деятельность органов государств-членов с целью предотвращения распространения и транспортировки наркотических средств, психотропных веществ и нивелирования других угроз безопасности.
В 2003 году был принят План мероприятий по выполнению решений Совета коллективной безопасности по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне, в котором были поставлены задачи в сфере политического сотрудничества, в области пограничной политики, подготовки кадров и научных исследований, в правовой сфере, по линии информационного противодействия.
В целях реализации Плана и решений глав государств — членов ОДКБ ежегодно проводятся комплексные оперативно-профилактические операции «Канал». Именно в рамках данного проекта делаются реальные шаги по построению «поясов антинаркотической безопасности». Подобные операции уникальны еще и потому, что впервые на постсоветском пространстве осуществляются широкомасштабные меры, направленные на борьбу с наркоугрозой.
Помимо государств — членов ОДКБ в мероприятиях принимают участие и другие страны — Азербайджан, Иран, Китай, Монголия, США, Узбекистан, Украина. Организация наладила рабочие контакты с Управлением по наркотикам и преступности ООН (ЮНОДК), организован регулярный обмен информацией с этой международной структурой, что вылилось в подписание Протокола о сотрудничестве между ОДКБ и ЮНОДК по наркотикам и преступности.
Стремясь эффективно скоординировать действия цент-ральноазитских республик, Управление ООН по наркотикам pi преступности выдвинуло инициативу о возможности создания Центральноазиатского регионального информационно-координационного центра, поле деятельности которого будет лежать в области контроля за наркотиками (ЦАРИКЦ). При поддержке и покровительстве ЮНОДК в Кыргызстане и Таджикистане действуют региональные отделения Агентства по контролю за наркотиками, основной целью которых является сотрудничество в борьбе с афганским наркотрафиком.
В соответствии со Стратегической Программой для Центральной Азии (2004 -2007 гг.), ЮНОДК финансирует и реализует региональные проекты в четырех приоритетных областях, а именно:
Общий бюджет подобных проектов лишь в Центральной Азии составляет 54 675 700 долл. США, 85% этих средств сконцентрированы в области политики и законодательства [8].
Большое значение в борьбе с наркотрафиком имеет деятельность Международного комитета по контролю за наркотиками (МККН) — по координации международных усилий, направленных на контроль и предотвращение использования прекурсоров, применяемых в производстве героина.
Ежегодно проводятся встречи представителей Антинаркотического соообщества Центральной Азии (FANC). FANC является неофициальной ассоциацией офицеров по связям посольств и миссий в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Встречи, проводимые в рамках данного сообщества, позволяют участникам обмениваться информацией о наркоситуации, складывающейся в Центральной Азии, и обсуждать проблемы, связанные с правоохранительной деятельностью государств.
Перечисленные выше ведомства и организации осуществляют огромную работу в рамках борьбы с наркотрафиком, однако их деятельность могла бы быть существенно более эффективной при достижении более высокого уровня координации между ними. В данном контексте ЦАРИКЦ смог бы стать важным и основным контактным пунктом для обмена информацией, опытом и координации оперативных мероприятий между правоохранительными органами различных стран региона. Ближайшими планами Центра должно стать согласование региональной стратегии между государствами-участниками и международными организациями в целях более скоординированного ответа на проблему незаконного оборота наркотиков.
На сегодняшний день число ведомств, способных сотрудничать в полную силу, не так велико. На территории СНГ действуют только три отвечающих всем требованиям специализированных структуры, к которым можно отнести Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН), Агентства по контролю над наркотиками Кыргызской Республики и Республики Таджикистан (АКН). Работа данных структур построена на схожих принципах и механизмах деятельности, что облегчает процесс их взаимодействия. Остальные государства ЦА пока не сформировали специализированные ведомственные структуры, предпочитая создавать отдельные департаменты по борьбе с наркотиками в составе МВД, таможенной службы и др., что замедляет оперативно-следственную деятельность в этой сфере.
Подводя итоги, необходимо отметить, что распространение наркоторговли в Центральной Азии напрямую связано с ее геополитическим положением, а именно — расположением региона непосредственно между крупнейшими странами-производителями и странами-потребителями наркотиков. Как показывает международная практика, борьба с наркобизнесом будет более эффективной в случае принятия странами региона конкретных совместных усилий.
В первую очередь, центральноазиатским государствам следует сформировать единый межгосударственный подход к борьбе с наркотрафиком, усовершенствовать законодательную базу, которая образовала бы общее правовое пространство. Необходимо также обеспечить беспрепятственный обмен информацией по вопросам борьбы с наркоторговлей, укрепить пограничные рубежи региона, проводить мероприятия по профилактике и лечению наркомании, активно участвовать в международных антинаркотических программах.