Система пенсионного обеспечения населения, как и любое организованное образование, претерпевала изменения, складывалась в схему, поддерживающую интересы своих вкладчиков. С 1991 г. в Казахстане начали приводить в соответствие с новыми экономическими отношениями структуру и принципы действия пенсионного обеспечения. Отправной точкой программы пенсионного переустройства в Казахстане стало принятие Закона «Об уточненном республиканском бюджете на 1994 год», где впервые было введено разделение (в функциональном и финансовом плане) пенсий по старости и пособий по инвалидности, при потере кормильца и социальных пенсий. Тогда же Пенсионный фонд подпал под эгиду Министерства труда и социальной защиты населения. Произошедшая упорядоченность в пенсионном обеспечении позволила снять часть нагрузки с бюджета, отчисление средств на формирование пенсий по старости было возложено на работодателей и самих работающих — частных предпринимателей. Однако, думается, принятая дефиниция не соответствует реалиям. Работа по некоторым профессиям и специальностям (на вредных и психически затратных производствах) предполагает ранний выход на пенсию, не обусловленный возрастом. Этично ли, когда человеку в 40—45 лет оформляется пенсия с нелестным определением «по старости»? Исходя из составных, формирующих пенсию и определяющих время ее получения, стали средний заработок — этот вид заработанного тружеником обеспечения — подразделять как «трудовая пенсия» в отличие от пенсий социального порядка. К сожалению, понятие «пенсия по старости» перекочевало и в последующие документы, связанные с реформированием этой системы.
Следующим шагом стало утверждение в 1995 г. Концепции пенсионного обеспечения, а в 1997-м был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Следующие три года — период становления и отработки накопительной пенсионной системы по смешанной модели, т.е. государственно-частной. Возникли первые пенсионные фонды и компании по управлению пенсионными активами (ныне организации по управлению пенсионными активами). Целями внедряемой системы определялись: обеспечением стабилизации, повышение уровня жизни пенсионеров и участие в обеспечении бюджетно-финансовой сбалансированности в стране. Применение негосударственной накопительной пенсионной системы виделось двойственной функцией — социальный стабилизатор и финансовый посредник. В целом же современная система пенсионного обеспечения графически выглядит следующим образом. (схема 2).
Согласно модулю, система пенсионного обеспечения в Казахстане возложена на трех юридических лиц. Во главе — Государственный центр по выплате пенсий, являющийся правопреемником государственного Пенсионного фонда РК. Он функционирует в форме государственного предприятия, основанного на праве оперативного управления. Здесь производятся выплаты состоявшимся пенсионерам пенсий по солидарной системе, государственных социальных пособий, пенсий военнослужащим и работникам органов внутренних дел в утвержденном законодательством порядке, а также происходит присвоение социальных индивидуальных кодов (СИК) работающим. СИ К необходим для учета взносов и ведения персонифицированных пенсионных счетов. Здесь же создан банк данных, на основании которых в налоговые органы передаются сведения для осуществления контроля за своевременным зачислением работодателями пенсионных взносов.
Другое юридическое лицо, негосударственный накопительный пенсионный фонд, — центральное звено в действующей системе. НПФ организует работу с вкладчиками, заключает пенсионные договора, осуществляет сбор добровольных и обязательных пенсионных взносов, проводит индивидуальный учет пенсионных взносов, начисляемого инвестиционного дохода и обязательств. Обязательства фонда перед вкладчиком отражены в пенсионном договоре, обеспечивающем право на получение пенсионных накоплений при достижении им пенсионного возраста или в иных, предусмотренных законодательством, случаях. Фонд получает комиссионные вознаграждения за свою деятельность, отчитывается перед вкладчиками и государственными органами, производит пенсионные выплаты получателям, проводит разъяснительную работу среди населения, рассматривает жалобы и заявления, решает вопросы, связанные со смертью вкладчика, с выездом его за рубеж. Накопительные пенсионные фонды не гарантируют какой-либо определенный доход, в их обязанности входит самостоятельное (либо посредством организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами) управление пенсионными активами.
Обязанностью пенсионных фондов является также ежегодное информирование вкладчиков о состоянии пенсионных накоплений. В настоящее время затраты на информирование одного вкладчика в системе составляют около 100 тенге на один индивидуальный пенсионный счет. Государственный накопительный пенсионный фонд -третье юридическое лицо, производящее сбор только обязательных пенсионных взносов вкладчиков и осуществляющее пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. До 2015 г. накопительная пенсионная система страны будет оставаться и полноценно действующей, и «переходной» (развивающейся) одновременно. Это объясняется временной деятельностью такого субъекта, как Государственный накопительный пенсионный фонд. Предполагалось, что он будет как бы «фондом по умолчанию», т.е. своеобразной страховкой для тех, кто в тот период еще не определился с выбором своего накопительного фонда или отказывал в доверии негосударственной структуре. Однако, данный институт — ГНПФ — является полноправным и полноценным участником накопительной пенсионной системы, старающимся привлекать новых вкладчиков, в этом его своеобразие.
Пенсионными фондами ежедневно по пенсионным активам в пенсионных фондах проводятся следующие операции:
• заключение пенсионных договоров с лицами, имеющими право на пенсионное обеспечение;
• открытие индивидуальных пенсионных счетов вкладчикам;
• формирование базы данных вкладчиков;
• зачисление поступающих пенсионных взносов;
• взимание комиссионного вознаграждения;
• переводы накоплений из других фондов;
• возврат ошибочно перечисленных взносов;
• распределение инвестиционного дохода;
Сверка с банком-кастодианом проводится еженедельно, с Государственным центром по выплате пенсий — ежеквартально. Ряд операций во многом схож с банковскими процедурами, в частности, прием документов от клиентов и проведение платежей. В Казахстане существует единая база данных, где учитываются индивидуальные пенсионные счета всех вкладчиков с информацией о том, когда был заключен договор, о сумме взносов, различных изменениях. Пенсионные фонды сами средствами не распоряжаются, они находятся на хранении в банке-кастодиане. Им не разрешено осуществлять инвестирование пенсионных взносов и активов, эти функции переданы организациям, управляющим пенсионными активами (бывшие КУПА — компании по управлению пенсионными активами). Фонды заключают с ними договора и с банком-кастодианом. Анализ движения денежных средств вкладчиков (пенсионных взносов) является одной из важных составных частей оценки общего экономического состояния пенсионной системы. С учетом актуальности этого аспекта предлагается схема движения денежных средств вкладчиков пенсионных фондов.
Система движения пенсионных активов включает в себя вкладчиков накопительных пенсионных фондов, Государственный центр по выплатам пенсий, накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, банки-касто-дианы. Все элементы системы образованы в соответствии со статьями Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и постановлениями Правительства РК. Функции их строго разделены. Взаимоотношения между НПФ и организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами, строятся на договоре об управлении активами фонда. Порядок принятия решения о заключении договора утвержден уставом фонда. Инвестирование пенсионными активами возложено на управляющую активами организацию, пенсионный фонд не вправе оказывать на инвестиционный процесс какое-либо воздействие, так как ответственность за конечный результат инвестирования вменена этой организации.
Функции управляющей активами организации — в отслеживании ситуации как на внутреннем, так и международном финансовом рынке, и наиболее эффективном размещении средств вкладчиков, в обеспечении максимально возможного уровня доходов. Ведение учета финансовых инструментов, имеющихся в портфелях пенсионных фондов, ежедневный расчет инвестиционного дохода и стоимости акций пенсионного фонда также входит в ее обязанность. Организация должна обеспечивать уровень дохода по пенсионным активам не ниже среднерыночного, в противном случае она из собственных средств возмещает недополученный вкладчиками фонда доход.
Любые сделки и операции с пенсионными активами эта организация совершает только в интересах их собственников, т.е. вкладчиков. В систему движения пенсионных активов фонда задействованы банки-кастодианы, их прямое назначение заключается в хранении ценных бумаг и денежных средств вкладчиков НПФ, осуществлении контроля за законностью проведения сделок с пенсионными активами. Ответственность банка перед пенсионным фондом за сохранность пенсионных активов гарантируется собственным капиталом банка. Банк-кастодиан осуществляет контроль над размещением активов накопительных фондов и обязан блокировать (не исполнять) поручения организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, в случае их несоответствия законодательству. Об этом организация, осуществляющая инвестиционное управление, незамедлительно должна уведомлять уполномоченный орган по регулированию рынка ценных бумаг и накопительный пенсионный фонд.
Исходя из этих положений, накопительный пенсионный фонд имеет связь только с одним банком-кастодиа-ном, в то же время подобное ограничение не распространяется на банки-кастодианы. Они вправе работать с одним или несколькими НПФ. Каждый из этих трех субъектов юридически независим, не имеет общих учредителей, что предусмотрено законом для обеспечения большей безопасности средств вкладчиков и устранения возможности использования этих средств не по назначению. Это условие — один из основных механизмов защиты, встроенный непосредственно в накопительную систему. Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами, банк-кастодиан и НПФ руководствуются положениями трехстороннего кастодиального договора, где оговариваются права и обязанности каждой из сторон, возникающие правоотношения.
В переходный период Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» регулируются правоотношения трех уровней пенсионного обеспечения: базовой (социальной) пенсии, солидарной и негосударственной. Первый — социальная пенсия, выплачиваемая из государственного или местного бюджета и гарантирующая утвержденную правительством величину прожиточного минимума. Она предоставляется инвалидам, сиротам, престарелым гражданам, по тем или иным причинам не имеющим трудового стажа. Второй — солидарная (распределительная) пенсия, назначаемая с учетом продолжительности трудового стажа и величины заработка. Она финансируется за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямыми ассигнованиями из государственного бюджета страны (трансфертные платежи).
Обязательные пенсионные отчисления для юридических лиц определены в размере 15% от фонда оплаты труда, а физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в размере 5% от месячного дохода. Организации и общества из специального перечня, утвержденного правительством, например, Добровольное общество инвалидов или Казахское общество слепых, отчисляют 3% от фонда оплаты труда. Солидарное пенсионное обеспечение будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует поколение состоявшихся пенсионеров и тех, кто к 1 января 1998 г. имел стаж работы не менее 6 месяцев. Третий уровень — формируемая негосударственная пенсия за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов граждан. Она накапливается в течение всей активной трудовой деятельности человека и аккумулируется в НПФ.
Пенсионная система Казахстана опирается на ряд принципов. Главенствующий — принцип возвратности накоплений. Он обеспечивает действие других, являясь одновременно ориентиром и мотивацией в социально-экономических преобразованиях, нацеленных на повышение благосостояния как отдельного гражданина, так и общества в целом. Действие этого принципа проявится с получением пенсий нынешним трудовым поколением. Кроме того, что им будут возвращены их взносы, они получат за инвестирование личных пенсионных средств вознаграждение, достаточное для жизнеобеспечения в старости. Однако в существе принципа возвратности имеется противоречие, связанное с половыми признаками. У женщин, в своем большинстве, уровень заработной платы ниже, чем у мужчин, следовательно, размер пенсионных взносов и сумма накоплений меньше (при одинаковом проценте отчислений в пенсионный фонд). В то же время продолжительность жизни у женщин дольше, чем у мужчин. У женщин в Казахстане ожидаемая продолжительность жизни — 70,4 года, у мужчин — 60,45.