Изменения первоначальных планов концепции проекта коснулись достаточно широкого спектра вопросов. Прежде всего, существенное значение имеет перенос акцентов со стимулирования потенциальных инвесторов — поставщиков на эмитентов, — потребителей финансовых ресурсов. В Алматы уже работают филиалы и представительства транснациональных финансовых институтов (ABN AMRO, HSBC, CITY GROUP и др.), которые во многом определяют движение мировых финансовых потоков. При благоприятном развитии событий, надо полагать, здесь первоначально возрастут объемы финансирования, а затем появятся и полноценные филиалы глобальных инвестиционных фондов. Как правило, финансовые институты «идут» за своими клиентами, реальными и потенциальными, а казахстанский регион все более привлекает к себе внимание инвесторов. Достаточно адекватным показателем доверия иностранных инвесторов к казахстанским эмитентам является отношение корпоративных евробондов к ВВП. Этот уровень ныне равен 14%, что, в принципе, сопоставимо со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Также примечательно, что в недавно созданный компанией Dow Jones индекс облигаций развивающихся стран наряду с 9 другими корпоративными эмитентами, такими как южнокорейский Samsung, российский «Газпром», вошел казахстанский Казкоммерцбанк. Можно предположить, что, исходя из этого, глобальные игроки готовы направить часть своих ресурсов в инвестиции в странах СНГ, т.е. речь может идти о нескольких десятках миллиардов долларов в год в среднесрочной перспективе, и о нескольких сотнях миллиардов в более долгосрочном периоде — с учетом мировых масштабов.
На этом фоне проблематичным выглядит обеспечение необходимого пула эмитентов для полноценного функционирования проекта РФЦА. С одной стороны, в условиях быстрого роста активов пенсионных фондов и внешних заимствований казахстанский рынок испытывает сильный недостаток инструментов для инвестирования. С другой стороны, при отсутствии единого финансового пространства СНГ, низкой транспарентности хозяйствующих субъектов, различиях в стандартах бухгалтерского учета, ориентации на банковское кредитование и т.д. проект РФЦА может столкнуться с недостатком эмитентов. В мировой практике именно наличие компаний или проектов, обеспечивающих приемлемую доходность при соответствующем уровне риска, и специалистов, способных адекватно оценить эти риски, является определяющим для формирования международного финансового центра.
Вызывает правомочность вопрос переноса акцентов с ориентации на модели финансовых центров Дубай и Дублина. Исходные условия, в которых происходило формирование и развитие этих моделей финансового центра, коренным образом отличаются от казахстанских. Дубай, наряду с рядом других арабских стран региона, с середины 80-х гг. прошлого столетия начал получать большие поступления «нефтедолларов», но освоение их как в своей стране, так и соседних территориях было проблематичным. Бои арабских государств с Израилем, длительная ирано-иракская война и др. говорят о том, что инвестиции в регион отличались повышенным уровнем рисков, поэтому логичным решением являлся перевод избыточных финансовых ресурсов в другие страны, расположенные в более спокойных частях мира. Эта проблема, возникшая у многих стран региона, оборачивалась достаточно большим рынком для аккумулирования ресурсов и необходимостью инвестирования их в дальнее зарубежье. Соответственно, это определяло логику развития данного финансового центра, его ориентированность, прежде всего, на инвестирование в развитые страны. Это же и теперь создает высокую уязвимость модели — она не связана с реальным сектором в своем регионе и обладает низкой способностью к самовоспроизводству. Когда поступления от продажи нефти закончатся, а это рано или поздно произойдет, существование данного финансового центра не будет актуальным.
Подобная модель не приемлема для нашей страны. У Казахстана, естественно, возникает необходимость инвестирования избытков финансовых ресурсов в другие страны, в т.ч. и развитые, но их объем и удельный вес будет несравнимо ниже, чем размеры «арабских» нефтедолларов. В стране имеются большие возможности для инвестирования отечественных крупномасштабных проектов, к тому же, потребность в инвестициях испытывают ближайшие соседи ~ Китай, Россия, с которыми в определенной степени связана экономика Казахстана.
Рассмотрение ориентации на модель Дублина, как финансового центра, также выявляет наличие противоречий, возникающих из специфических особенностей Казахстана и Ал маты. Формирование финансового центра в Дублине происходило в рамках быстрого развития Ирландии с опорой на малый бизнес в сфере высоких технологий (Hi-tech). Власти шли на беспрецедентные меры по стимулированию инвестиций в страну. В частности, финансовая помощь государства, включая прямые государственные гранты, в случае реализации инвестиционных проектов в Ирландии составляла до 40% от их стоимости. В то же время опора на малый бизнес, и особенно в сфере высоких технологий, требовала привлечения венчурного финансирования, а это достаточно краткосрочные инвестиции, требующие большой нормы прибыли. Казахстан, даже с учетом реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, не сможет на начальном этапе привлечь большой объем венчурного капитала. Для нашей экономики более привлекательны долгосрочные и более дешевые инвестиции в достаточно традиционные отрасли, частные венчурные инвестиции будут намного ниже.
Базирование модели РФЦА предполагается на двух группах инструментов — корпоративных облигациях и секью-ритизированных кредитных операциях. Это достаточно оправданно с учетом текущего уровня развития финансовой системы страны, характеризуемой большей ориентированностью на финансирование посредством банковских кредитов и быстрым ростом корпоративных облигаций. Согласно оценкам BCG, объем эмиссий корпоративных облигаций в РФЦА через три года выйдет на уровень 5 млрд. долл. США и 8 млрд. — через пять лет, из них не менее 2/3 будет приходиться на казахстанских эмитентов.
Учитывая нынешнее соотношение между корпоративными облигациями и секьюритизированными кредитными операциями, можно говорить о большем потенциале секьюритизированных кредитных операций (рис. 5). Данное соотношение выглядит еще более резким, поскольку примерно 2/3 объема корпоративных облигаций приходится на эмиссии банков, поэтому возможен такой вариант, что банкам будет более выгодно производить секьюритизацию кредитов, чем выпускать облигации и принимать на себя все риски.
В настоящее время в мировом масштабе именно секьюритизация ведет к тому, что мировая финансовая система характеризуется опережающим ростом по сравнению с банковским финансированием фондового рынка. Формально под секьюритизацией понимают повышение роли ценных бумаг в заимствовании и снижении рисков путем их распределения и выпуска новых финансовых инструментов. Важным элементом секьюритизации является отторжение отдельных видов деятельности от основного бизнеса компании и повышение его привлекательности за счет эмиссии ценных бумаг.
Существует два вида секьюритизации: синтетическая и классическая. Казахстанская финансовая система уже знакома с синтетической секъюритизацией, примером которой является схема финансирования ипотечного кредитования, осуществляемого Казахстанской ипотечной компанией (КИК). В частности, КИК покупает у банков-партнеров пулы ипотечных кредитов, выданных под определенные условия, а затем выпускает под них облигации от своего имени. Таким образом, банки-партнеры получают поддержку своей базы фондирования и имеют возможность рефинансироваться. В то же время кредитные риски остаются на банке-партнере. Это означает, что в случае возникновения проблем с выплатами по кредиту, он возвращается банку-партеру, что является гарантией для конечных инвесторов.
Классическая, или традиционная, секьюритизация также производилась в Казахстане. В частности, первую подобную операцию произвел Народный банк Казахстана в 2003 г. Через специально созданную компанию Halyk Remittances Finance Company Limited («HRF») были секьюритизированы входящие платежи Народного банка от иностранных банков-корреспондентов (21 банк) на сумму $100 млн. Рейтинг компании «HRF» был присвоен Moody’s Investors Service на уровне Ваа2, что на тот момент было выше суверенного рейтинга Казахстана. Для этого вида секыоритизации характерна передача активов, под которыми понимаются права требований по предоставленным банком кредитам. При этом активы отделяются от основного бизнеса компаний путем их передачи специально создаваемой SPV (Special Purpose Vehicle). SPV — специальная финансовая компания (СФК), на баланс которой выделяется определенный объем активов, под которые она выпускает какие-либо ценные бумаги. По уставу SPV не имеет права быть вовлеченной ни в какой иной бизнес. Таким образом, эмитированные компанией ценные бумаги подвержены только кредитному риску секьюритизируемых активов и никакому другому. В наиболее распространенном виде это выглядит следующим образом: какая-либо кредитная организация, например, банк, выдает определенный объем кредитов какой-либо группе заемщиков, например, по отраслевому признаку (нефтегазовый или горно-металлургический комплексы, пищевая промышленность и т.д.), географическому (алматинским компаниям, западному региону и т.д.) и др., которым можно присвоить один общий уровень рисков. После чего на данный объем кредитов банк выпускает ценную бумагу, позволяющую ее покупателям получать процентные платежи или их часть от конечных заемщиков. В то же время банк выводит секьюритизированные кредиты за свой баланс и не учитывает их при расчете пруденциальных требований со стороны регулирующих органов и т.д.
В Казахстане для развития секьюритизации имеется большое поле. Так, темпы роста кредитного портфеля БВУ очень высоки. За последние годы их объем вырос более чем в 6 раз, а в абсолютных показателях увеличение за 2004 г. составило свыше $3,9 млрд. На этот год, судя по заявлениям банков относительно роста обязательств, объем выданных займов можно оценить примерно в $5—6 млрд., что, по-видимому, останется среднегодовым показателем среднесрочных перспектив. Надо полагать, что определенная часть из них в ближайшие три года будет секыоритизироваться. Конечно, с одной стороны, банкам невыгодно продавать стандартные (качественные) кредиты потому, что они сами могут получить по ним прибыль. С другой стороны, с учетом нарастания проблем капитализации БВУ РК, сбалансированности базы фондирования, недостатка финансовых инструментов на фондовом рынке, появление подобного инструмента выглядит достаточно привлекательным для банков. Кроме того, предполагается принятие закона «О секьюритизации» в странах СНГ, а первым это сделает Казахстан.
Как показывает международный опыт, секьюритизируют, прежде всего, ипотечные кредиты, в частности, уже осенью этого года АО «Банк ТуранАлем» планирует произвести секьюритизацию ипотечных кредитов как в тенге (10 млрд. тенге), так и в иностранной валюте ($150 млн.). Также большие перспективы имеются для секьюритизации лизинговых кредитов. Секьюритизация создает реальные возможности для развития специализированных банков, например, ипотечных и др.
Таким образом, в национальной финансовой системе Казахстана ожидаются большие перемены, прежде всего, связанные с усилением роли и значения фондового рынка. Поэтому успешная реализация проекта финансового центра является объективно реальной, однако здесь необходим выбор модели, соответствующей целям и задачам государства.
Исходные положения для алматинской модели регионального финансового центра следующие: развитие Алма-ты как регионального финансового центра должно происходить на основе обслуживания финансовых потоков, и прежде всего иностранных инвестиций в страны СНГ, а уже затем в рамках инвестирования избытков казахстанских и/или российских нефтедолларов по всему миру. Т.е основной идеологией нашей модели должна стать аккумуляция качественных инвестиций от инвесторов со всего мира и их инвестирование с помощью различных финансовых инструментов, в компании или проекты в Казахстане, России и Центральной Азии с дальнейшим расширением географии инвестирования. Именно знание специфики местной бизнес-среды и адекватная оценка ее рисков могут стать нашим главным конкурентным преимуществом.
В рамках этой концепции из трех укрупненных групп «ингредиентов» финансового центра — поставщики и покупатели финансовых ресурсов, необходимая инфраструктура — особое внимание надо сосредоточить на потребителях финансовых ресурсов — компаниях или проектах, нуждающихся в финансировании. Поскольку именно они могут обеспечить приемлемую доходность при соответствующем уровне риска, а специалисты — адекватно оценить их. Иными словами, если бизнесмены в СНГ будут четко знать, что для получения достаточно больших объемов финансирования можно обратиться в Ал маты, то здесь при прочих равных условиях появятся филиалы транснациональных банков и инвестиционных фондов. Надо полагать, на начальном этапе развития Алматы как международного финансового центра необходимо сосредоточиться на клиентах из Российской Федерации, в частности, на финансировании предприятий или проектов в Поволжье, на Урале, Сибири и др., где существует значительная потребность в финансовых ресурсах. К тому же, для российской экономики более предпочтительно, учитывая долгосрочное сотрудничество, финансирование через казахстанские финансовые институты, чем напрямую от западных инвесторов.
В то же время превращение потенциального спроса российских предприятий в реальный потребует больших усилий. В первую очередь необходимо сформировать у российских бизнесменов интерес к обращению за финансированием в Алматы. В этом процессе, по нашему мнению, ключевую роль могут сыграть казахстанские банки, имеющие филиальную сеть или дочерние банки в Российской Федерации и других странах СНГ. С одной стороны, банки имеют возможность адекватно оценить уровень рисков предприятий, которые ведут у них свои счета, и отбирать наиболее привлекательные для финансирования. С другой — филиалы и дочерние банки имеют лимиты по суммам и срокам кредитования предприятий, поэтому для получения более крупных сумм и изменения сроков заемщики станут вынуждены обращаться в головной офис, размещенный в Алматы, где и будут разрешаться их проблемы. Поэтому государственная политика должна быть направлена на стимулирование дальнейшей экспансии наших банков на рынки стран СНГ. Предложенная автором идеология формирования регионального финансового центра может служить формированию и развитию модели, в меньшей степени зависящей от поступления нефтедолларов в страну. В то же время проработка столь важного вопроса для будущего экономики страны требует, на наш взгляд, большей транспарентности и широкого обсуждения в научной среде и между участниками финансового рынка.