Сельские и городские жители Казахстана получили в собственность земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Проведена реорганизация колхозов, совхозов и их земле-пользований, образовались новые формы агроформирований, 2,3 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей и распорядились ими. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (более 120 тыс.хозяйств), в распоряжение которых передано около 30 млн. га земель. В районах за счет неиспользуемых земель создан спецземфонд для перераспределения земель на площади более 11,2 млн. га. В землепользование негосударственных юридических лиц (хозяйственных товариществ и АО, сельскохозяйственных производственных кооперативов, частных хозяйств) передано более 60,0 млн. гектаров или 65,4% процента всех сельскохозяйственных угодий страны.
В тоже время в аграрном секторе не были решены ряд задач: собственники земельных долей не смогли полностью реализовать права по их распоряжению, а с 01.01.2005 года, их неиспользованные доли переходят в райспецземфонды; переход земель к эффективно хозяйствующим субъектам осуществляется медленно, не создана действенная система ипотечного кредитования, медленно формируется рынок земли и его инфраструктура.
Несмотря на то, что проведены масштабные изменения в земельных отношениях, большая часть земельного фонда перешла к негосударственным субъектам, введена частная собственность на сельскохозяйственные земли и некоторые категории земель, в РК еще не сформировался полноценный рынок земли и рыночный оборот земель, не решены ряд важных задач: новые агроформирования не смогли обеспечить эффективное использование сельскохозяйственных угодий, развитие рынка земли и переход земель к эффективно хозяйствующим субъектам осуществляется медленно, не сформирована действенная система ипотечного кредитования.
Совершенствование земельного законодательства должно быть направлено на закрепление и охрану прав собственности на землю, стимулирование дальнейшего развития рынка земли, ипотечного кредитования под залог земли и права землепользования, формирование системы гарантий для проведения таких операций, обеспечение государственной регистрации прав на землю и сделок с ними, на укрепление и развитие арендных земельных отношений, введение в рыночный оборот земель частной собственности сельскохозяйственного назначения и развитие самого рынка земли и его инфраструктуры.
В Казахстане меры, ограничивающие и регулирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения, применяются недостаточно. Это можно объяснить желанием непременно запустить в действие рынок земли. В Земельном кодексе РК 2003 года имеются некоторые ограничивающие положения — это запрет продажи земельных участков иностранным гражданам, изъятие земель в случаях не целевого и неправильного использования, а также недостаточно обоснованные, по нашему мнению, так как составлены Агентством РК по управлению земельными ресурсами на основе предложений районных и областных акиматов, установленные Постановлением Правительства РК по административным районам, предельные размеры предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм хозяйствования.
В РК, еще нет специального законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, направленного на охрану и защиту сельскохозяйственного использования земли, создание и охрану рационального землепользования аграрных форм хозяйствования, создание экономических стимулов для концентрации земель у эффективно работающих землепользователей, предотвращение чрезмерного дробления и создания мелких землепользований с одной стороны и создания новых латифундий с другой стороны.
Оценка земель в виде определения нормативной цены (базовой ставки) и земельное налогообложение на основе бонитировки, вызывают критику со стороны специалистов, так как основаны на данных устаревших и не обновленных, поэтому необходимо разработать и применить кадастровую оценку и зонирование сельскохозяйственных земель, на основе новых методических подходов (более точное зонирование земель на основе земельно-оценочного районирования и на обновленной информационной базе, то есть свежие данные по урожайности сельскохозяйственных культур, рыночные цены валовой продукции и затраты на ее производство). В связи с этим актуальность приобретают исследования проблемы развития в РК рынка земель сельскохозяйственного назначения и его инфраструктуры и разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию земельного законодательства, направленного на формирование экономического механизма государственного регулирования и управления рыночным оборотом сельскохозяйственных земель, на основе новой системы государственного земельного кадастра, оценки земли и налогообложения от рыночной стоимости земельных участков.
Список литературы
1. Кресникова Н.И. Механизмы функционирования земельного рынка. 8. Земельный вестник России, № 3, 2008, с. 10-15.
2. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель Республики Казахстан на 1 ноября 2010 года». — Астана:Государственное Агентство по управлению земельными ресурсами, 2011.
3. Сейфуллин Ж.Т. Земельный кадастр: Управление земельными ресурсами Казахстана в рыночных условиях. — Алматы: КазНИИЭОАПК, 2009.- с. 216.