Текущее состояние экономики Республики Казахстан характеризуется заметным улучшением социально-экономической ситуации, общим повышением платежеспособности населения, ростом промышленного производства, ростом товарооборота во внешней торговле, оптовой и розничной торговли. Это стимулирует, в частности, рост инвестиций в развитие транспортно-логистической системы и создание современной логистической (складской) инфраструктуры в стране.
Геополитическая роль Республики Казахстан, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется ее расположением в центре евразийского континента, на стыке Европы и Азии. Благодаря этому она обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой.
Главное преимущество, которым обладают транзитные коридоры, проходящие через территорию Казахстана, заключается в существенном сокращении расстояний. При осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по территории России.
В марте 2006 года принята «Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года», которая определяет Казахстан как трансконтинентальный экономический мост взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской экономических сис-тем. Используя имеющийся потенциал, Казахстан может стать развитым сервисным центром региона по предоставлению широкого спектра услуг, отвечающих международным стандар-там.
Для успешного решения всех существующих в стране транспортных проблем в 2006 году принята «Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года», целью которой являет-ся опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса, способного в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах. Здесь сформулированы стратегические задачи развития транспортной системы и механизмы их реа-лизации.
Основные задачи Стратегии взаимосвязаны:
• интеграция транспортной системы Казахстана в мировую транспортную систему;
• повышение уровня развития собственной транспортной инфраструктуры на основе ос-новных транспортных магистралей, связующих маршрутов и узлов по направлениям Восток-Запад и Север-Юг;
• достижение наибольшей эффективности транспортных процессов;
• снижение доли транспортной составляющей в стоимости конечной продукции во внут-реннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении.
Один из ожидаемых результатов реализации «Транспортной стратегии Республики Казах-стан до 2015 года» — создание сети транспортно-логистических центров интермодальных перевозок.
В настоящее время рынок логистических услуг Республики Казахстан молод. Секторы транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством компаний, оказывающих «традиционные» услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, а сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок — поле деятельности 3PL-провайдеров — развит недостаточно.
Одним из основных факторов, препятствующих становлению логистических компаний в Республике Казахстан, является острая нехватка современных складских термина-лов. Специализированные компании могут разрабатывать идеальные схемы передвижения грузов, но без соответствующей логистической инфраструктуры — сети современных склад-ских комплексов на обслуживаемой территории — выстроенная цепочка окажется ненадежной при одном слабом звене. Характер современного бизнеса требует быстрого оборота склад-ских запасов и быстрого исполнения заказов. Для соблюдения этих требований логистическая система должна отличаться гибкостью.
Основными потребителями современных складских площадей в настоящее время являются:
• торговые сети;
• дистрибьюторы товаров;
• компании-провайдеры логистических услуг;
• промышленные предприятия — производители товаров.
На рынке Республики Казахстан уже присутствуют международные логистические опера-торы, которым необходима эффективная транспортно-логистическая система для развития логистического сервиса (рис.1).
Существует ряд факторов, которые могут скорректировать соотношение спроса и предложения. По прогнозам представителей логистических компаний, рынок сможет проглотить количество заявленных на сегодня современных площадей за счет дальнейшего роста спроса, обусловленного ростом: экономики, количества компаний, а также их расширением; производства; грузоперевозок; розничной торговли; потребительского спроса.
Росту спроса, развитию рынка современных складских помещений и отсутствию превышения предложения над спросом будет, кроме того, способствовать:
. реализация программы по переводу промышленных предприятий и их складов за пределы Алматы;
. рост привлекательности для компаний — потенциальных потребителей аутсорсинга качественных логистических функций, предлагаемых логистическими операторами по сравнению с содержанием собственного штата сотрудников,
. предложение будет стимулировать дополнительный спрос. Многие иностранные компании готовы выйти на алматинский рынок, однако не делают этого из-за отсутствия современной складской и логистической инфраструктуры высокого класса. В случае же развития логистических центров проблема должна решиться. Правительством Республики Казахстан планируется к 2012 г. создание 6-ти транспортно-логистических центров в Хоргосе, Алматы, Таразе, Шымкенте, Кызылорде, Актобе.
За предстоящие 10 лет предстоит построить не менее 5 крупных и 15 средних транспортно-логистических центров класса «А» в городах Астане, Алматы, Актобе, Актау, Кызылорде, Таразе, Уральске, Шымкенте, Манкенте, на пограничных переходах «Бахты», «Достык», «Таскала — Озинки».
Для Казахстана в последнее время характерен процесс расширения рынка логистических услуг в регионы, что связано, главным образом, с активной экспансией сюда международных и национальных торговых сетей. В стране уже присутствуют казахстанские и иностранные торговые сети, которым требуются логистические технологии. Вслед за торговыми сетями в регионы устремляются и обслуживающие их логистические операторы. В Республике Казахстан успешно функционируют промышленные предприятия, которым требуется эффективная логистическая система распределения. В отраслевой структуре промышленности Казахстана велики доли цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности, химической и нефтехимической и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, представляющие интерес для логистики.
Казахстан привлек к себе внимание таких известных международных компаний как, например, DHL, UPS, TNT, Panalpina, AsstrA, STS Logistics и других. В регионе работают дистрибьюторы крупных международных компаний как, например, Unilever, Procter&Gamble и многих других.
Спектр предлагаемых логистическими операторами рынка Республики Казахстан услуг будет значительно расширяться, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями.
Список использованных источников
1. «Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года», утверждена Указом Президента РК от 11.04.2006 г. N 86.
2. «Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года», утверждена Указом Президента РК от 28.08.2006 г. N 167.
3. http://www.export.by/- портал информационной поддержки экспорта.