Введение института президентской власти в Казахстане было необходимым и неизбежным. Без такого института общая архитектура казахстанской государственности была бы не завершенной. Принципиально то, что необходимость введения института президентства стало ясной уже до провозглашения независимости. Пост президента делал политическую систему (а значит и республику в целом) в условиях кризиса и реформ более устойчивой и управляемой. Институт президентства ставил саму высшую должность над текущими политическими колебаниями. Переход от руководителя республики, первого секретаря Компартии Казахстана, к руководителю-президенту свидетельствовал о начале важной концептуальной трансформации, о начале движения к новому качеству высшего уровня государственно-политической системы.
В 1991 г. эволюция института президентства делает важный и логичный шаг — от выборов через Верховный Совет к всенародным выборам. 1 декабря 1991 г. в судьбоносные для Казахстана дни, состоялись всенародные выборы, в ходе которых Н.А. Назарбаев был избран Президентом Казахстана. За Н.А. Назарбаева проголосовало 98,78% от числа избирателей, принявших участие в выборах. Одновременно прошли выборы вице-президента, им стал Е.М. Асанбаев.
10 декабря состоялась инаугурация Президента во Дворце Республики в Алматы. Н.А.Назарбаев дал клятву Президента Республики Казахстан — верно служить народу многонациональной республики, строго следовать Конституции Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности Президента Республики Казахстан.
Церемония торжественного вступления в должность транслировалась по телевидению: Н.А.Назарбаев подходит к трибуне, кладет руку на Конституцию и Декларацию о государственном суверенитете, произносит текст присяги на казахском и русском языках. В зале торжественно звучит Государственный гимн Казахстана. После выступления Президента Казахстана на сцену поднимается группа старейшин-аксакалов: народный акын республики Шакер Абенов, народный писатель республики Дмитрий Онегин, народный депутат СССР Ибрагимжан Кожахметов, народный артист СССР Куддус Кужамьяров, заслуженный тренер СССР Эдуард Айрих. От их имени Ш. Абенов, благословив Президента, вручает ему расшитый национальными узорами чапан, головной убор и инкрустированный пояс.
Этим же днем, 10 декабря, Верховный Совет Казахской ССР, исходя из стремления многонационального народа республики к построению демократического, независимого, миролюбивого, правового государства, основанного на принципах самоопределения, незыблемости прав и свобод человека, политическом, экономическом и идеологическом многообразии общества, принял Закон о переименовании Казахской Советской Социалистической Республики в «Республику Казахстан». Было принято решение внести соответствующие изменения в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР и Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР, в законы и иные акты государственных органов Казахской ССР. Это решение законодательно закрепило курс на демократические преобразования в обществе, гражданский мир, официальный отход от советско-социалистической идеологии.
Казахстанская модель политической системы в своем развитии перешла в декабре 1991 года на новый этап. Если на первом этапе, с апреля по ноябрь 1991 г. шло становление парламентской республики, то на следующем этапе — с декабря 1991 г. — в республике стала формироваться полупрезидентская республика.
12 декабря 1991 г. был опубликован Указ Президента Республики Казахстан «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 г. в Казахстане». Руководствуясь принципами гуманизма, объективности и справедливости, Указ гласил: лиц, привлеченных к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 г. в Казахстане, считать реабилитированными.
В нем также объявлялось, что 17 декабря отныне будет Днем демократического обновления Республики Казахстан. Отдавая дань памяти тем, кто отстоял национальное достоинство всего казахского народа, и прежде всего смелым и беззаветным действиям молодежи, Президент Республики Казахстан подписал Указ о присуждении (посмертно) высшей награды государства — «Халык Капарманы» — Кайрату Рыскулбекову. Эти шаги стали одними из первых демократических действий государства в постсоветский период. Они нашли широкую поддержку в обществе.
Рубежным этапом становления независимости Казахстана является принятие 16 декабря 1991 г. Конституционного Закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан», ставшего логическим продолжением конституционных норм, берущих свое начало с принятия Декларации о государственном суверенитете.
Принятие вышеуказанного правового документа стало определяющим в судьбе народа Казахстана. Если Декларация о государственном суверенитете принималась в условиях еще существовавшего СССР, то с принятием Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» был окончательно взят курс на действительно независимое развитие страны. Этот закон базируется на основополагающих, демократических принципах: праве нации на самоопределение, приоритете прав и свобод личности, политической стабильности, разделении властей, межнациональном согласии и других.
16 декабря 1991 г. Казахстан объявил о своей независимости. Начался новый исторический этап в политико-конституционном развитии республики. Этап, на котором закладывались основы современного государства. Основные положения Конституционного Закона раскрыты в семи главах, состоящих из 18 статей. Статья 1 принятого документа гласит, что Республика Казахстан — независимое, демократическое и правовое государство, самостоятельно определяющее и проводящее внутреннюю и внешнюю политику, территория которого является целостной, неделимой и неприкосновенной.
В последующих главах и статьях закона констатируется и регламентируется широкий круг вопросов. Отмечено, что граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. Оговариваются вопросы гражданства Республики Казахстан. Констатируется, что возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших обязанностей государства. Были определены органы государственной власти Республики Казахстан и экономические основы государственной независимости. Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. Республика Казахстан провозглашена членом мирового сообщества, субъектом международного права. Особо оговорен вопрос охраны государственной независимости Республики Казахстан. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость. В целях охраны своей независимости и территориальной целостности республика имеет право на создание собственных Вооруженных Сил.
В заключительном Положении констатируется, что Республика Казахстан имеет свои государственные символы — герб, флаг, гимн. Столицей определен город Алматы. Принятие Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» явилось началом подлинного суверенитета нового независимого государства, качественно новым этапом демократических преобразований в Казахстане, в продолжение демократических процессов, проходивших после декабря 1986 г. Конституционный Закон способствовал осознанию казахстанским обществом позитивных сторон прежней политической системы. Законодательно закреплялась решительная очистка экономики и политики от рецидивов тоталитарной системы.
Провозглашение реального суверенитета позволило добиться признания страны внешним миром. Конституционный Закон помог полностью урегулировать вопрос границы с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией. Он заложил основы политики доверия, партнерства и стабильности на евразийском пространстве. Всем гражданам Казахстана обеспечивались условия полной уверенности в своей безопасности. Закон стал внутренним импульсом для всего казахстанского народа. Законодательно закреплялось доверие, согласие и стабильность в Республике Казахстан. Закон послужил основой будущей Конституции государства. Положения Конституционного Закона ставились выше норм действующей Конституции Казахской ССР 1978 г.
В целях обеспечения государственного суверенитета республики в 1991 -1992-х гг. были созданы соответствующие органы. Под руководством президента был утвержден новый государственный орган — Совет Безопасности. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР» от 25 августа 1991 г. на данный орган возлагались функции выработки рекомендаций по охране суверенитета Казахской ССР, ее территориальной целостности, по реализации политики в области обороны. Существенное значение имели указы Президента: 16 марта 1992 г. «О создании Республиканской гвардии Республики Казахстан», 10 октября 1992 г. «О внутренних войсках МВД Республики Казахстан». В соответствии со статьей 16 Конституционного Закона был принят Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», в котором определялась роль Вооруженных Сил в системе безопасности республики. Были приняты законодательные акты по защите основных прав и свобод человека. 20 декабря 1991 г. был принят Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», который вносил существенные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 г. В нем не признавались гражданство СССР, институт двойного гражданства.
Еще 2 января 1991 г. был принят Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР». Данный закон формально не являлся конституционным, но, несмотря на это, он сыграл важнейшую роль в развитии Казахстана как суверенного и демократического государства. В целях реализации принципа демократического плюрализма в республике были приняты важнейшие законы: «Об общественных объединениях», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», «О средствах массовой информации» и др.
Декларация о государственном суверенитете и Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» стали основой проведения конституционной реформы в стране, явились не только правовой базой для проведения соответствующих реформ в политической и социально-экономических сферах, но и юридическими источниками Конституции суверенного Казахстана.
Трудно переоценить значение декабря 1991 г. во внешнеполитическом плане. Заключение Беловежского соглашения руководителями трех славянских республик создало напряженную ситуацию. В 1996 г. Н.А. Назарбаев вспоминал: «Сегодня многие забыли ситуацию тех лет, но мы действительно стояли на пороге создания двух союзов — славянского и тюркского с подключением Таджикистана». В этой ситуации Президент Казахстана «приложил максимум усилий для того, чтобы предотвратить сценарий формирования тюркского и славянского союзов… К чему бы мы пришли сегодня, через несколько лет, если бы такие союзы оформились, просто трудно себе представить» [10].
13 декабря по инициативе Н.А. Назарбаева в Ашхабаде встретились президенты цен-тральноазиатских государств. Туркменская сторона предложила рассмотреть проект создания Конфедерации центральноазиатских государств в ответ на решения в Беловежье. В итоге многочасовых переговоров, трезво оценив ситуацию, Н.А.Назарбаев и И.А.Каримов «настояли на начале диалога со славянскими республиками, чтобы не допустить развала СССР по оси Европа — Азия и «поставили условие, что войдем в состав СНГ только на правах учредителей, а не в роли присоединившихся». Именно Президент Казахстана настоял на проведении следующей встречи с участием всех заинтересованных государств в Казахстане.
21 декабря 1991 г. в Алматы президенты 11 государств подписали Алма-Атинскую декларацию. Независимые государства констатировали, что «с образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Именно с этого времени юридически перестал существовать СССР, и родилось Содружество Независимых Государств. Так, благодаря усилиям Президента Н.А.Назарбаева в декабре 1991 г. началась трансформация геополитического пространства СССР, но не в раздельные этнические пространства, а в евразийское пространство, образуемое суверенными государствами.
Осмысливая крутую смену эпох в начале 1990-х годов, Президент Казахстана подчеркнул: «В отличие от других регионов планеты, распад СССР привел к образованию не принципиально новых государств, не имеющих под собой оснований, а к возрождению утраченной некогда государственности, имевшей глубокие исторические корни. Мы можем сказать, что происходил сложный, всесторонний процесс не только распада СССР, но и восстановления государственности, ее легитимизации» [11, с. 150].
Строительство новой казахстанской государственности в первой половине 1990-х годов велось в стратегическом, институциональном и символическом аспектах. После юридического оформления независимости Республики Казахстан перед обществом был поставлен целый ряд первостепенных задач: создание государственных институтов власти, признание государства на международной арене, вступление его в различные международные организации. Для решения этих задач была сформирована группа из молодых экономистов, представителей различных категорий специалистов, зарубежных советников Президента Казахстана.
Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Перед руководством страны стояли вопросы, отрешения которых зависело не только эффективное функционирование общественно-политических институтов, но и само существование казахстанской государственности: определение четких границ государственности; решение неотложных проблем и проведение реформ; создание институциональных структур для обеспечения поддержки качественного развития общества; определение и укрепление государственной границы.
Данные задачи были оформлены в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанной Н. А. Назарбаевым (1992). С учетом создавшегося вакуума в мировоззрении всего общества Стратегия закладывала фундамент для формирования политических ориентиров, связанных с самоопределением народа Казахстана. Следующим базовым пунктом Стратегии явилось решение проблем в экономическом секторе. За основу была взята концепция немецкого экономиста, министра экономики, а позднее канцлера Федеративной Республики Германия (ФРГ) Людвига Эрхарда. В Германии реализация его идеи — «благосостояние для всех» привела к тому, что возрождение германской экономики назвали «экономическим чудом». В Казахстане и предполагалось использовать этот немецкий опыт. Государство объявило, что будет добиваться, в конечном счете, благосостояния для всех. Основой рыночных реформ должна была стать предоставляемая государством свобода предпринимательства и выбора сферы деятельности. Таким образом, уже в самом начале казахстанская экономика была ориентирована на использование опыта западных стран.
Стратегия была нацелена на изменение социальной психологии, на избавление от страха перед самостоятельным предпринимательством. Было объявлено о намерении ввести национальную валюту (тенге). Однако советский рубль рассматривался как общая валюта переходного периода [12].
В дальнейшем, оценивая значение Стратегии, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечал: «Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Я не менял ориентиров, провозглашенных тогда. Судите сами».
Межнациональное согласие, внутринациональное единство, идеология модернизации казахстанского общества, межконфессиональное согласие и религиозная терпимость — основные направления в идейной консолидации казахстанского общества. Тогда, в первой половине 1990-х годов, развитие демократических процессов в Казахстане рассматривалось, констатирует Президент, «как главный приоритет лишь у 4-5 % населения республики. В то же время более 60 % отдавали предпочтение таким приоритетам, как стабильный и нормальный уровень жизни, мир и спокойствие в республике, семейное благополучие, собственное здоровье и личная безопасность». Реалистичное понимание ситуации и задач позволило Н. А. Назарбаеву сформулировать среднесрочный государственный подход: сначала — экономика, потом — политика.