Технологические достижения последних лет сделали возможным использование мобильных устройств для дистанционного управления банковским счетом, проведения платежей и переводов денег, а также совершения иных повседневных финансовых операций. Подобные услуги становятся все более популярными во многих странах мира и рассматриваются как важнейшее направление в эволюции развития финансовых (платежных) услуг. Лидирующие позиции во внедрении и развитии мобильных платежей сегодня занимают страны Азиатского региона, в числе которых Япония, Корея и Сингапур. В последние годы активно включились в этот процесс некоторые развивающиеся страны Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Для нашей страны, с учетом ее масштабов и географических особенностей, приобретает особую актуальность развитие новых платежных услуг на базе мобильных технологий. Данный сегмент рынка в Казахстане находится на этапе становления и ждет своего активного развития.
Сегодня в мире развиваются две модели мобильных платежных услуг:
При мобильном банкинге услуга ориентирована на лиц, уже являющихся клиентами банков. Эта услуга предоставляет для них удобный способ совершения платежных операций в дополнение к существующим каналам дистанционного обслуживания посредством Интернет-банкинга, сети банкоматов и иных автоматизированных устройств самообслуживания.
Модель мобильных платежей на базе мобильных операторов предполагает возможность предоставления платежных сервисов для всех абонентов мобильной связи, в том числе лиц, не охваченных банковским обслуживанием и не имеющих договорные отношения с банками и иной регулируемой финансовой организацией, посредством систем мобильных операторов, независимых сервис-провайдеров либо банков-партнеров мобильных операторов.
По прогнозам компании Gartner к 2016 году мобильными платежами будет пользоваться почти полмиллиарда человек и объем рынка достигнет 600 млрд. долларов США. При этом, ожидаются, что мобильные платежи больше всего получат распространение в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке. Это связано с тем, что в развивающихся странах указанных регионов, где значительная часть населения не имеет банковского счета и не пользуется услугами банков, в последние годы активно продвигаются системы мобильных платежей с участием операторов мобильной связи.
Среди стран СНГ активное развитие мобильных операторских платежей наблюдается в Российской Федерации. Данная страна является одной из немногих стран, где представлены и развиваются параллельно как мобильный банкинг, так операторские мобильные платежи. Ведущие мобильные операторы (БиЛайн, МТС и МегаФон) в России на сегодня запустили свои проекты мобильных платежей и предоставляют своим абонентам услуги по оплате товаров и услуг на основе использования абонентских счетов.
Ситуация с востребованностью мобильных платежей в Казахстане существенно отличается от мировой. Основная масса потребительских платежей в сфере розничной торговли и услуг совершается с использованием наличных денег. Платежи в точках продажи, в общественном транспорте и других сегментах розничной торговли производятся преимущественно в наличной форме. Платежные карточки используются в основном для снятия наличных денег при помощи сети банкоматов и отделений банков (86% от объема операций).
Из общего количества действующих в Казахстане банков второго уровня только 10 банков (25,6%) предоставляют своим клиентам услуги мобильного банкинга. Из них 4 банка представляют данные услуги только с использованием платежных карточек, другие без их использования.
Этим сервисом пользуется около 551 тыс. казахстанцев. Наибольшее количество пользователей у АО «Народный банк Казахстана» – 241 111 человек. Основные виды услуг: получение SMS-уведомлений о приходных и расходных операциях, запрос баланса на банковском счете, блокировка платежной карточки, оплата сотовой и стационарной телефонной связи, денежные переводы.
Отдельными банками, в частности АО «Альянс Банк», АО «БТА банк», внедрены сервисы мобильного банкинга на основе использования SMS технологии. Другим крупным банком — АО «Народный Банк Казахстана» в 2007 году в сотрудничестве с одним из операторов мобильной связи был внедрен проект, который предусматривает использование специальной SIM-карты мобильного телефона для проведения платежных операций с помощью мобильного телефона. За все время его реализации данный сервис так и не стал востребованным среди населения Казахстана. Особенность данного вида сервиса состоит в том, что клиенту необходимо приобрести либо заменить SIM-карту своего телефона.
В последние годы АО «Народный Банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» также были запущены новые услуги мобильного банкинга, предусматривающие использование специального приложения в мобильном телефоне для осуществления платежных операций. Однако, эти инициативы все еще не имели серьезного развития, в том числе по причине недостаточной продвинутости большей части пользователей. Данные технологии требуют от клиентов банков некой технологической подготовки — умения загрузить приложения и совершать определенные действия технологического характера при работе с мобильными приложениями.
Хотелось бы отметить, что за 2012 год количество банков, предоставляющих услуги мобильного банкинга увеличилось на 67% . За этот же период количество операций с использованием мобильных устройств составило 556,8 тыс. транзакций на сумму около 1,1 млрд. тенге. Средний размер одной транзакции составил 1 972 тенге. При этом 95% операций были связаны с оплатой услуг мобильной связи, около 2% связаны с переводами денег по банковским счетам, остальные по оплате услуг АО «Казахтелеком» и иных поставщиков услуг.
Среди всех систем и каналов дистанционного банковского обслуживания доля использования мобильных устройств по количеству совершенных безналичных транзакций в 2012 году составила всего 1%, при этом на долю банкоматов приходятся 31%, POS-терминалов — 28%, банковских киосков и иных устройств — 27%, а Интернет — банкинга — 13% от общего количества совершенных безналичных платежей.
По итогам анализа текущего состояния развития мобильных технологий и платежей применяемых в Казахстане можно сделать следующие выводы:
— банками второго уровня медленно внедряются новые технологии по использованию мобильного телефона в качестве инструмента массового дистанционного обслуживания населения;
— количество банков, предоставляющих платежные услуги на основе использования мобильного телефона, немного, и в основном это — крупные банки;
— внедряемые банками новации и технологии по использованию мобильных телефонов для осуществления платежных операций не получили массового распространения;
— перечень видов операций и услуг, осуществляемых с использованием мобильного телефона, при существующих уже внедренных банками технологиях ограничен. В основном мобильный телефон задействован для оплаты услуг мобильной связи, доступа в Интернет и иных регулярных платежей из разряда «несложных» платежей, и выступает в качестве аналога Интернет-банкинга;
— услуги мобильного банкинга и другие альтернативные способы проведения оплаты не являются популярными среди населения. Основная часть населения не знает о подобных возможностях и отсутствие информированности и знаний в данной области выступает в качестве одного из факторов, тормозящих развитие рынка.
Подводя итоги, можно отметить, что в настоящее время в странах мира происходит распространение различных мобильных сервисов и систем мобильных платежей. При этом, наблюдается активное развитие мобильных платежей в развивающихся странах, где у большинства людей отсутствуют банковские счета, а мобильные сети развиты и представлены на всей территории страны. Мобильное устройство становится одним из важнейших инструментов решения задачи охвата и обеспечения доступности платежных услуг для населения, в том числе не охваченного банковским обслуживанием.
Рынок мобильных платежей в Казахстане имеет огромный потенциал роста. Развитие мобильного банкинга выгодно не только для клиентов банков, но и самим банкам. Это и сокращение операционных издержек и организация предоставления современных услуг, востребованных клиентами, на основе применения новых технологий.
Литература: