Важным шагом в развитии ветроэнергетики стало принятие в 2012 году закона РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». Данный закон придал правовую основу государственной поддержке ВИЭ, что поможет стимулировать поступление инвестиций в этот сектор. Согласно исследованию финской компании VTT, энергосистема Казахстана имеет централизованное балансирование. Это способствует использованию энергии ветра в общем производстве электроэнергии, так как позволяет обеспечить максимальный эффект по сглаживанию нестабильности ветровой энергии. Прогнозные сценарии по установленным мощностям предусматривают выработку около 250 МВт в год в 2015 году и около 2000 МВт в год — к 2030 году Уровень интеграции ветроэнергии в общее производство электроэнергии будет составлять менее 1 % от общего производства электрической энергии в 2015 году и около 4% — к 2030 году. Возобновляемые источники энергии в течение последних лет рассматриваются Казахстаном в качестве одного из векторов развития энергетического комплекса. Об этом свидетельствует и усиление внимания к процессу их внедрения со стороны государства и ряда бизнес-структур. Однако формирование устойчивого комплекса ВИЭ в Казахстане обусловливает значительные финансовые вливания при непосредственном участии государства, без которых возобновляемая энергетика останется фактически на нулевом уровне. Вместе с тем процесс развития ветроэнергетики принимает бессистемный характер по принципу; строю, где мне выгодно, а не там, где нужно государству. В основном инвестор стремится туда, где развиты электрические сети. И это в принципе понятно, потому что затраты на выдачу мощности невыгодно нести никому. Закон Республики Казахстан от 04.07.2009 «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» возлагает возведение инфраструктурной части объектов по использованию возобновляемых источников энергии до точки подключения на собственника объекта, использующего возобновляемые источники энергии, с включением затрат в стоимость проекта. При этом что именно входит в инфраструктурную часть, закон не определяет, поэтому остается пространство для вольного толкования объемов инфраструктуры как собственниками объекта, так и экспертными и контролирующими организациями. Кроме того, подготовлены дополнения к этому закону, смысл которых заключается в установлении предельно допустимой цены на единицу производимой энергии. Таким образом, уравнивается цена для всех ветроэлектростанций вне зависимости от их географического расположения. Представляется, что было бы объективнее рассматривать цену киловатта из двух составляющих:
— первая, основная составляющая — стоимость, складывающаяся на самой ветроэлектростанций с учетом стоимости ветроагрегатов, связующих электрических линий, строительно-монтажных и других работ, непосредственно связанных с возведением и эксплуатацией объекта;
— вторая составляющая — стоимость, связанная с затратами на осуществление выдачи мощности, которые, что совершенно очевидно, будут разниться для каждого конкретного объекта.
При таком подходе, когда основная составляющая цены может быть ограничена пределом, а вторая устанавливается в индивидуальном порядке, сохранится интерес инвесторов, которые на сегодняшний день снизили активность, ожидая ограничений по цене. Еще больший интерес инвесторов возникнет, если инфраструктура выдачи мощности будет представлена в готовом виде. Например, почему в Джунгарский коридор не идут инвесторы? Потому что для выдачи мощности необходимо осуществить сетевое строительство, превосходящее по стоимости строительство генерирующих мощностей. И таких примеров много имеется превосходный энергопотенциал, но схемная ситуация не дает его освоить. Для устойчивого и рационального развития ветроэнергетики в Казахстане необходима Генеральная схема размещения ветроэлектрических станций, которая учитывала бы интересы потребителей, сетевых предприятий и инвесторов, а прежде всего — интересы энергетической безопасности государства. Исследования ветроэнергетического потенциала по регионам Казахстана, проведенные в рамках проекта Программы развития ООН по ветроэнергетике, показывают наличие хорошего ветрового потенциала для строительства ВЭС в южной зоне (Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская области), западной (Мангистауская и Атырауская области), северной (Акмолинская область) и центральной (Карагандинская область) зонах и могут быть основой для Генеральной , схемы. Профессором, доктором технических наук В. Г. Николаевым разработаны методические подходы и критерии формирования генеральной схемы размещения и использования ветроэлектрических станций. Согласно предлагаемой методике, основу генеральной схемы составляют ВЭС, размещенные в энергетически дефицитных районах, где расчетная себестоимость вырабатываемой ими электроэнергии ниже или равна себестоимости существующих и вновь строящихся тепловых электростанций на газе и угле, составляющих основу электроэнергетики страны. Суммарная мощность таких ВЭС. построенных до 2020 года, составит от 5 до 7 ГВт. Генеральная схема размещения ВЭС в Казахстане (далее — Генсхема) является обязательным условием формирования государственной политики, правовой базы и системы экономической поддержки отечественной ветроэнергетики. Генсхема размещения ВЭС основывайся на следующих положениях.
Вторым критерием должен стать целесообразный суммарный объем вводимых ВЭС, отвечающих первому критерию, который ограничивается значением 20% от ожидаемой к 2030 году потребности региона (области) в элек-троэнергии с учётом технологических ограничений по вводу ВЭС. При этом из-за хозяйственно-финансовой разобщенности региональных энергетических компаний в целях сведения к минимуму потери электроэнергии ВЭС на ее транспортировку основную часть электроэнергии, которую вырабатывают ВЭС, расположенные на территории региона, потреблять выгоднее всего в этом же регионе. Пороговое значение себестоимости 1 кВт-ч электроэнергии, определяющее достаточную экономическую эффективность ВЭС, принято считать равным 6 евро. Себестоимость электроэнергии ВЭС возрастает с ростом затрат на строительство ЛЭП напряжением 35 — 220 кВ от ВЭС до действующих трансформаторных подстанций (ПС) и дорог от ВЭС до ближайших автострад, пропориионально их протяженности. Дополнительные расходы возникают при необходимости возведения ПС. В этом случае капитальная и эксплуатационная составляющие себестоимости электроэнергии ВЭС с учетом коэффициента использования установленной мощное (и более 30% равны в сумме 4,5 — 5,0 евроцентам за 1 кВт — ч. Поэтому итоговые затраты на магистральные ЛЭП, дороги и ПС не должны превышать 1,5 — 1,0 евро-цента за 1 кВт-ч, в противном случае ограничивается максимальная удаленность ВЭС от существующих подстанций и ЛЭП. Предельные значения протяжённости магистральных ЛЭП и дорог для ВЭС с различными базовыми ВЭУ определены с помощью стоимостной модели ВЭС (табл. 1). Средняя мощность ВЭС принята равной 50 МВт при средней мощности ВЭУ 2 МВт и расстоянии между ветроэнергетическими установками, равном 10 диаметрам ветроколеса ВЭУ Энергетическая эффективность ВЭС рассчитана, исходя из коэффициента использования установленной мощности, равной 30%. С учетом более густой дорожной сети по сравнению с сетью высоковольтной соотношение протяженности строящихся для ВЭС ЛЭП и дорог принято 3:1. В условиях экономической и юридической раздробленности и различия интересов хозяйствующих в электроэнергетике компаний (генерирующих, сетевых и сбытовых), а также чтобы избежать распыления средств и трудовых ресурсов, стартовый этап реализации Ген-схемы (первые 2-3 ГВт) следовало бы проводить на территории двух-трех регионов, осваивая предварительно технологию производства ветроэнергетической техники, её монтажа, эксплуатации и ремонта. распыления средств и трудовых ресурсов, стартовый этап реализации Ген-схемы (первые 2-3 ГВт) следовало бы проводить на территории двух-трех регионов, осваивая предварительно технологию производства ветроэнергетической техники, её монтажа, эксплуатации и северные районы Южно — Казахстанской и Жамбылской областей. Творческая группа специалистов (Я. Васильев, И. Вильковигкий, Б. Нур-жанов, Т. Койшиев, С. Бураев, А. Трофимов, Б. Маринушкин, О. Далабаев) во главе с академиком НАН РК Э. Госсеным обосновала сооружение Каратауско — Угамского энергокомплекса, со строительством ВЭС, ГЭС и СЭС. В этом регионе, по заданию фирмы ТОО «ТПФ «НАР», в 2012 году ТОО «Институт «Казсельэнергопроект» завершил разработку ТЭО «Строительство ВЭС «Байдибек-1» мощностью 210 МВт». Начало реализации проекта сдерживается затягиванием решения вопроса установления предельно-допустимой цены на единицу производимой энергии. В 2013 году завершен первый этап строительства Кордайской ВЭС мощностью 21 МВт, которая была запроектирована ТОО «Институт «Казсельэнергопроект» по заданию ТОО «Vista International». Завершение строительства ВЭС ожидается в 2014 году.