Развитие рост доли добывающей промышленности по отношению к перерабатывающей в структуре экономики, привели к однобокому развитию экономики страны и как следствие, снижению конкурентоспособности казахстанской экономики, тогда как, добывающая промышленность должна служить основой для развития других секторов экономики и обеспечению макроэкономической стабильности и модернизации экономики. Несмотря на наличие потенциала у отечественной обрабатывающей промышленности для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией, доля участия товаров, работ и услуг казахстанского происхождения значительно ниже импортируемого. Отечественная обрабатывающая промышленность имеет потенциал для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией, однако, на сегодняшний день объем производства и, соответственно, закупка отечественных товаров, работ и услуг незначителен по сравнению с объемом импортируемых товаров, работ и услуг. В аналогичной ситуации находились и находятся многие страны. Не многие из этих стран добились значительных успехов, среди успешных примеров, можно назвать: Великобританию, Бразилию, Норвегию. Анализ международной практики развития местного содержания показывает, что в основном государственная политика в вопросах развития местного содержания была направлена на:
— организацию совместной работы Правительства, местных производителей, инвесторов и активного вовлечения компаний покупателей местной продукции и услуг;
— совместное изучение потребностей рынка, развитие местного производства и инфраструктуры, на основе анализа потребностей недропользователей и сервисных компаний и применение накопленного положительного опыта в других отраслях экономики;
— разработку системных мер по поддержке отечественного производства и защите внутреннего рынка, мотивация сторон с целью увеличения местного содержания;
— определение целевых показателей по этапам программы развития местного содержания, и их постоянный контроль;
— повышение конкурентоспособности товаров и услуг;
— повышение эффективности системы образования, ориентированной на реальные нужды рынка труда.
Как показывает международный опыт, на этапе становления экономики в рамках переходного периода (США, Бразилия, Норвегия и т.д.), эффективное государственное регулирование хозяйственных отношений может принести положительные экономические результаты, при этом государственная политика не должна быть ограничена исключительно мерами воздействия на потребителей, но и параллельно должна обеспечивать развитие производственного потенциала отечественной промышленности.
Основными способами воздействия государства на сложившуюся ситуацию, предложенные отраслевой программой развития казахстанского содержания на 2010-2014 гг., рассматриваются следующие:
— усиление регулятивных мер в закупочных процессах государственных учреждений, предприятий, хозяйствующих субъектов, входящих в национальные холдинги, компании недропользователей;
— предоставление различных льгот и преференций отечественным производителям товаров, работ и услуг;
— информационная поддержка отечественных това-ропроизовдителей;
— диверсификация регулятивных мер законодательства по использованию иностранной рабочей силы, учитывающая необходимость последовательного сокращения квот привлекаемых зарубежных специалистов среднего и низшего звена и, наряду с этим, высокую актуальность привлечения менеджеров высокотехнологи-чесикх отраслей.
Анализ современного состояния внешнеторговых показателей и доли отечественного производства промышленности показывает невысокую долю конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Республики Казахстан. Экспорт Республики Казахстан в 2012 году составил 136825,0 млн. долларов США, импорт 44539,4 млн. долларов США. Несмотря на то, что экспорт продукции превышает импорт в почти 2 раза (рис. 1), в настоящее время степень диверсификации отечественной промышленности по-прежнему остается низкой. Экспорт сырья, который обладает высокой степенью конкурентоспособности, составляет 69229,9 млн. доларов США или 77% от всего экспорта в 2012 году. Динамика внешней торговли представлена в таблице 1.
Товарная структура экспорта в основном состоит из экспорта минеральных продуктов (77%). А остальную долю составляют производство металлов (14%), продуктов животного и растительного происхождения (4%), продукция химической промышленности (4%), машины и оборудование (1%). Экспорт высокотехнологической продукции в общей товарной структуре экспорта практически отсутствует, тогда как доля высокотехнологической продукции в США например составляет 20%. Таким образом, исходя из проведенного анализа текущего состояния экономики страны, необходима структурная перестройка экономики, целенаправленная инвестиционная политика со стороны государства. Не надо забывать о том, что промышленность не только ядро, но и движущая сила развития. Необходимым условием перехода к экономике знаний является обеспечение эффективности использования результатов научно-исследовательских разработок в реальном секторе экономики, и, соответственно, обеспечение такого использования интеллектуальных, финансовых и природных ресурсов, которое позволит получить не только значительный экономический, но и ощутимый социальный эффект.
Однако, несмотря на то, что институциональные реформы осуществляются в Казахстане уже достаточно продолжительное время, в стране не наблюдается качественного прогресса в развитии инноваций. К примеру, по индексу уровня применения знаний в экономике (KEI) за 2012 год Казахстан (72 место) отстает от таких стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения, как Чили, Армения и Турция. Иначе говоря, уровень конкурентоспособности казахстанской экономики недостаточно высок. По индексу KEI (уровень применения знаний в экономике) страну можно сравнить с такими странами, как Ямайка и Монголия, где доходы населения значительно ниже. Более того, по индексу innovation System Казахстан можно сравнить со странами Африки, таких как Ангола, Зимбабве, в которых ВВП на душу населения в 18 раз ниже, чем в Казахстане.
В целом, оценка сложившейся в Казахстане ситуации позволяет сделать предположение, что национальная система поддержки и внедоения инноваций остается слабым звеном, поскольку в стране нет эффективной системы конвертирования отечественных и зарубежных знаний в национальное богатство. В частности, Казахстан еще не полностью преодолел наследие прошлого, когда выполнение каждой стратегически важной для общества задачи поручалось какому-либо ведомству в соответствии со строгим разделением труда. Поэтому даже при достижениях значительного уровня развития своего научного и технологического потенциала, этот потенциал плохо приспособлен к созданию материальных благ. Сейчас Казахстан стоит на втором этапе, успех которого зависит от развития, основанного на качестве институтов и рыночной эффективности инновационного предпринимательства. Таким образом, основные проблемы развития национальной инновационной системы заключаются в следующем:
— низкий спрос на инновации в казахстанской экономике, а также его неэффективная структура — избыточный перевес в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внесению собственных новых разработок;
— слабая связь между промышленностью и научным сектором;
— исключительно вертикальная система управления инновационной деятельностью в стране;
— слабая инновационность регионов;
— нехватка квалифицированных кадров, в том числе старение научных кадров;
— низкий уровень восприимчивости инноваций среди населения;
— слабая интеграция в мировую науку и рынок инноваций.
На наш взгляд, несмотря на то, что казахстанская инновационная система демонстрирует сильные черты, с точки зрения наукоемких конкурентных преимуществ они могли бы использоваться лучше и частично устраняться за счет адаптации передового опыта.
В частности, казахстанская инновационная система еще не ориентирована на предприятия, несмотря на высокую долю предпринимательского сектора в наукоемкой деятельности, потому что большинство ориентированных на технологии предприятий только в ограниченной степени ведомы рыночными стимулами и недостаточно мотивированы соблюдением рыночной дисциплины. Инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики — это базис для формирования и реализации программы инновационного прорыва, без которого в настоящее время невозможно существование цивилизованного конкурентоспособного государства. Темпы и эффективность развития инновационной сферы зависят от проводамой инвестиционной политики, которая должна обеспечить условия, благоприятствующие инновационному развитию. Создание инфраструктуры, благоприятной для функционирования инновационной сферы, может быть наилучшим способом стимулирования инноваций. Полученные результаты будут определяться эффективностью взаимодействия субъектов инновационной деятельности в процессе осуществления инновационной Программы и интенсивностью вовлечения в инновационную деятельность наибольшего количества участников. Отсюда следует необходимость разделения критериев отбора инновационных программ и результатов оценки их реализации. Система критериев отбора программ и проектов должна быть ориентирована на соответствие ожидаемых результатов поставленным целям. Оценка результатов должна осуществляться по показателям социально-экономического развития, поскольку прогресс в социальной сфере, в развитии научного, образовательного и производственного потенциалов является целью преобразований в инновационной сфере. Первостепенное значение имеет нормативная и правовая база, отвечающая новым условиям рыночных отношений и обеспечивающая согласование интересов предприятий инфраструктуры с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий, их статуса. Республиканские и региональные производственные инфраструктуры должны развиваться с учетом государственных и рыночных интересов, необходимости институциональных преобразований, технологической и экологической безопасностью предприятий, их мобилизационной готовностью. Особое внимание необходимо уделить регулированию трудовых отношений, социальным аспектам, взаимоотношению отраслей инфраструктуры с поставщиками материально-технических средств и других хозяйственных ресурсов.
Работа по совершенствованию инфраструктуры не возможна без разработки новых и пересмотра действующих нормативных и законодательных актов, поэтому требуются единообразные подходы к регулированию отношений при функционирований подотраслей инфраструктуры. Реформирование производственной инфраструктуры — это и дальнейшее совершенствование ее управляющих структур на региональном уровне на основе внедрения современных информационных технологий. Её специфика, организационные формы собственности объектов должны найти отражение и в документах, имеющих общенациональный экономический характер.
Основные моменты реализации промышленной политики:
— выделение для селективных приоритетных производств бюджетных субсидий;
— введение для приоритетных производств режима ускоренной амортизации;
— устранение сложившейся структурной диспропорции;
— развитие среднего и малого бизнеса в сфере материального производства;
— совершенствование законодательства и развитие инфраструктуры рынка.
Цель промышленной политики:
— прекращение спада и стабилизация промышленного производства;
— обеспечение условий для развития использования всех потенциалов (ресурсных, трудовых, финансовых, научно-технических).
Экономические аспекты проблемы развития инновационной деятельности постоянно нахо,оягся в центре внимания многих ученых и практиков. Многогранность инновационного процесса вызвала к жизни различные подходы, как к определению инноваций, так и теоретических основ инновационного предпринимательства. Однако некоторые проблемы развития и активизации инновационной деятельности недостаточно исследованы, особенно вопросы формирования эффективного организационно-экономического механизма на новом этапе трансформационных преобразований. Таким образом, заложенные теоретические и методологические основы инновационной деятельности требуют дальнейшего развития и обобщения.