ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в республике зарегистрировано 670961 субъектов малого предпринимательства, Из Зарегистрированных субъектов малого предпринимательства 76,6 % являются действующими. Из общего количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства юридические лица составляют 153393 (22,9%) единиц. Количество действующих индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств составило 402348 единиц, что на 11,3 % больше. Численность занятых в малом бизнесе достигла 1536,7 тыс. человек. Прирост составляет -13,9 %. Численность занятых у юридических лиц составила 624,1 тыс. человек, в крестьянских хозяйствах 423,6 тыс.человек, у индивидуальных предпринимателей-489,1 тыс. человек.
Количество действующих субъектов с минимальной численностью занятых (менее 6 человек) составило 76,3 % от общего количества. Незначительную долю среди действующих субъектов малого бизнеса занимают юридические лица с численностью занятых от 31 до 40 человек (1,2%), и от 41 до 50 человек (2,1%).
Одним из основных показателей уровня развития предпринимательства является количество действующих субъектов малого бизнеса на 1000 жителей. Так, количество действующих субъектов малого предпринимательства юридических лиц на 1000 жителей составило 7,4 единиц, крестьянских хозяйств — 23,5 единиц, индивидуальных предпринимателей — 16,4 единиц. Рост к соответствующему периоду прошлого года составил соответственно 13,5, 7,9 и 11,4%.
Большая часть действующих субъектов малого бизнеса специализировались в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 194261 единиц, или 37,8 % от общего количества.
В сельском хозяйстве и лесном хозяйстве занято 160027 субъектов малого бизнеса (или 31,1%), из которых 95,1 % составляют физические лица. Промышленной деятельностью занято 17015 субъектов малого бизнеса (или 3,3%), из которых 90,1% приходится на обрабатывающую промышленность
Существуют три этапа:
— регистрация и перерегистрация;
— функционирование и развитие;
— ликвидация.
На каждом из вышеперечисленных этапов встречаются многочисленные проблемы, которые оказывают влияние на гибкость, активность и мобильность субъектов малого и среднего бизнеса и в конечном итоге тормозят их развитие. На этапах регистрации, перерегистрации. Особо стоит отметить существующую законодательную базу разрешительной системы,
Процедуры регистрации и перерегистрации в соответствии с действующим законодательством требуют определенного количества документов, которые выдаются различными организациями. В зависимости от конъюнктуры рынка субъекты малого и среднего предпринимательства регулярно меняют вид деятельности, что влечет за собой внесение изменений и дополнений в учредительные документы и извещение регистрирующего органа, а также получение различных видов разрешений. Как показывает анализ, основные трудности при взаимодействии с государственными органами носят субъективный характер (25,9%) — это двусмысленность отдельных положений подзаконных актов (13,7%) и трудности доступа к подзаконным актам (12,2 %), большая же часть трудностей при взаимодействии с государственными органами (74,1 %) носят субъективный характер, к ним относятся: превышение полномочий (26,4%), трудности оспаривать действия (22,8%), вымогательство (15,3%), некомпетентность госслужащих (9,6%).
Во многих странах для поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, процесс регистрации в течение 10 дней по принципу «одного окна». На сегодня уже и в Казахстане введена такая система, которую приветствует бизнес сообщество.
Выбрав курс на становление и развитие рыночной экономики, нашему государству не избежать тех процессов, тех элементов, которые присуще данной экономической системе, и, прежде всего, предпринимательства, а особенно таких его отраслей, как малое и среднее предпринимательство.
Предпринимательство, ставшее сектором современной рыночной экономики Казахстана, составляет одну из основ обеспечения социально-экономической стабильности общества и является условием динамичного его развития и высокого уровня жизни.
Значение малого и среднего бизнеса в Казахстане определяется его местом и ролью структурообразующего сектора, содействующего формированию и развитию конкурентной среды, ускорению научно-технического прогресса, созданию новых рабочих мест, зарождению среднего класса, основой которого в большей степени являются субъекты предпринимательства.
Особенностью становления казахстанского малого бизнеса, впрочем как и во всех постсоветских странах, является то, что его формирование проходило не естественным путем, как это имело место в странах с развитой рыночной экономикой, а при осознании его роли государством. Одним словом, данный сектор сформирован за практически считанные годы. Благодаря инициативе энергичной и предприимчивой части общества, предоставление гарантий государственной поддержки предпринимательства дали результаты и принесли свои плоды, о чем свидетельствует динамика роста субъектов предпринимательства и их вклад в экономику Казахстана за эти годы.
В настоящее время данному сектору присуще следующие направления его развития, характеризующие его как зарождающийся, но в то же время очень перспективный, имеющий высокий потенциал сектор:
— устойчивый рост количества субъектов малого и среднего бизнеса и численности занятых;
— концентрация малых и средних предприятий в промышленно развитых регионах;
— сосредоточение субъектов малого и среднего бизнеса преимущественно в сфере торговли, строительства и услуг;
— существование на протяжении рядя лет проблем в области налогообложения, кредитования, взаимодействие с государственными органами, которые до сих пор не нашли положительного решения. Учитывая то, что бизнесу надо учить и бизнесу надо учиться, а также принимая во внимание, что многие предприниматели, прежде всего из-за незнания законодательства, неумения защитить себя, работать самостоятельно, творчески, пришли к разорению, Министерством индустрии и торговли были разработаны и выпущены следующие методические пособия для субъектов малого предпринимательства: Налоговое и таможенное регулирование субъектов малого предпринимательства; Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства (банковская система, инвестиции, венчурное финансирование и так далее); Система получения и реализации грантовых программ и проектов в Республике Казахстан и по линии международных организаций; Вопросы технического регулирования и метрологии в сфере предпринимательства, в том числе внедрение международных стандартов систем менеджмента качества серии ИСО 9000 и ИСО 14000; Инфраструктура поддержки предпринимательства; развитие лизинга и франчайзинга в сфере предпринимательства; Бизнес-справочник «Как начать свое дело». Пользующиеся большим спросом у предпринимателей методические пособия, были разосланы во все регионы.
Однако считается возможным предложение следующих мер по поддержке малого и среднего бизнеса с целью их перехода на более качественный этап развития:
— реформирование действующей налоговой и статистической отчетности, с целью ее упрощения;
— принятие мер по дальнейшему совершенствованию налогового регулирования с целью легализации теневого бизнеса;
— добиться вовлечение большого числа субъектов малого и среднего бизнеса в организованные общества защиты прав и интересов предпринимателей;
— принятие мер по созданию системы подготовки квалифицированных управленческих и рабочих кадров для сферы предпринимательской деятельности через создание центров подготовки предпринимателей, организацию региональных фондов подготовки кадров для малого и среднего бизнеса при государственной поддержке;
— создание полноценной инфраструктуры предпринимательства при активной государственной поддержке;
— предусмотреть в бюджетных программах значительные средства для кредитования малого и среднего бизнеса;
— обеспечение прозрачности при организации государственных заказов;
— создание системы правовой защиты интересов малого предпринимательства;
— узаконить обязательность общественной экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
— создать единую региональную информационную базу субъектов малого и среднего бизнеса при совместном участии налоговых, статистических служб и органов юстиции;
— обеспечение реального доступа субъектов предпринимательской деятельности к земле через аукционы;
— подведение производства продукции, оказания услуг, выполнения работ под международные стандарты качества.
В целом, показатели функционирования малого и среднего бизнеса характеризуют его как динамично развивающийся сектор, стратегическая цель которого заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики, отхода от сырьевой направленности и развитие экспортоориенторованных производств, что является особенно актуальным вопросом в преддверии вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию, в пятидесятку наиболее конкурентоспособных стран мира, а также в увеличении занятости трудоспособного населения.
Таким образом, закладывается объективный механизм регулирования, в котором каждый последующий этап стратегии является естественным звеном для предыдущего на пути к достижению конечной цели.
Библиографический список
1. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Новый Казахстан в новом мире. Февраль, 2007 г.
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации. Март, 2004г. Статья Президента РК «Новая время — новая экономика». Сентябрь, 2004 г.
3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Февраль, 2005г.
4. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Март, 2006г.