Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Казахстан. В настоящее время вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, в частности в сферу рыночных аграрных отношений, можно считать практически решенным. Единого мнения в его рассмотрении ни среди теоретиков, ни среди политиков, ни среди практиков нет и быть, наверное, не может, ибо пока существует государство как институт, этот вопрос всегда стоял и будет остро стоять на всех ступенях развития человечества. Нас же прежде всего интересуют направления и границы, та «золотая середина», на которой будет базироваться модель экономического развития сельского хозяйства Казахстана если допустить государство в аграрный сектор. В настоящее время мы обладаем бесценным опытом недавнего прошлого, при котором централизованное государственное управление играло главенствующую роль, а все остальные формы собственности рассматривались как пережиток прошлого, неэффективный элемент хозяйствования. Мы на собственном опыте убедились в практической несостоятельности такого подхода, когда превалирование государственной собственности служило только лишь барьером для роста эффективности сельского хозяйства, то, что В. Зомбарт определил как «дух хозяйственной эпохи или «совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование…», то центральное звено (главный фактор), определяющее строй и ход хозяйственной жизни, которое сейчас мы можем назвать социалистическим, есть господство государственной формы собственности. Эволюционный итог этой модели показал на деле ее практическую несостоятельность, неспособность согласовать действия между отдельными субъектами хозяйствования сообразно их экономическим интересам.
В результате преобладание экстенсивных факторов производства, отсутствие стимулов для сельского труженика и в итоге — глубокий кризис всей аграрной сферы. Проблема увязки и согласования экономических интересов является доминирующей в странах с развитой рыночной экономикой.
Дело в том, что опираясь на законы стихийного рынка, невозможно создать эффективную модель развитого рынка совершенной конструкции. На опыте разных стран видно, что рынок вытесняет слабейших и способствует ограничению свободы действия экономических агентов, что, в свою очередь, ведет к образованию монополий. И уже, как следствие этого, замедляется рост экономической эффективности, обостряется социальное неравенство, растут несправедливые социальные и экономические привилегии.
Разумеется, что в промышленности развитых стран с сильными демократическими традициями, где веками складывалась свободная экономика с развитой институциональной базой, рыночные начала непременно увязываются с государственным регулированием в экономике, что само по себе проходит в различных формах и на различных уровнях. Изначально необходимо рассмотреть уровень отдельной хозяйственной единицы. В качестве примера можно выделить фермерское хозяйство, различного рода ассоциации, государственные предприятия, акционерные общества. На выделенном первичном уровне прослеживаются экономические и производственные взаимосвязи, координирующиеся той или иной управленческой структурой. В фермерском хозяйстве с небольшим количеством занятых и большой територией управление и связь между работниками может проходить и зачастую проходит на неформальной основе, рапределение обязанностей идет по обоюдному соглашению и на основе личного авторитета. Там же; где хозяйственен структура отличается большим колиествбм занятых, а виды выполняемой деятельности разнообразны, эта система имеет более формальный вид, отличается ступенчатой структурой. Здесь необходимо отметить, что естественное выполнение различного рода приказов и распоряжений в ходе текущей деятельности для решения производственных задач просто необходимо, однако, одновременно с этим наблюдается широкий спектр вопросов, выносимых на обсуждение коллективом.
Этот подход открывает дорогу творческой инициативе, ведет к экономической самостоятельности и предприимчивости работников. Со временем демократические правила и традиции открывают дорогу к формированию особой, внутрифирменной культуре, которая отвечает ценностями и формированию этих ценностей у работников. Необходимо понимать, что упор на административные методы, игнорирование интересов работников, их индивидуальности, не дает желаемого результата. Это означает возврат к прошлому, к подавлению творческой активности и производительности.
Производительность труда в сельском хозяйстве Казахстана отставала от США, Канады в 10 раз.2 Необходимо отметить, что проблеме производительности труда особое внимание уделял В. И. Ленин. «В тех предприятиях, в тех отраслях, которые мы отняли у буржуазии учет и контроль нами еще не достигнут, а без него не может быть и речи о втором, столь же существеном, материальном ведении социализма, именно о повышении в общенациональном масштабе производительности труда».3 То есть в любой системе, будь то социалистическая, либо капиталистическая, при любой форме общественных экономических отношений этот фактор играет одну из главных ролей в экономическом развитии общества.
Барьером на пути к реализации интересов большинства работников стоит произвол администрации сельскохозяйственных предприятий, лоббирующих собственные интересы. После приватизации эта тенденция стала еще большей. Барьером к этому может и должно служить развитие всех рычагов демократического механизма в рамках самой хозяйственной структуры. Поддержка этому процессу должна идти со стороны государства. Первоочередными задачами здесь являются создание и разработка правовой и институциональной базы, на основе которой действие демократических механизмов могло бы набрать полную силу. На этом начальном этапе необходимо добиться, чтобы было достигнуто социальное равновесие, то есть такое состояние, при котором одна какая-либо группа не доминировала бы над остальными, но имела бы полное право в отставании собственных интересов. Одновременно с этим, между равноправными хозяйствующими субъектами налаживаются разнообразные экономические взаимосвязи, которые и характеризуют следующий уровень воспроизводственного процесса. Коренное отличие его от первого уровня — это складывающиеся свободные экономические отношения между его участниками. Эти отношения строятся на основе купли-продажи производимой продукции в соотвествии с законом спроса и предложения, так как именно ориентировка хозяйствующих субъектов на цены влияет на принимаемые решения по увеличению, либо сокращению производства того или иного товара. Устанавливаемый режим конкуренции побуждает производителя к диверсификации производства, качества продукции и снижению цены. Необходимыми условиями для этого является развитие инновационного процесса, совершенствование организации производства и организации новых технологий. Основное положение рыночного механизма свобода хозяйствующего субъекта в выборе экономических решений, и их согласование через ценовой механизм. Идеальное рыночное регулирование должно обеспечивать равенство всех хозяйствующих субъектов перед лицом ценового механизма, увеличение темпов роста и удовлетворение потребностей потребителя. Одновременно с этим нельзя забывать о том, что нерегулируемый рынок на опыте стран с развитой рыночной конкуренцией, имеет тенденцию перерастать в свою противоположность. Именно здесь и должно выступать в роли ограничительного фактора государство. То есть на этом, третьем уровне воспроизводственного процеса, государство защищает свободную конкуренцию и ограничивает деятельность монополий.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой государство связано с хозяйствующими субъектами сложной системой экономических, правовых и других отношений. При командно-административной системе весь этот блок экономических отношений сводился к принудительному регулированию всех аспектов производственной и хозяйственной деятельности. В настоящее время в связи с переходом к рынку и приватизацией эти отношения были во многом нарушены и государство практически утратило административную власть над хозяйствующими объектами. Можно сделать вывод, что в данное время третий уровень воспроизводственного процесса в странах с переходной экономикой претерпевает серьезный кризис. Иную ситуацию мы можем наблюдать в развитых странах Запада, где государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов происходит на основе развитой системы гибких экономических стимулов и рычагов. Целью государственного регулирования является гармонизация рыночных отношений, способствующая развитию здоровой конкуренции и обеспечению социального равновесия в обществе. Таким образом, переход к рынку означает не устранение государтва из экономической сферы, а просто переход с жестких позиций прямого регулирования на не менее эффективные косвенные рычаги управления.
На практике можно выделить два основных направления в экономической деятельности государства. Первое соответствует политике неолиберализма, суть его в поддержании гармонии в обществе, в равных для всех правилах игры. Что касается второго направления, то оно связано с целенаправленным формированием стратегии экономической деятельности, с мощным воздействием на всю гамму макроэкономических пропорций. На государственном уровне формируется стратегия развития, оцениваются и отбираются сценарии предстоящих событий, выбираются лучшие из них. На этом этапе разрабатывается вся система экономических мер, которая стимулирует хозяйствующих субъектов в аграрной сфере в направлении выбранного сценария. Можно выделить следующие основные функции государственного регулирования рыночных отношений в сельском хозяйстве:
— обеспечение отраслевой структурной перестройки народного
хозяйства;
— создание конкурентной среды для различных хозяйствующих
субъектов;
— преодоление монополизма «на входе» и «на выходе» из аграрного сектора;
— установление паритета цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства;
— регулирование спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию;
— поддержка доходов вновь образоввавшихся хозяйствующих субъектов;
— защита окружающей природы, как среды жизнеобеспечения человека и сферы приложения капитала в сельском хозяйстве;
— внедрение достижений НТП;
— обеспечение социально-экономических преобразований в самом аграрном секторе;
— сохранение национальной продовольственной безопасности республики, как одного из важнейших факторов социальной стабильности Казахстана.
Для выполнения этих задач применяются следующие основные инструменты:
— государственные закупки, хранение и продажа основных видов сельскохозяйственной продукции;
— гарантированные цены с доплатой сверх рыночной цены;
— государственная гарантированная ускоренная амортизация основных и оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий, включая затраты на сохранение экономического плодородия земли;
— полное государственное финансирование наиболее приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства;
— долевое субсидирование инвестиций хозяйствующих субъектов, ориентированых на выполнение основных задач государственного регулирования АПК;
— квотирование производства и сбыта ряда видов сельскохозяйственной продукции;
— квотирование площадей сельскохозяственного назначения;
— платежи в расчет на единицу площади и голову скота;
— платежи за единицу продукции или потребленных ресурсов;
— гаранированные государственные кредиты с твердым банковским процентом;
— льготное кредитование вновь образующихся хозяйственных субъектов;
— их льготное налогообложение;
— государственное стархование сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Необходимо отметить, что многие функции государственного регулирования «перешли в наследство» от административно-командной системы, поскольку не были решены за годы Советской власти.
Для решения этих задач необходима координация деятельности всевозможных экономических агентов, обладающих свободой в выборе решений и возможностями влиять на ситуацию. В их число входят: правительство, различные министерства, профсоюзы, местные органы управления, союзы предпринимателей и т. п.
К реформированию аграрного сектора необходим комплексный подход. Концентрация усилий о развитии фермерских хозяйств не дает желаемого результата при отсутствии общей благоприятной обстановки в данной сфере. В этой связи необходимо создание развитой правовой и институциональной базы, которая бы гарантировала экономические права и свободы для всех хозяйствующих субъектов.
Основным препятствием здесь выступает отсутствие развитой институциональной инфраструктуры, препятствующее быстрой адаптации к изменившимся экономическим условиям. Ослабление вмешательства государства в экономику ведет к росту неуправляемости некоторых хозяйствующих субъектов. Поэтому эта задача представляется чрезвычайно сложной на данном этапе экономического развития. Вместе с тем координирование этих действий, возможно лишь до определенного предела, за которым видны прежние отношения старой системы. В связи с этим требуются новые подходы к формированию инфраструктурных институтов на демократической основе» с учетом интересов заинтересованных сторон и через различного рода договорные процессы. Эта практика способствовала становлению цельной системы норм и правил развитого рынка, снижает неопределенность и непредсказуемость действий хозяйствующих субъектов. При отсутствии подобной системы многие хозяйствующие субъекты под воздействием жесткого нецивилизованного рынка, функционированию в условиях которого большинство из них не готово оказываются под угрозой разорения.
Необходимо отметить, что наличие развитых инфраструктурных отношений в полной мере создают необходимые предпосылки для формирования здоровой конкурентной среды в аграрном секторе. Развитая инфраструктура предполагает установление ответственности хозяйствующих субъектов за выполнение взятых обязательств перед потребителями и поставщиками.
Важнейшей проблемой действия рыночного механизма является свобода действий, границы экономических интересов. На начальных этапах формирования рыночных отношений велика опасность того, что будет идти превалирование интересов более сильных над более слабыми. Возникает необходимость установления четкой системы правил и контроль за их соблюдением. Эти функции должно выполнять государство и местные власти. В дальнейшем часть этих функций должна перейти к различным видам ассоциаций и союзам. Разумеется, что последнее возможно не сразу, а только по мере накопления ими необходимого опыта в управленческой деятельности. Следующим важным институтом рыночной экономики является институт контракта, который позволяет стабилизировать ожидание в сфере обмена. Из-за специфики производства в арграрной сфере развитие контрактной системы особенно необходимо. Производитель сельскохозяйственной продукции располагает финансовыми средствами осенью, после продажи продукции. Поэтому контракт и выступает естественной формой отношений в аграрной сфере.
Позитивный вклад могло бы дать привлечение отечественных и зарубежных инвесторов с использованием залоговых отношений. В ряде развитых стран существуют сельскохозяйственные кредитные кооперативы, успешно конкурирующие с традиционной системой финансово-кредитных учреждений.
В завершении необходимо сказать, что цивилизованная рыночная экономика предполагает деятельность экономически свободных в принятии решений хозяйствующих субъектов, и, что не менее важно, полную ответственность за принятие этих решений. В сложившихся условиях к становлению экономической свободы хозяйствующих субъектов нужно переходить постепенно, начиная с наиболее сильных, устойчивых, активно поддерживающих реформу хозяйства. И здесь, по крайне мере, на первых порах, необходима протекционистская политика государства, ориентация на стимулирование потенциально рентабельных производств, обеспечение необходимых консультационных услуг, разработка специальных целевых программ.