Корни многих сегодняшних проблем Казахстана (спад производства, инфляция, неустойчивость тенге, кризис неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие — монополизм и техническую отсталость. Реализация либерально-шоковой программы перехода к рынку ориентировалась на жесткую денежно-кредитную политику в сочетании с либерализацией цен и хозяйственных связей. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны ограничивалось разовыми мероприятиями; поддержка весеннего сева, уборка урожая, подготовка к зиме. Этот курс можно определить как монетаризм с элементами административно-командного управления. Попытки следования данному курсу привели к неконтролируемому росту цен и развитию инфляционных процессов, безуспешным попыткам финансового макрорегулирования. Не сработал механизм разгосударствления и приватизации, а монополизация производства усилилась. Разрушен внутренний рынок товаров народного потребления. Экспорт и импорт велись бессистемно и бесконтрольно.
Растет кредиторская задолженность предприятий, порожденная взаимонеплатежами и другими негативными явлениями, возникшими во время реформирования экономики. Даже гиганты казахстанской индустрии были поставлены на колени из-за нехватки оборотных средств, потери связей с прежними партнерами и традиционных рынков сбыта, снижения инвестиций в модернизацию и структурную перестройку производства.
Покупательская способность большей части населения снижается из-за инфляции, несвоевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий и продолжающегося роста цен на товары, продукты и услуги.
Причин негативных явлений много. Но главная из них — падение производства. Кризис производства — кризис не только всей экономики, но и кризис жизни. Ведь производство — не что иное, как процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития как общества в целом, так и каждого его члена. В условиях всеобщего спада производства предприятия в целях выживания, занимаясь коммерциализацией, созданием малых предприятий, налаживали производство той или иной продукции и находили рынок сбыта. В ожидании улучшения положения дел с оплатой предприятия отгружали свою продукцию потребителям, которые нуждались в ней, а те в свою очередь занимались поставкой своих товаров, не рассчитывая на быстрое получение прибыли из-за всеобщего бедствия с финансами. Так товаропроизводители оказались перед лицом отсрочки платежей.
В республике росли цены, росла оплата труда, нарастал дефицит бюджета, а производство снижало выпуск продукции. В результате возникла инфляция, когда в обороте находилась огромная масса денег при нехватке потребительских товаров. Одна из причин резкого снижения инвестиционной активности и ущемления интересов вкладчиков — обесценивание их сбережений в сберкассах. Инфляция в равной степени негативно сказалась на финансовом положении предприятий, вследствие чего происходило обесценивание оборотных средств, амортизационного фонда, удорожающе сказывалось на процентах банковских ссуд.
Рассмотрим причины, которые не могли не привести к кризису в экономике. С самого начала реформ определяющей линией экономической политики в Казахстане явилось достижение финансово-денежной стабильности, борьба с инфляцией, бездефицитностью бюджета, ужесточение действий правительства в этих сферах управления, а производственная сфера отодвигалась на второй план. Экономисты восприняли монетаризм — учение, разработанное американским экономистом Фридманом Минтоном, который считал, что, опираясь на упорядоченность денежного обращения, финансово-кредитную стабильность, рынок сам регулирует экономические отношения и потому нет необходимости в государственном регулировании экономики. Английский экономист Кейнс увидел в монетаризме уязвимость с нежелательными последствиями в том отношении, что он неприемлем для руководства как антикризисная программа, когда возникают сложности в экономике. Кейнсианство исходит из того, что между приростом национального дохода и инвестициями существует прямая связь, которая определяется мультификатором, то есть управляемостью ею. Отсюда обосновывается необходимость государственного регулирования экономики. Цель его кейнсианство видит в достижении эффективного спроса, гарантирующего получение высокой прибыли, рост которой зависит от насыщения рынка потребительскими товарами или развития производства, обусловленного, в свою очередь, инвестициями.
Основное звено экономики, ее производящая сила — предприятия как носитель микроэкономики в меньшей степени были объектом внимания, так как считалось, что они самостоятельны в своих действиях перехода к рынку, и именно через них идет либерализация экономики.
Возникло предположение, что предприятия, отпущенные на свободу, включаются в рыночные отношения автоматически и вмешательства государства в их дела не требуется.
В диверсификации производства, улучшении материально-технического снабжения предприятия, имевшие доступ к иностранной валюте, могли добиться ощутимых успехов. Однако валютные источники разошлись по разным направлениям, таким как личное обогащение, приобретение престижных потребительских товаров. Со стороны властных органов проявлялись беспомощность и безответственность в решении проблем (приостановить инфляцию и снизить спад производства), а со стороны предприятий — в ожидании финансовой поддержки от министерства -пассивность в выполнении задач государственной важности.
В начальный период перехода к рыночным отношениям в органах управления республики отвергалась необходимость государственного регулирования экономики, считалось недопустимым вмешательство правительства в происходящие процессы в экономике. Идея монетаризма настолько вошла в сознание правящих структур, что государственному регулированию экономики не оставалось места на пути к рыночной экономике; на первый план ставились денежно-финансовые дела, а производство отодвигалось на второй». Расчет реформаторов на то, что отпуск цен будет стимулировать предприятия, поднимать производство, чтобы зарабатывать за счет него средства на оплату труда, не оправдался в Казахстане.
Уменьшение доли фонда накопления в использованном национальном доходе не могло не отразиться на воспроизводственном процессе: ускорилось старение основных производственных фондов, стал сокращаться ввод их в действие, не вводились новые производственные мощности, возрос объем незавершенного, а также законсервированного производственного строительства за счет государственных капитальных вложений. Правительство отстранилось от государственных инвестиций в экономику, переложив их на предприятия, что привело к разрушению инвестационного комплекса и к сужению поля воспроизводственных процессов. С первых дней перехода к рыночным отношениям правительство республики придавало большое значение развитию предпринимательства. Движение в этом направлении стало проявляться с расчетом на сиюминутные результаты. . Малое производство рассматривалось как средство выживания в условиях «шоковой терапии», когда либерализация цен и ускорение приватизации выбивало людей из жизненной колеи и более предприимчивые из них стали хаотично организовывать малые предприятия с разнообразной деятельностью, но в основном вокруг «купли-продажи», без расчета на перспективу. Малые частные предприятия, кооперативы, крестьянские хозяйства не давали каких-либо заметных результатов, так как не оказывали влияния на становление рыночных отношений. На кризисном состоянии экономики не могла не сказаться и приватизация.
До сего времени приватизация измерялась количеством приватизированных предприятий и объектов. Рост числа их рассматривался как успех, продвижение, и это становилось целью приватизации; продать предприятия и объекты и этим закончить отношения между ними и государством. Приватизация проводится ради того, чтобы создать слой частных собственников, частных владельцев, призванных обеспечить эффективное функционирование проданных им путем приватизации предприятий и объектов, которые должны использоваться с более высокой отдачей, чем тогда, когда они находились в государственной собственности.
На ход экономических реформ негативное влияние оказывает сложившаяся в эти годы теневая экономика, основой процветания которой являются преступления, противоправные действия в разнообразной форме. Теневая экономика (ее нередко называют мафиозно-криминальной) является опухолевой болезнью экономического потенциала и дестабилизирующим явлением, проникающим во все поры текущей, повседневной экономики в узком смысле. Что нужно предпринять, чтобы возродить отечественное производство, обеспечить не только простое воспроизводство, но и расширенное.
Монетаризм не принес каких-либо положительных сдвигов в экономике. Правительству Республики Казахстан необходимо менять одностороннюю ориентацию на него и поставить его рядом с проблемами производства. В любой ситуации, особенно с введением национальной валюты, денежно-финансовые основы должны быть одной из надежных опор оздоровления экономики, а другой — налаженное производство материальных благ. Сочетание их — объективная необходимость.
Правительство должно установить принципиально новые отношения с предприятиями на период преодоления спада производства и выхода к стабилизации экономики. Пересмотр отношений между предприятиями и государством, объективное согласование интересов между ними во многом зависят от местных администраций: в их знании экономики производства, квалифицированном подходе к делам предприятий, включая внешнеэкономические связи, распоряжение валютными выручками.
Необходимо расширение политики демонополизации на все сферы экономики. Демонополизация и разукрупнение предприятий позволит не только создать условия для конкуренции, но и решить проблему отсутствия оборотных средств у товаропроизводителей, обеспечитъ материальную базу для развития среднего и малого бизнеса. Разукрупнение предприятий даст возможность привлечь финансовые средства средних предпринимателей и, с другой стороны, оздоровить предприятия путем отделения от основного производства неэффективных служб.
Требует углубления политика приватизации государственной собственности. Предприятия, чьей бы собственностью они не являлись, были и остаются неотъемлемым элементом национальной экономики, ее производственным потенциалом. Правительству нужно иметь четко разработанную программу развития предприятий в постприватазационный период. В ней необходимо предусмотреть инвестирование, льготные кредиты для модернизации производства, обновления изношенного оборудования, индексации оборотных средств. Некоторые предприятия будут переданы во внешнее управление. При этом нужно усилить контроль за выполнением условий договоров. В остальных случаях, когда предприятия представляют смешанную собственность, государство не должно освобождаться от функций регулирования.
Необходимо привлечение иностранных инвестиций и государственных капиталовложений в наиболее важные обьекты экономики, в основном в производственное строительство, например, в прокладку газонефтепроводов, обновление технологических линяй, на модернизацию предприятий, которым угрожает банкротство, на структурную перестройку — селективную диверсификацию. Однако у иностранного займа двойной лик. Если его использовать разумно, сочетая его со своими внутренними возможностями, страна обретет новый облик и возродится. Если строить свою экономическую стратегию в расчете на иностранный капитал при ослаблении собственных усилий, то Казахстан станет страной, зависимой от подачек развитых стран Запада.
Важное значение имеет реорганизация убыточных предприятий путем санации и банкротства. Это позволит передать предприятия в руки эффективных собственников, способных наладить производство, погасить долга перед бюджетом, прекратить практику скрытого дотирования.
Их всех сфер общественной жизни именно экономика реагирует на все, что происходит в управленческой деятельности в верхах.
Что требуется от работников аппарата управления? Во-первых, высокий профессионализм, знание производства, отрасли, экономики; во-вторых, деловитость, инициативность, способность к активному самотворчеству; в-третьих, умение анализировать события, факты, явления вокруг исполнения указов, постановлений, с привлечением разносторонней информации.
Вместе с развитием рыночных начал в экономике должна возрастать и регулирующая роль органов государственного управления.
Под государственным регулированием экономики понимаем, во-первых, воздействие органов управления на предприятия и предпринимателей, субъектов экономических отношений в целях своевременного устранения отклонений, допущенных в основных параметрах развития экономики, вследствие недостаточно юридически обоснованных действий или противоправных акций; во-вторых, это согласование интересов государства и предприятий всех форм собственности и устранение противоречий в них или фактов, когда интересы предприятий и предпринимателей подавляют государственные или не соответствуют законам; в-третьих, всемерное содействие предприятиям в поддержании созданного производственного и научно-технического потенциала в состоянии, пригодном для эффективного применения, в обновлении его; в-четвертых, содействие в создании необходимых условий для товаропроизводителей, в наращивании выпуска продукции, в противостоянии падению темпов производства; оказывать содействие им в преодолении трудностей в развитии экономики и при этом благоприятствовать конкуренции между товаропроизводителями; в-пятых, уделять постоянное внимание финансово-денежно-кредитному механизму управления с воздействием на рост производства при обязательном сочетании монетарной политики с политикой развития материального производства; наконец, всемерное сочетание макроэкономики с микроэкономикой, с ориентиром добиваться стабилизации той и другой в единстве.
На данном этапе одним из инструментов государственного регулирования экономики должно стать индикативное планирование или индикативный план, имеющий рекомендательный характер, в котором следует отразить основные, подлежащие решению проблемы социально-экономического развития и возможные линии их практической реализации с учетом имеющегося экономического потенциала и прогноза ожидаемого его наращивания или снижения вследствие каких-либо обстоятельств, создающих трудности развития экономики,
В государственном регулировании экономики особое место должно быть отведено деятельности предприятий. Нужно выделить из числа первичных звеньев приоритетные предприятия, которым необходимо оказывать предпочтительное внимание и содействие. Это предприятия топливно-энергетические, металлургические и производящие потребительские товары отрасли промышленности, а также сельского хозяйства.
Провозглашая либерализацию экономики и становясь в позу невмешательства государства в нее, властные органы при всем их желании не могут выдержать эту рыночную линию. Суровая действительность экономики вынуждает их проводить то в одной, то в другой сфере селективную политику поддержки производства.
Выше были рассмотрены основные причины, вызвавшие спад производства. О наиболее важных из них уже сказано. Прежде всего это необходимость сочетания государственного регулирования экономики с денежно-финансовой стабильностью, критическое восприятие монетаризма. Переоценка сложившегося к настоящему времени отношения между государством и предприятиями. Спад производства и его углубление во многом предопределены неуправляемостью со стороны государства свободой и самостоятельностью товаропроизводителей в условиях возрастающей рыночной стихии, что привело к развалу экономики. Настоятельна потребность государственного регулирования перехода к рынку как функция первостепенной важности в целях направления предприятий на преодоление кризиса. Надежным инструментом воздействия на рыночные отношения следует признать сочетание плана и рынка, разработку на данном этапе индикативного планирования, охват широкого круга субъектов рыночных отношений. Декларирование роли предпринимательства без реальной помощи не дает ему желаемых результатов. Проводимая до сих пор приватизация не достигла конечной цели, оставаясь самоцелью. По пути к рынку отрицательным фактором общественной жизни явилась растущая теневая экономика, которая сдерживает становление цивилизованного перехода к рынку и способствует углублению спада производства, поэтому решительная борьба с ее проявлениями -важное условие преодоления кризиса в экономике. Неуправляемость перехода к рынку в немалой степени связана с недостаточной компетентностью госаппарата, его еще не надлежащим профессиональным уровнем, что требует привлечения в сферу управления специалистов-профессионалов, хорошо разбирающихся в экономике, в частности, в промышленной политике.