Вступив в III тысячелетие, человечество, как никогда, остро ощутило проблему влияния хронического стресса на развитие различных соматических и неврологических заболеваний. Это обусловлено, прежде всего, развитием научно-технического прогресса, когда повышается роль психологических и специально-личностных факторов адаптации к окружающей среде. Научно-технический прогресс увеличивает влияние воздействия факторов окружающей среды и в первую очередь это экологическая обстановка. Нельзя игнорировать так же роль социальных факторов в развитие хронического стресса, который, несомненно, несет в себе социально-экономическую основу. И, наконец, приобретает наиважнейшее значение информационный фактор. Обширный поток информации через СМИ, компьютеризация, информационная перегрузка, высокая ответственность и дефицит времени приводят к развитию физического и эмоционального стресса. Ежедневно организм человека подвергается воздействию различных групп стрессоров, и если сила воздействия не превышает пороговые физиологические показатели, начинается развитие хронического смешанного стресса.
Широкие исследования стресса, развернувшиеся в последние десятилетия, сфокусировались на изучении этиологии, генеза, лечения, профилактики. Однако удовлетворение социального запроса на данном этапе является далеко неполным. По мере осознания значения проблемы хронического стресса, в первую очередь для сохранения здоровья человека, а так же его оптимальной деятельности, растет интерес к вопросам предотвращения действия стрессоров. И здесь огромную роль в настоящее время приобретают вопросы воспитания и обучения широкого круга людей на более высоком методическом и профессиональном уровне, особенно организованной части населения (школьники, студенты, служащие предприятий и т. д.).
Практика лечения показывает, что устранение воздействие стрессоров, в первую очередь эмоциольно-психических, в реальной жизни предполагает два варианта: устранение психотравмирующей ситуации; изменение отношения личности к данной ситуации.
В первом варианте предполагается две возможности; либо ситуация может быть изменена в желательном направлении для личности, что объективно чаще всего сделать не возможно или достаточно трудно, либо личность должна «уйти» из этой ситуации. Чаще всего психотравмирующие ситуации связаны с конфликтными нарушениями межличностных отношениях, В реальной жизни это члены семьи, привычный круг общения, сотрудники по работе и учебе. Во втором варианте устранением стресса является «уход» из травмирующей ситуации или от стрессоров. Иб и этот путь часто становится не рациональным. Во-первых, человек по существу не в состоянии «уйти» из ситуации, которая обусловлена объективными, а чаще субъективными обстоятельствами из-за морально-этических соображений, чувства долга, ответственности, или в основе конфликта лежит борьба противоречивых личностных тенденций. Например, страх социального престижа, престижа в своей референтной группе, страх одиночества и т.д. Не всегда «уход» из ситуации выступает как достаточно целесообразное средство для устранение стресса, особенно эмоционального, даже если это и возможно, так как он при этом сохраняется и вне наличие психо-травмирующих обстоятельств. С другой стороны попытка «уйти» из данной ситуации приводит человека к неосознанно-ошибочным действиям, т.е. к тому или иному пагубному для здоровья пристрастию (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.д.). И в основе данной проблемы на первое место, по моему мнению, выступают недостаточные знания о воздействиях одурманивающих средств в развитии механизмов психической и физической зависимости человеческого организма. В настоящее время уделяется большое внимание социальной природе алкоголизма, наркомании и т.д., и похоже, что поиски социальных причин во многом заслонили причины биологические, которые все таки являются определяющими. Социальные факторы играют роль фона, обстановочной афферентации, обеспечивая условия для благоприятного или неблагоприятного распространения этих явлений, равно как для микроорганизмов могут быть питательные или губительные среды.
Данные проведенного опроса среди школьников и студентов показывают, что из 100 опрошенных 83% не знают механизмов развития заболевания или имеют поверхностные, часто неправильные понятия об этих механизмах, Цель данной работы это проведение обучающих тренингов среди различных возрастных групп школьников 9-х, 10-х, 11-х классов и формирование у них ЗОЖ. Основной формой явились занятия в группах по 20 человек и характеризовались углубленным контактом между ними. Следует отметить, что необходимым условием успешного проведения такого рода исследований является достаточно длительный и глубокий контакт экспериментатора и испытуемого. При анализе и оценке эффективности противострессовых мероприятий необходим учет последствий их использования по отношению к вновь возникающим стрессовым ситуациям.
Нами была сделана попытка рассмотреть проблему предупреждения и устранение стресса с раскрытия, т.е. обучения механизмам развития заболеваний, и освещение противострессовых мероприятий сточки зрения их направленности на устранение психотравм ирующих обстоятельств, внутренних психологических конфликтов и развития адаптационных механизмов организма. Именно хронический стресс, по мнению К.В. Судакова (1 стр. 124), является причиной многих заболеваний: «…здоровье человека это слаженная деятельность различных функциональных систем организма и их устойчивость по отношению к воздействиям внешних и внутренних факторов».
В период работы была предложена программа обучения: раскрытие механизмов образования хронического смешанного стресса, его последствия, механизмы возникновения некоторых соматических заболеваний и пристрастий к вредным привычкам, так как осознание самим человеком причин возникновения заболевания, его отношение к себе и действительности, перестраивают его отношение к окружающим. Вторым шагом являлась психологическая подготовка, которая проводилась как в индивидуальной, так и, прежде всего, в групповой форме. При последней были использованы приемы моделирования различных ситуаций, в частности, связанных с будущей деятельностью, профессиональной ориентацией, с последующей групповой дискуссией, направленной не только на коррекцию неправильных отношений, но, главным образом, на создание оптимальной мотивации ожидаемой деятельности, основанной на создании единства общественно ценного и одновременно индивидуально личностного содержания деятельности. К числу методов опосредственного психологического воздействия следует отнести библиотерапию, музыкотерапию — использование специально подбираемых литературных и музыкальных произведений для воздействия на личность, нервно-психическое состояние человека. Третьим шагом была выработка адаптационных механизмов с помощью положительных эутстрессов. Именно положительный стресс лежит в основе адаптации организма к воздействию внешней среды. Индивидуальный уровень адаптации обусловлен, с одной стороны, наследственными задатками, с другой — тренировкой. В основе любой тренировке лежит дозированное воздействие теми же стрессовыми факторами. «В настоящее время принято различать адаптогенные, тренирующие воздействия и истинно стрессовые, влекущие за собой болезни» (2). Здесь необходимо раскрыть на какие тренирующие воздействия нами было обращено особое внимание. Прежде всего, это мышечное напряжение. Физическая нагрузка — это своеобразный перевод «опасного» эмоционального напряжения в «безопасное», тренирующее напряжение — физическое, Кратковременное воздействие холодной водой является необходимым организму для становления и стимуляции собственных неспецифических защитных механизмов. Проявляясь в повышении тонуса ЦНС, вегетативной нервной системы, тренировки гормональных антистрессовых систем, глубоких и периферических сосудов, метаболических процессов. С использованием человеком даже одного тренирующего фактора, организм приобретает устойчивость к большим физическим и эмоциональным нагрузкам, инфекциям и даже токсическим веществам и радиации. Результатом проведенной работы стали следующие данные, которые были получены методом анонимного анкетирования и индивидуального наблюдения. Увеличилось количество людей, регулярно занимающихся спортом: м — 36%, д-12%. Эпизодические занятия спортом — м — 67%, д — 47%. Обливание холодной водой (метод П, Иванова) — м — 0,5%, д — 5%. Повышение процента успеваемости в группах составила в 7,2 раз. Снизились показатели вредных привычек (курение, насвай) -74%. Применение знаний снятия острых стрессовых ситуаций — 88%. Необходимо отметить дальнейшую социально-общественную адаптацию учащихся в обществе: первая группа из 20 человек -16 поступили в ВУЗ, из второй группы 22 человека -17 человек. Подводя итог выше изложенного, следует отметить, что первостепенное значение имеют не специально разработанные упражнения или методики, а сознание людей.
Если человек осознанно, на основе полученных знаний, относится к своим действиям, то он обязательно докопается до причин пагубного пристрастия к вредным привычкам, развитию болезней под воздействием факторов среды и найдет стимулы к здоровому образу жизни, это дает новые силы, и он добьется перемен к лучшему. В борьбе сознания с бессознательным, биологическим сознание должно быть подготовлено наилучшим образом на основе глубоких теоретических знаний. И этому, в первую очередь, дол-жен способствовать образовательный процесс на различных этапах обучения человека.