Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций с целью подъема экономики свидетельствует о том, что многие страны добились благодаря иностранному капиталу значительных позитивных результатов. Наглядным подтверждением этому являются высокие темпы экономического роста Китая, успехи Японии и других стран Юго-восточной Азии. В этой связи, возникает вполне закономерный вопрос: каковы причины низкой эффективности государственной инвестиционной полигики в области привлечения и использования иностранных инвестиций? Практика активного привлечения и использования иностранных инвестиций за истекший период наглядно показала не только то, что реализуемая ныне модель внешнего инвестирования малоэффективна. Более того, вместо решения важных проблем, связанных с восстановлением и подъемом экономики республики она послужила источником новых, не менее серьезных проблем непомерно возросшего государственного долга, закрепления деформированной структуры экономики.
При этом необходимо отметить, что названные выше проблемы имеют место в большей или в меньшей мере и в других странах СНГ, в частности России. Для того, чтобы разработать систему мер по исправлению допущенных просчетов и ошибок, необходимо, прежде всего, проанализировать причины, обусловившие эти ошибки.
Собственно говоря, как у нас, так и в России результаты иностранного инвестирования за истекший период экономических реформ одинаково малоэффективны, хотя по объему привлечения иностранных инвестиций мы опередили Россию, выйдя на первое место среди стран СНГ и на второе место после Венгрии — среди бывших социалистических стран. Россия быстро превращается в страну с сырьевой, а не с современной индустриальной экономикой. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что экономические реформы и в России, и в Казахстане, и в других бывших союзных республиках развиваются приблизительно по одной схеме.
В этих условиях для решения рассматриваемых нами проблем национальной экономики возможны два подхода: проб-ошибок и стратегический. Первый подход «проб-ошибок», как правило, обречен на провал, потому что политика, направленная на какую-то частную область, будет не только воздействовать на сферы, которым она непосредственно адресована, но и вызовет непреднамеренные и.негативные отзвуки в других областях.
Собственно говоря, именно это и происходит в настоящее время как в Казахстане так и в России, где правительства действуют методом «проб-ошибок». В результате действующая ныне модель внешнего инвестирования не только не дала ощутимых позитивных сдвигов в национальной экономике, но и вызвала серьезные негативные последствия, о которых мы уже говорили.
Стратегический подход позволяет избежать многих нежелательных ошибок. Вот почему так важно разработать тщательно продуманную стратегию и тактику привлечения и использования иностранных инвестиций.
По этому поводу в послании Президента страны народу Казахстана сказано: «Надо учиться и на негативном мировом опыте. Он однозначно показывает, что отсутствие стратегии развития или неспособность ее реализовать перевешивают потенциал природных богатств. Поэтому главный вывод, который мы все должны сделать, -необходимо разработать продуманную стратегию и претворять ее в жизнь несмотря на все трудности».
На наш взгляд, основной причиной низкой эффективности реализуемой ныне модели внешнего инвестирования является отсутствие продуманной стратегии., то есть четкой научно обоснованной концепции привлечения иностранного капитала, при разработке которой должны учитываться многие важные аспекты прошлого и настоящего развития отечественной экономики, конкретные условия проведения экономических реформ в нашей стране. Но самое главное — это слабая разработанность механизма эффективного использования привлеченных иностранных инвестиций.
Концептуальная модель привлечения и использования иностранного капитала, на наш взгляд, должна быть достаточно гибкой и строиться с учетом нынешней реальной ситуации. Прежде всего, следует учитывать прогнозы международных экспертов и специалистов о том, что в ближайшей перспективе не ожидается значительного увеличения притока иностранных инвестиций в нашу республику. Это обусловлено как внешними, так и внутренними причинами, прежде всего низким уровнем внутренних сбережений в Казахстане. Мировой опыт показывает, что низкая норма внутренних сбережений является фактором, ограничивающим приток внешних инвестиций.
Учитывая это, реализуемая в ближайшей и среднесрочной перспективе (2000-2005 гг.) модель привлечения и использования иностранных инвестиций, по нашему мнению, должна основываться не на увеличении объема привлекаемых средств, а прежде всего на качественном, эффективном их использовании.
Именно об этом говорил Президент страны Н.А. Назарбаев, выступая перед членами нового Правительства; «Нам нужны инвестиции. Весь предыдущий опыт свидетельствует о том, что правительства гнались за количеством, а не за качеством. Поэтому за громкими рапортами зачастую мы не получали достойной отдачи» «Вечерний Алматьг», 1999, 12 ноября.
При этом считаем необходимым отметить, что на данном этапе экономических реформ (2000-2005 гг.) в отличие от предыдущего (1993-1999 гг.), с нашей точки зрения, было бы неправомерно рассматривать внешний источник инвестирования как единственно возможный и реальный. Как показывает мировая практика, в ситуациях, подобных сложившимся в нашей стране, иностранные инвестиции служили решающим, но все же дополнительным источником инвестиционных ресурсов, который выполнял роль генератора инвестиционной активности. Именно в этом заключается, по нашему мнению, основная функция иностранных инвестиций на данном этапе переходного периода.
Предлагаемый нами комплекс мер по повышению эффективности использования иностранных инвестиций предусматривает.
Отказ от привлечения внешних займов и кредитов на покрытие бюджетного дефицита и использование их на приобретение передовых технологий и оборудования, пересмотр стратегии развития нефтегазовой отрасли в направлении отказа от исключительного топливного варианта и перехода к варианту многоцелевого использования казахстанской нефти как сырья со сложным составом на основе комплексной и глубокой ее переработки;
— полное исключение нерационального использования, то есть попросту «разбазаривания» привлеченных иностранных инвестиций путем усиления государственного контроля; стимулирования привлечения иностранных инвестиций в частный сектор, главным образом, в сферу малого и среднего предпринимательства создания СП производственного назначения;
— стимулирования привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор, главным образом, в крестьянские хозяйства;
активное формирование свободных экономических зон (СЭЗ) которые являются одним из основных стимуляторов привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;
— усиление государственного контроля за стратегическими предприятиями, которые проданы или переданы в управление иностранными компаниями:
— ограничение и постепенная отмена неоправданных льгот иностранному капиталу, т.е. переход на национальный режим инвестирования, создающий равные условия как отечественным, так и иностранным инвесторам.