Об истории кереитов до создания в IX веке конфедерации кочевников цзубу, частью которой был союз кереитских племен, известно мало. Все сведения, имеющиеся в науке следует признать косвенными и недостаточно обоснованными. Так, калмыцкие авторы связывают предысторию кереитов исключительно с восточными монголоязычными народами. Так, по мнению С.К. Хойта кереиты являлась одной из ветвей шивэй, наряду с самими киданями и одноименной дальневосточной ветвью шивэй. По версии Авляева, кереиты выделились во второй половине IX века из среды огуз-татар или ши вэи.
Вместе с тем, анализ родоплеменного состава кереитов позволяет связать значительную часть этого средневекового этноса с западными тюркоязычными народами. Источники говорят, что кереиты в XII веке делились на племена кереит, харакин, джиркин (чжуркин), конкаит (тункаиг), сакаит, тумаут (дубоут), албат. Кроме того, в отдельных случаях в сотаве кереитов называются племена чжуркин. лумен-тубеген и одон-дунхаит, керайчин, однако, как нам кажется, это варианты трибонимов Джиркин, лумаут, конкаит и кереит. Учитывая, что окончание «-ат», «-иг» в монгольских языках обозначает множественное число, в единственном числе название этих племен звучало как:
1. керей
2. харакин (каркын)
3. джиркин (жыркын)
4. канка
5. сага (сака)
6. тума (луба)
7. албан
Наименования кереитских племен, можно сопоставить с уже известными нам племенами предмонгольского времени. Так, племя тумаут из Кереитского ханства напоминает племя ту мат XII века и хори-лум ат из «Сокровенного сказания», обитавшее в Восьмиречье (Се-гиз-мурен), откуда они, по нашему мнению, были оттеснены пришлыми дербен-ойратами. Название племени сакаит, сахаит созвучно тюркскому этнониму саха или сахалар, вошедшему в самоназвание якутов — урангхай-сахалар. Харакин отождествляется с огузским племенем каркын, входящим в объединение бозок — правое крыло огуз-ского союза, происходящее по преданию от Юуддуз-хана, третьего сына Кун-хана, внука Огуз-хана.3
Л.Л.Викторова в своей работе «Монголы» бегло отмечает, что «кереиты имели смешанный состав, включающий наряду с тюрко-уйгурскими компонентами и некоторые иные, связанные с киданьско-монгольскими». Однако автор не конкретизирует свое замечание по Кереитскому союзу, ограничившись вышесказанным.
Особый интерес в связи с проблемой происхождения керентов у нас вызывает племя каркын, имеющее аналог среди огузских племен. Напомним, что Ту Джи считал кереитов потомками огузов, что не может быть простым совпадением.
Имя Каркын (Qarqin) носил один из легендарных предков тюр-ков-огузов, который, согласно их родословной, являлся четвертым сыном Йулдуз-хана, третьего сына Огуз-хана, а также другой огуз-ский правитель Каркын Конак-Алп. Согласно преданию, имя Каркын означало «утоляющий голод народа» или «хлебосольный», а его онго-ном, т.е. священной птицей, был ястреб или водяной (речной) беркут (су баркути). Этот онгон можно сравнить с образом Буркут-Бабаэ в котором переплелись черты древних земледельческих и шаманских божеств. Согласно мифологическим представлениям тюркских народов, Буркут-Баба был «хозяином» дождя и погонял облака плетью, отчего происходят гром и молния, ггоедшествующие дождю. Среди туркмен еще недавно было в обычае приносить в засушливые годы в жертву козленка покровителю дождя Буркут-ата, который отождествлялся ими с образом «хозяина дождя» — деда Коркута.
Предок известного Бахрама Чубина в 19-поколёнии Чубин ибн Милад, в источниках упоминается под именем Каркин, Каргин ибн Милад или Гаргин ибн Милад. В «Шахнаме» Фирдоуси, Гаргин, сын Милада упоминается среди витязей и военачальников древнего иранского царя Кай-Кавуса.
У современных туркмен этноним «каркын» (современное произношение «гаркын») встречается в качестве родового наименования племен арсары и алили. Оно отражено в топонимах Гаркын ряда районов Туркмении (Саятский, Керкинский, Ахарденский, Каркалин-ский) и многочисленных этнотопонимах Крыма, Азербайджана и Армении. Согласно собственно туркменским легендам, предки огузских племен, в том числе и каркыны жили в районах Семиречья-и Центрального Казахстана. В «Родословной туркмен» говорится, что «ближе всех [других] илей к туркменам жили хатаи, канклы и найма-ны. Эти или стали нападать на оставшихся туркмен. [Туркмены] покинули все эти юрты — Иссык-Куль, Алмалык, Сайрам, горы Улуг-таг и Кичик-таг — и пришли к устью реки Сыр».14 Учитывая, что огузы обосновались в низовьях Сырдарьи не ранее X века, следует предположить, что часть огузов-каркынов около VIII — IX вв. из районов Иссык-Куля и Алмалыка переместилась на северо-восток — в район западного Алтая, где входит в формирующуюся кереитскую конфедерацию под названием харакин,
Большой интерес в связи с ранней историей кереитов вызывают такие этнические образования раннего средневековья, как сыцзе и дубо — одни из 15 уйгурских племен, известных по китайским хроникам.
Уйгуры были одним из древнейших племенных союзов Центральной Азии, генетически связаны с позднегуннскими государствами. В III-V вв. Уйгуры входили в еще более крупное племенное объединение, которое в китайских хрониках носило название гаочз, или гаоцзюй («высокие телеги»). Они успешно противостояли попыткам императоров Северного Китая из династии Тоба Вей и каганов жуань-жуаней (авар) подчинить их племена. В конце V в., воспользовавшись ослаблением жуань-жуаней, их вожди присвоили себе каганскую титулатуру,
В начале VI в. потомкам основателей уйгурской династии вели войны с эфталитами и жуань-жуанями в Восточном Туркестане. С VI в. их племенной союз стал именоваться в китайской хронике теле (тюрк.-монг. тегрег «телега, повозка»). Скорее всего, название «тележники», очевидно очень древнее, не было их самоназванием и пришло в китайский литературный обиход из языка соседних с теле племен. В ходе непрерьшных войн значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Юго-Восточной Европы, но большая часть осталась в Центральной Азии. Еще до возникновения Тюркского каганата, в 546 г., центральноазиатские теле были подчинены великом ябгу Бумыном, ставшим в 551 г. первым тюркским каганом.
Эта часть теле, еще в IV в. возглавленная племенем сеньто (сиры тюркских надписей) и их династийным родом Ильтер, образовала тогда союз «десяти племен». Однако в 600 г., в результате междоусобных войн с племенем сикер, сиры вышли из союза «десяти племен» где первенство перешло к уйгурам с их династийным родом Лгла-кар.
После гибели в 840 году Уйгурского каганата, не его землях образовался кереитский союз, поэтому логично предположить, что часть уйгурских племен вошла в состав кереитов. В этой связи интерес вызывает связь сахиотов (сака) и сыцзе.
Сыцзе, по мнению известного казахстанского синолога Ю.Зуева это Сыгир хотанских и Сыгар сакских документов. В Таншу они названы в составе толееских племен, но толесское происхождение сы-гиров не подтверждается данными других источников. В сакском документе VIII в., переведенном Хеннингом, «сыкары» названы как ханский род тардушей, что перекликается с сообщением той же Таншу и Цзычжи тунцзянь об их первоначальном местожительстве в древней ставке Янь-то, в междуречье верховьев Толы и Керулена.
Другое упоминание сыгыров в Китайских источниках связывает их с именем тюрков: Туцюэ-Сыцзе, это в свою очередь находит аналогии в Хотанских рукописях, где одни из еыгырских военачальников назван титулом Сыкыр-Турк чор. Все эти версии верны постольку, поскольку они отражают внешнеполитическое положение сыгыров в разные периоды: будучи дошастийным родом тардушей, они в период подъема Восточно-Тюркского каганата вошли в коалицию тюркских племен, а после утверждения уйгуров на Орхоне составляли часть внешнего союза девятистрельных уйгуров (тогуз-огузов) -тодесов.
Предположим, что часть сыгыров. оставшихся после распада Уйгурского каганата на местах прежнего обитания в долинах Толы и Керулена стала позже известна, как сыгы(р)-ит — сагы-ит ~ сакаит. Именно под таким названием сыцзе — сыгыры вошли в состав кереи-тов.
Уйгурским по происхождению является и кереитское племя дубо. В ранних летописных источниках под наименованием Дубо выступает одно из племен теле, обитавшее в 6- 8 вв. в районах, прилегающих к оз. Косогол, или Хубсугул, и на запад от Косогола до верховьев Енисея. Из этнографического описания дубо в династайньгх источниках видно, что по образу жизни, по культуре и быту дубо резко отличались от кочевых скотоводческих племен теле и тюкю, с которыми они находились в контакте. Про них сказано: «Дубо — это особое племя Тиеле. Разделялись они на три аймака, управлявшихся собственными предводителями. Аймаки назывались: Дубо, Милигэ, Эчжи. Характерным для них средством передвижения были лыжи. Жилища свои они покрывали берестой».
В другом источнике сказано подробнее: «Они не знали годовых времен (не имели календаря); жили в шалашах из травы; ни скотоводства, ни землепашества не имели. У них много сараны (крупа): собирали ее коренья и приготовляли из них кашу. Ловили рыбу, птиц, зверей и употребляли в пищу. Одевались в соболье и оленье платье, а бедные делали одежду из птичьих перьев. При свадьбах богатые давали Лошадей, а бедные приносили оленьи колеи и саранные коренья. Покойников полагали в гробы и ставили на деревьях. Провожая покойника, производили плач так же, как и
Тюкюесцы».
Несмотря на то что ко времени составления, летописи, цитату из
которой мы привели, дубо находились уже в длительном контакте как с племенами теле, так и тюрков, в результате чего у богатых дуб например, появились лошади и были, видимо, восприняты некоторые обычаи («производили плач так же, как и Тюкюесцы»), культура и быт дубо сохраняли все черты, характерные для быта охотников гор—ной тайги. Они, конечно, были аборигенами горно-таежных мест.
Что касается их происхождения и языка, то имеющиеся в нашем распоряжении скудные материалы говорят, пожалуй, за то, что дубо не были в то время тюркоязычными. Л. Потапов считает, что они го-ворили на одном из самодийских языков. В пользу такого мнения говорит весьма существенный факт. Дело в том, что ряд современных племен и народностей Саяно-Алтая, сохранивших культуру и быт горно-таежных охотничьих племен, сходные по описанию летописных источников с дубо (например, тофалары, некоторые группы ту-винцев-тоджинцев, койбалов, моторов и др.), сохраняли также до XVIII и даже начала XIX в. остатки самодийского языка. На родство их с самоедами или самОдийцами указывал в свое время И. Георги.21 Позднее этот взгляд обосновывали М. А. Кастрен и В. В. Радлов.22 В наше время принадлежность этнонима Тубо-Дубо к южным племенам подтвердил этнограф-лингвист Г. Н. Прокофьев.
С освоением территорий по северную сторону Гоби кочевыми скотоводческими племенами теле, жужаней, тюрков упомянутые горно-таежные охотничьи племена дубо оказались в подчинении у них, а иногда, вероятно, и входили в состав тех или иных объединений кочевников. Поэтому в некоторых источниках они относятся либо к племенам теле, либо к тюркам. После гибели в 840 году Уйгурского каганата дубо вошли в состав формирующегося кереитского союза.
Кереитское племя конкаит (канка), на наш взгляд, возможно сблизить с кангарами-канглы. Кангары — потомки населения античного государства Кангюй (Кангар), вошедшие в состав Тюркского каганата и известные по древнетюркским руническим надписям как кен-гересы. Некоторые группы кенгереского населения оказались и в пределах восточно-тюркского каганата. Об этом говорит тот факт, что представители кенгереской знати занимали в государстве тюрков-туцзюе достаточно высокие должности. Известно о посольстве, отправленном в 618 году восточнотюркским Шиби-каганом в Китай -во главе этоТи миссии упоминается некий тетин Кан-хэ-ли. Имя главы посольства. по мнению Ю.А. Зуева, закономерно читается как «кан-гарлыг», более того, в разделе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» труда IX века «Танхуйяо» упоминается народ кан-хэ-ли, на-звание которого также реконструируется как кангар. Предполагается что, являясь вассальным племенем восточных тюркоз-тугю, они додавали вблизи каганской ставки, т.е. в районе Орхона. О связи кангаров» с древнеуйгурскими племенами говорит легенда, которую в китайской летописи «Юань ши» (XIV в,) обнаружил исследователь АШ, Кадырбаев: «Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г.. ло н.э. — 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го — страна высоких повозок.