Изменение ценностного статуса религии в современных постсоветских государствах, произошедшее под воздействием политических, экономических и социокультурных предпосылок, повлекло преобразование идеологического климата и способствовало политизации роли религии. Дело в том, что, несмотря на разные предназначения, цели, сферы деятельности, религия и политика взаимосвязаны. Взаимоотношения политики и религии в каждый исторический период требуют конкретного анализа, призванного раскрыть специфику участия разных звеньев религиозных организаций в политике и особенности использования религии политическими деятелями.
Независимо от конфессиональной принадлежности, религиозные организации проводят свою собственную религиозную политику, направленную на укрепление позиций и расширение своего влияния на все сферы социальной жизни общества, а в отдельных случаях — ведут открытую политическую борьбу за власть, в том числе, с использованием экстремистских форм. При этом руководители религиозных организаций в новых исторических условиях с помощью модернизации культа или, наоборот, обращения к наиболее консервативным, фундаменталистским началам, стремятся укрепить позиции, привлечь в его ряды новых последователей. По мнению экспертов, все это ведет к тому, что религиозная ситуация в Казахстане в настоящее время усложняется.
Большинство возникающих в Казахстане религиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещания не только приобщить население Казахстана к истинной вере, но и способствовать его материальному процветанию, а само общество — сделать гуманным и справедливым. Многие сограждане обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильности, душевный покой.
В то же время, появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели государственно-конфессиональных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа. Именно этим во многом и руководствовалось государство, принимая Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Очевидно, что, помимо вопросов совершенствования законодательства в области государственно-конфессиональных отношений, задачи государственного строительства требуют решения еще целого ряда проблем. К таким проблемам можно отнести:
1. Религиозное просвещение и образование;
2. Необходимость совершенствования межконфессиональных отношений в РК;
3. Влияние на деятельность казахстанских конфессий зарубежных религиозных центров;
4. Мировой опыт решения государственно-конфессиональных отношений и его творческое применение к казахстанской специфике.
Относительно религиозного и религиоведческого просвещения и образования следует отметить, что Казахстан встал перед насущной необходимостью в определении форматов этой деятельности. Актуальность данного процесса обусловлена как политизацией религии, так и утратой традиционными институтами воспитания и просвещения своей идейной основы.
Например, светские страны Европы в подавляющем большинстве ввели в обязательном порядке религиозное образование в школах. Доказано, что религиозное образование (конечно, ведущееся в легальных рамках) снижает уровень угроз, исходящих от ложнорелигиозных групп и общин. Не случайно ЕС, в поисках методов интеграции мусульманских общин в культуру и политическую систему европейских стран, признал необходимым введение основ религий (именно религий, а не религиоведения) в школах Европы. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла в последние три-четыре года несколько соответствующих постановлений и рекомендаций. Признано, что такое образование воспитывает религиозную толерантность, особенно у молодых людей.
Казахстан — при условии достаточно жесткого контроля -также мог бы расширить систему религиозного образования в контексте развития традиционных для ментальной культуры религий и при осознанном желании родителей предоставлять такое образование детям. Элементы религиозного просвещения и образования, введенные достаточно широко (а не только в специальных религиозных учебных заведениях), могут сыграть положительную роль в повышении религиозной грамотности, что снизит объемы мниморелигиозной среды, от которой исходят вполне ощутимые угрозы; лишат экстремистских проповедников возможности спекулировать на цитатах из Священных книг; повысят уровень религиозной толерантности в стране (поскольку очевидно, что чье учение знаешь, того не боишься); сделают казахстанское общество реально способным к межрелигиозному диалогу — и внутри страны, и на международной арене.
Помимо религиозного образования и просвещения, в модели светского и многоконфессионального, полиэтничного государства важно развитие и распространение религиоведческих знаний. Сегодня процесс религиоведческого образования, казалось бы, сдвинулся в Казахстане с «мертвой точки», и некоторые школы приступили к введению предмета «Основы религиоведения». Но противоборство различных точек зрения среди экспертов, невнятная позиция Министерства образования и науки в методическом оснащении преподавания данного предмета (включая споры о содержании учебной литературы), неподготовленность преподавателей-предметников «высветили» актуальность проблемы религиоведческого и религиозного знания и необходимость контролирования тенденция развития в этой сфере — как со стороны государства, так и гражданским обществом.
Зарубежное влияние на содержание и характер деятельности религиозных объединений Казахстана не должно оставаться вне внимания государства. Понятно, что это влияние велико. Оно может быть и позитивным (имея в виду интересы Казахстана), и негативным. В этой сфере необходим постоянный мониторинг.
Финансирование религиозных объединений в рыночных условиях и глобализация жизненного пространства — также важнейшие проблемы. Регулированием денежных потоков можно и создать религиозное объединение, и уничтожить его. Кроме того, финансирование во многом задает цели и параметры религиозной деятельности конфессий и деноминаций. Казахстанское государство обязано контролировать эту сферу. Следует отметить и еще несколько важных моментов в государственно-конфессиональных отношениях в РК:
— неизвестно общее количество зарубежных религиозных фондов и их отделений, функционирующих в РК, неясны объемы финансирования религиозных объединений из-за рубежа (тем более, неизвестны результаты их деятельности);
— мы не знаем истории почти всех новых для Казахстана религиозных движений, слабо знакомы с их достижениями в деле религиозного воспитания, с их проблемами (в частности, касающихся их взаимоотношений со страной возникновения — имели ли место противоправные действия этих религиозных групп в других странах, проходили ли судебные процессы против них, и т. д.);
— имеет место смешение религиозных и общественных объединений, что позволяет им менять свой статуе в случае необходимости.
Заостряя внимание на проблемах, имеющихся в области государственно-конфессиональных отношений, сотрудники Отдела религиоведения Института философии и политологии хотели бы особо подчеркнуть, что забота об эффективном развитии государства требует привлечения внимания именно к проблемам и способам решения этих проблем.
Государству необходимо выработать четкую идеологическую концепцию по сотрудничеству с различными конфессиями. Для этого важно разобраться в содержании и направлениях их религиозной деятельности, важен мониторинг общественного мнения относительно результативности этой деятельности. От способности нашего государства проводить взвешенную политику в области государственно-конфессиональных отношений во многом зависит будущее Казахстана — как миролюбивого и светского государства.
Таким образом, проблемы в государственно-конфессиональных отношениях Республики Казахстан вызваны:
1. Слабой изученностью в области государственно-конфессиональных отношений в современном Казахстане, так как, наряду с заметный повышением внимания государства к вопросам функционирования религии в РК, в сфере государственно-конфессиональных отношений все же сохраняется множество проблем;
2. Низкой осведомленностью населения республики о догматических основах традиционных и, особенно, нетрадиционных конфессий Казахстана;
3. Некоторый расхождением положений Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» с нормами международного права;
4. Необходимостью существенного углубления экспер-тно-аналитического сопровождения государственно-конфессиональных отношений. В связи с этим необходимо максимально квалифицированное изучение вызывающих опасение религиозных и псевдорелигиозных учений и практик, их открытое обсуждение с институтами гражданского общества — с привлечением как экспертного сообщества, так и представителей религиозных объединений;
5. Углублением и совершенствованием взаимодействия государства, и религиозных объединений с целью адекватного противодействий радикализации религии, росту проявлений экстремизма, и терроризма.
6. Опасностью тоталитарных и деструктивных религиозных объединений, провоцирующих «религиозный экстремизм» и ориентирующих на. разжигание межрелигиозной и межэт нической розн и.
Государственно-конфессиональные отношения смогут стать позитивным фактором внутренней этнополитики государства, если оно оудет не только декларировать своооду совести и вероисповеданий, но и обеспечивать и защищать этот конституционный принцип; устранять из жизни общества все то, что может привести к расколу и конфликту на религиозной основе; гарантировать равные условия для удовлетворения духовных потребностей верующим и неверующим.
Республике Казахстан следует совершенствовать законодательную базу регулирования взаимоотношений государства с различными, в том числе, и с новыми религиозными образованиями, прежде всего, с целью безопасности — как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. В Конституции Республики Казахстан законодательно закреплены: принципы свободы совести и свободы вероисповедания; равное право граждан различной конфессиональной принадлежности на создание своих религиозных объединений; отделение государства от религии. Выработан и ряд других нормативно-правовых основ регуляции социального функционирования религии и религиозных объединений.
Несмотря на то, что в современном Казахстане в определенной степени разработана нормативно-правовая база функционирования тех или иных религиозных объединений, функции религии, фактическое конфессиональное состояние и роль религиозной деятельности в жизни общества, т. е. статус, сфера и границы влияния религии на социально-политическую и духовную сферы общества до сих пор четко не определены. И в этом плане научные сотрудники Отдела религиоведения Института философии и политологии Комитета науки МОН РК настроены на совместную работу с Агентством по делам религий, Духовным управлением мусульман Казахстана, Митрополичьим округом Русской православной Церкви, государственными органами и институтами гражданского общества.