За последние годы в развитии мировой энергетики сложились устойчивые тенденции к ее глобализации и регионализации. Эти процессы выражаются посредством создания межгосударственных региональных энергетических рынков и транснациональных союзов топливно-энергетической направленности. Ни одна, даже сверхобеспеченная топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) страна мира, не участвующая в интеграционных международных процессах в сфере энергетики, не в состоянии обеспечить должный уровень своей экономической безопасности и устойчивых темпов развития национальной экономики. Не случайно американское военно-политическое присутствие в Центральной Азии (ЦА) связано с такими приоритетами доктрины неоглобализма, как необходимостью повышения уровня резистентности экономик США и его стратегических союзников от колебаний конъюнктуры на мировых энергетических рынках и использования для достижения своих новых геоэкономических целей значительных запасов ТЭР, в первую очередь, водоземельного и минерально-сырьевого потенциала ЦА. Глобальное стратегическое соперничество будет осуществляться под знаком однополюсной поляризации в геоэкономическом противостоянии США, России и Китая в жесткой конкурентной борьбе за первичные энергетические и сырьевые ресурсы мировой экономики, всеобъемлющий контроль на международных энергетических и сырьевых рынках.
Таким образом, ЦА становится экспериментальным полигоном, где будут отрабатываться эффективные экономико-политические технологии и методы ведения США новой мировой энергетической войны за господство на трансконтинентальных и региональных рынках. Затем модели неоглобализма будут тиражироваться и в других регионах мира.
В складывающейся ситуации страны ЦА могут и должны использовать ряд объективных предпосылок для укрепления своих позиций в мировой экономике, установления нового содержания в региональном сотрудничестве и гибкой тактике партнерства с ведущими экономическими державами, имеющими стратегические интересы в ЦА.
К числу перспективных целей при формировании общих энергетических рынков ЦА следует отнести:
• обеспечение широкого притока зарубежных инвестиций, требуемых для поддержания в рабочем состоянии и развития топливной, генерирующей и передающей базы энергетики;
• создание стабильных и надежных источников поставок ТЭР на внутренние и зарубежные рынки;
• достижение безопасного и недискриминационного транспорта и транзита энергоносителей через территории третьих стран;
• разработку и осуществление согласованной политической линии на международных рынках энергоносителей.
Следует отметить, что географическое положение ЦА, возможность создания транспортных и энергетических «коридоров» к акватории Индийского океана делают доступными для энергоносителей и других сырьевых ресурсов региона емкие рынки Юго-Восточной Азии, Средиземноморья, АТР. Также — диверсифицированная, но неравномерно распределенная по территории ЦА ресурсная база энергетики дает масштабные возможности обмена — торговли ТЭР на региональном рынке и создания единых энергосистем с приграничными районами Китая и России, где заметны признаки устойчивого экономического роста.
К числу же негативных факторов надо отнести:
• недостаточную пропускную способность трансграничных транспортно-коммуникационных и энергетических связей и слабую разведанность значительной части топливно-энергетического потенциала ЦА (плато Устюрт, шельф Арала и прилегающие территории и т. д.);
• низкий уровень использования ТЭР на всех стадиях воспроизводственного цикла, критически высокий уровень износа производственных мощностей в сфере топливно-энергетического комплекса, острый недостаток инвестиций, отсутствие достаточных заделов в строительстве новых и техническом перевооружении действующих энергетических объектов.
1. Энергетический потенциал ЦА.
Страны ЦА — это региональное образование, занимающее территорию около 4 млн. кв. км и имеющие общую численность населения 55,35 млн. чел. (2000 г.). О ресурсном энергетическом потенциале ЦА в таблице № 1.
Характеристики зарубежных и национальных экспертов определяют долю ЦА в структуре мирового энергетического ресурсного потенциала следующим образом:
• по разведанным запасам угля — около 4%;
• по разведанным запасам нефти — 2%. Однако, сюда не вошли предварительные оценки запасов нефти на казахстанской части шельфа Каспия и прилегающих к нему территорий (Северный Казахстан и др.), которые выводят страну в пятерку ведущих нефтяных держав мира;
• по запасам природного газа — 4,5%;
• по запасам урана — 20%;
• по экономически эффективному гидропотенциалу — 5,5%.
Временные границы исчерпания ТЭР в ЦА в 1998 г. оценивались:
• по углю, при добыче 62 млн. т/год — более 600 лет;
• по нефти, при добыче 45,2 млн. т/год — около 65 лет;
• по природному газу, при производстве 88,4 млрд. куб. м/год, примерно, 75 лет.
Значительные возможности кроются в использовании нетрадиционных и возобновляемых источников энергоресурсов (НВИЭ), включая развитие малой гидроэнергетики на горных реках, которые способны полностью удовлетворить спрос на электроэнергию на внутренних рынках ЦА.
По нашим оценкам и прогнозам, в ближайшей перспективе в числе системообразующих факторов для формирования общих энергетических рынков региона и их транспортно-коммуникационной инфраструктуры выдвинутся ядерные проекты в сфере энергетики. Назрела объективная потребность в развитии международного сотрудничества по развитию в ЦА современной индустрии, обеспечащей опережающие темпы развития атомной энергетики на азиатском субконтиненте. В этих целях представлялось бы целесообразным создание на базе Национального центра ядерных исследований (г. Курчатов, Казахстан) Международного центра атомной энергетики и ресурсосберегающих технологий по версии технополиса («Силиконовая долина»), с введением экономических и правовых режимов, аналогичных свободным экономическим зонам (КНР), и точечных субСЭЗ в целях ускоренного получения компонентов для ядерной энергетики, предназначенных к использованию не только в ЦА, но и ЮВА, АТР.
Особого внимания заслуживают проблемы повышения эффективности гидроэнергетических ресурсов ЦА, международное сотрудничество по гармонизации противоречивых экономических интересов в использовании стока трансграничных рек, сбалансированию на компенсационных основах их энергетической и мелиоративно-ирригационных составляющих.
Извечно водные ресурсы в ЦА были предметом больших и малых конфликтов. При соблюдении энергетических режимов регулирования аквасистем Заилийс-кого Алатау, Тянь-Шаня, Памир-Алайского горных массивов серьезно страдают от весенне-летнего маловодья орошаемое земледелие, рыбоводство и другие отрасли аграрного сектора ЦА.
Ныне же сложились уникальные геополитические предпосылки создания межгосударственных гидромелиоративных систем на всем протяжении русел трансграничных рек в Центрально-Азиатском регионе. Под эгидой авторитетных международных организаций (ООН, ЕС, ШОС, ЕврАЭС, ЦАС) по инициативе ведущих экономических держав (КНР, России и США) будет использована интеграционная модель, при которой водоземельный потенциал и ТЭР ЦА функционируют как единый региональный экономический комплекс мировой экономики.