Социология молодежи — отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентации, социальных ожиданий молодежи во всех
сферах жизнедеятельности, формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах, изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации, исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях, определение морально-психологической готовности к труду и к безработице.
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Научный социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно -как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Проблемы молодежи во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т.д. Но вместе с тем молодежные проблемы имеют и свою специфику, опосредованы действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений- Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура, весьма актуальны.
Позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских иден-тичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной
субъективности. Данный процесс закономерно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей.
Современные общества -это динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации. Происходящие в них фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным. Таким образом, риск может рассматриваться в качестве одного из существенных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимого фактора ее социального развития.
Риск можно определить как деятельность в условиях перехода от состояния неопределенности к определенности (или наоборот), когда появляется обоснованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели, с учетом действующих морально-этических норм.
В социологическом плане развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достигнуть определенного статуса. Достижение приносит удовлетворение и является стимулом дня дальнейшего статусного продвижения, а нереализо-ванность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения.
И достижение, и поиск других путей сопряжены с риском. Прежде всего, это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по пути нарушения правовых и нравственных норм. Эскалация риска дня многих молодых людей оборачивается угрозами для карьеры, семьи, стабильной жизни.
Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта. Если это молодой человек из семьи с высоким материальным достатком — это выбор между учебой в отечественном или зарубежном вузе; для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих -между учебой и работой; выходцам из малообеспеченных, многодетных или неполных семей часто приходится выбирать между борьбой за существование и криминалом. На практике ни одно общество не может обеспечить полного равенства стартовых возможностей молодых людей, но процесс демократизации предполагает выравнивание прав различных групп молодежи на полноценную интеграцию в социальную структуру. Тем самым минимизируется риск стартовых возможностей, активизируется процесс развития этой социальной группы.
Исключительную роль в таких условиях играет государственная молодежная политика. Государственная молодежная политика — это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.
Основными целями государственной молодежной политики являются:
> содействие социальному, культурному и физическому развитию молодежи;
> недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
> создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
> расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
> реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах.
Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой дня восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.
Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь Казахстана», утвержденной Указом Президента РК от 15.09.1994 №1992. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.
Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д. Работа по созданию единой общеказахстанской информационной системы дня молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РК и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике Казахстана предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан — молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению казахстанских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70% молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития Казахстана.
Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование информационной системы дня молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов XX века молодежной общественной организацией — комсомолом при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу. Тем не менее, перспектива развития системы социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в Казахстане.
Начинается движение в этом направлении и в субъектах РК. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений. В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов РК получает закрепление приоритет информационных услуг в системе
социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в РК. В программе «Молодежь Казахстана» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.
Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.
В процессе реформирования в Казахстане предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к казахстанской действительности- Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления.
Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:
> создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
> выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
> оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
> увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
> достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них.
Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы — от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Искакова К. Молодежь на перепутье // Мысль.-2001 .-№9.
2 Калашникова Н.П. Правовая и социальная защита молодежи: пути становления юве-
нальной службы в Казахстане // Саясат. — 2001. -№12.
3 Калашникова Н.П. Молодежной политике в РК — новое законодательное наполнение // Саясат.-2002.-№11.
3 Кебина Н-А- Молодое поколение Казахстана: сегодня и завтра// Мысль. — 2004. — № 9-
4 Левинова С-И- Молодежная субкультура. -М-, 2004.
5 Маратова А. Ценностные ориентации молодежи (по результатам социологического исследования) // Саясат. — 2003. — №94.