Религиозная ситуация в городе Алматы. В последнее время религия стала одним из главных и основополагающих факторов культуры, так как растет ее воздействие на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований. «Общество без религии -как судно без компаса», — отметил председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден. Изучению религиозной тематики в последнее время стали уделять большое внимание и в нашей республике. Основной причиной столь пристального внимания к данному вопросу объясняется усилением роли религиозных организаций в общественной жизни Республики. Характер религиозной ситуации в Республике Казахстан определяет ряд политических и психологических факторов. Во-первых, полиэтничность населения Казахстана, среди которого имеются представители почти ста наций и народностей, в преобладающем большинстве казахи и русские. По статистическим данным на 1 января 2004 года численность населения республики составляет 14951,3 тыс. человек. В национальным составе населения наиболее многочисленными, кроме казахов и русских, являются национальности: украинцы, узбеки, немцы, татары, уйгуры и белорусы.
Во-вторых, неадекватность прошлых социальных и статусных идентификаторов новым реалиям способствовало образованию идеологического вакуума, и в этой ситуации люди были вынуждены обращаться к религии, как к оплоту моральных ценностей в естественной потребности найти «духовную защищенность».
В-третьих, уникальность опыта взаимодействия, взаимовлияния и сотрудничества граждан Казахстана с разными религиями. Последние годы отмечены своего рода религиозным ренессансом: наряду с усилением позиций существовавших религиозных конфессий (ислам, православие, католицизм, лютеранство, баптизм, пятидесятничество) наблюдается появление многочисленных новых. Так, в 1990-1996 гг. появились общины новых для Казахстана, но имеющих длительную историю развития за рубежом протестантских конфессий — методизма и пресвитерианства; нетрадиционные протестантские церкви — «Агапе», «Новая жизнь», «Новое небо» и др. [2].
В-четвертых, определенное недовольство существующим социально-экономическим положением становится ускорителем возникновения и распространения всех форм богоискательства. По данным социологических опросов, более 62% казахстанцев являются верующими, из них все религиозные каноны соблюдают от 14 до 17% [3].
Следует заметить, что Казахстан не избежал наплыва иностранных миссионеров, большей частью из США и Южной Кореи. Активная деятельность иностранных миссионеров привела к возникновению и существованию большого количества христианских организаций, членами которых, помимо русскоязычного населения, являются казахи, и это порой вызывает беспокойство у крупных конфессиональных групп. Одной из основных причин популярности западных проповедников среди населения страны являются финансовое стимулирование, моральная и продуктовая поддержка, оказываемая населению. На сегодня ведущими конфессиями Казахстана являются ислам и православие, представителями которых являются Духовное Управление Мусульман Казахстана (ДУМК) и три епархии Русской Православной Церкви.
В деятельности Духовного управления мусульман Казахстана, созданного в 1990 году, прослеживается тяготение к суннизму ха-нафитского мазхаба. Его правовая система в исламе отличается толерантностью. Такая особенность ханафитского мазхаба позволила впитать в себя народные обряды и верования местного населения. В настоящее время это течение стало наиболее популярным среди казахов, уйгуров и узбеков, проживающих на территории Казахстана. Мусульмане, живущие в соответствии с правилами суннизма ханафитского мазхаба, мирно уживаются с представителями других направлений ислама и другими конфессиями [4].
Наиболее многочисленной и влиятельной в стране является Русская православная церковь (РПЦ). С 1991 года решением Священного Синода РПЦ она организационно разделена по трем епархиальным управлениям: Алматинское и Семипалатинское, Шымкентское, Уральское. РПЦ в Казахстане имеет достаточно сильную организационную структуру, кадровый подбор и большой опыт работы с населением. Одной из распространенных деноминаций выступает также Римско-католическая церковь. Римско-католическая церковь в Казахстане поддерживается в основном немцами, поляками, литовцами, а также украинцами и белорусами. Из-за массового возращения представителей указанных национальных групп на свою историческую родину Римско-католическая церковь потеряла большую часть своих прихожан. В то же время наблюдается активизация деятельности католической церкви. Большое влияние на данный процесс оказывает Ватикан. Так, в Республике Казахстан насчитывается четыре Епархии: Карагандинская епархия (самая маленькая); Епархия Пресвятой Троицы (Кызылординская обл., Южно-Казахстанская обл., Алматинская обл., Жамбылская обл.), Астанинская епархия; Атырауская епархия.
Центр Епархии Пресвятой Троицы находится в г. Алматы. В ней работают 22 священника разных национальностей — корейцы, американцы, поляки, филиппинцы и т.д. Литургия для верующих ведется на английском, корейском и на русском языках, а в Караганде литургия читается и на казахском языке. По мнению настоятеля отца Антона, в Епархии Пресвятой Троицы в г. Алматы насчитывается около 350 верующих.
Имеют место очень много случаев прозелитизма, когда представитель одной конфессий переходит в другую веру, причем делает это сознательно. В г. Алматы состоялась 7-я конференция католических епископов Казахстана с участием ординариев Средней Азии, где были рассмотрены вопросы о деятельности РКЦ (Римско-католическая церковь), о деятельности католического агентства «Аг-нус» и благотворительной организации «Реновабис». Также в июне текущего года состоялась торжество, посвященное 50-летию священства епископа Генриха Хованца, в котором участвовали руководители РКЦ в Казахстане, послы Ватикана и ряда зарубежных стран.
Протестантизм в Казахстане представлен множеством различных конфессиональных организаций. С 90-х годов на территории республики активизировались новые протестантские организации, в основном силами иностранных миссионеров, в деятельности которых особо широко используются методы пропаганды своих идей в нетрадиционном для местного населения стиле: бесплатная раздача религиозной литературы, театрализованные богослужения в общественных местах, молодежные встречи. Подобная модернизация религиозной обрядовой и ритуальной стороны имеет место в США. Активность протестантских объединений проявляется также в проведении традиционных синодов, различных конгрессов и семинаров, которые делают основной упор на работу с молодежью, проводят регулярную учебу, многотысячные религиозные слеты, конгрессы и фестивали, используют современные технологии и методы привлечения граждан в свои общины, и это дает им определенные преимущества в конкурентной борьбе за сферы влияния их веры на потенциальных прихожан.
В значительной мере на активизацию деятельности религиозных объединений протестантского толка и различных нетрадиционных направлений оказывает присутствие на территории г. Ал маты зарубежных миссионеров, основное число которых сосредоточено в католических и протестантских общинах.
В настоящий момент официальную регистрацию в органах юстиции на территории г. Алматы прошли 176 религиозных объединений, 23 филиала и представительства, в общем количестве зарегистрировано 199 религиозных объединения, представляющих 40 конфессий, в том числе 14 соборов РГЩ, 2 старообрядческих объединения, 2 иудейских общины, 5 Лютеранских церквей, 22 общины Евангельских христиан-баптистов, 5 собраний Адвентистов седьмого дня, 4 общины пятидесятников, свыше 30 объединений пресвитериан, методистов и родственных им общин, около 30 собраний Свидетелей Иеговы, 2 Новоапостольских церкви, Церковь объединения Муна, 2 буддийских общины, церковь Последнего Завета, 16 харизматических объединений, церковь Иисуса Христа, общество Бахай, неоориенталистические объединения (общество сознания кришны, вайшнавы), Библейская церковь, эзотерические формировании (Великое Белое Братство), церковь саентологии. В регионе официально осуществляют свою деятельность 199 религиозных объединения, и это далеко не окончательные цифры — довольно много религиозных объединений функционирует без государственной регистрации, в большинстве случаев религиозные течения (направления) отказываются от государственной регистрации, мотивируя это дороговизной оплаты сбора за регистрацию юридического лица и т.п.
7.октября 2006 г. состоялось открытие армянской церкви Святого Карапета, преобразованной из армянского культурного центра, строительство которого финансировал в 2003 году Артуш Месре-пович Карапетян. Религиозное возрождение проходит в непростой социально-политической обстановке, взаимодействуя со сложными процессами в духовной жизни общества, что порождает много проблем, как в самих деноминациях, так и между различными конфессиями. В целом между конфессиями сложились добрососедские отношения, согласие, толерантность и взаимопонимание.
Религиозные объединения привлекаются к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия. Руководители крупнейших религиозных центров и объединений входят в состав республиканских и малых Ассамблей народов Казахстана, постоянно действующего Совещания по демократизации и развитию гражданского общества, Советов по связям с религиозными объединениями. Имеется тенденция к улучшению взаимоотношений между религиозными направлениями, чему способствуют проводимые конференции, встречи религиозных лидеров.
В Казахстане (февраль 2003 г., г. Алматы) была организована первая Международная конференция мира и согласия, в работе которой приняли участие лидеры крупнейших религиозных конфессий.
Новым шагом в укреплении межконфессионального взаимопонимания стал Первый съезд лидеров мировьгх и традиционных религий, состоявшийся 23-24 сентября 2003 года в г. Астане. В работе съезда участвовали более 150 делегатов (17 делегаций) и почетные гости из 21 стран мира. Мероприятия съезда освещали 80 зарубежных и 275 казахстанских представителей средств массовой информации.
Спустя 3 года 12-14 сентября 2006 года в г. Астана состоялся Второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который стал одним из знаковых событий современности. В течение двух дней в уникальном Дворце Мира и Согласия в работе съезда принимали участие 43 делегации более чем из 20 стран, 450 журналистов отечественных и зарубежных СМИ. Нынешним съездом был принят уникальный по содержанию документ — Принципы межрелигиозного диалога, который основан на таких понятиях как честность, толерантность, взаимоуважение и равноправие.
Важнейшими итогами форума стало также решение о проведении Третьего съезда лидеров мировых и традиционных религий в 2009 году в Астана и инициатива о создании на базе Дворца Мира и Согласия Международного центра культуры и религии. В целях построения межрелигиозного диалога при Министерстве юстиции РК был создан Комитет по делам религии, осуществляющий свою деятельность в регионах на базе Департаментов юстиции областей, городов Астана и Алматы (отделов по делам религии).
В своей деятельности отдел по делам религии г. Алматы проводит информационно-пропагандистские мероприятия по вопросам, относящимся к их компетенции, а также изучает и анализирует деятельность существующих на территории г. Алматы религиозных объединений. Отдел по делам религий обеспечивает также реализацию государственной политики в сфере соблюдения прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями, формирует информационный банк данных о деятельности религиозных, объединений.
Согласно сведениям правоохранительных органов стран СНГ, за прошедший год наблюдается усиление влияния исламских радикальных течений, использующих лозунги «джихада» и разжигания религиозной и национальной вражды для достижения своих экстремистских целей — нарушение территориальной целостности государства, свержение конституционного строя и светской власти, создание на территории государств СНГ и центральноазиатском регионе «пояса нестабильности». Об этом наглядно свидетельствует деятельность «ваххабитских» центров на Северном Кавказе, «Исламского движения Узбекистан», «Исламской партии Туркестана», экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир» и других радикальных исламских движениях.
В 2005 году городской суд г. Астана признал деятельность организаций «Хизб-ут-Тахрир» религиозно-экстремистской и запретил деятельность данной организации. Согласно данным Генпрокуратуры Республики Казахстан, имеется список религиозно-экстремистских организаций, чья деятельность запрещена на территории республики: «Асбат аль ансар», «Братья мусульмане», «Талибан», «Боз гурт», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар -и — тайба», «Хизб-ут-Тахрир», «Аль-Каеда», «Общество социальных реформ», «Исламская партия Туркестана», бывшая «ИПВТ» (Исламская партия Восточного Туркестана), «ИДУ» (Исламское движение Узбекистана), «Курдский Народный конгресс».
В 2004-2005 гг. оперативная обстановка в Алматинском регионе по линии религиозного экстремизма характеризовалась активизацией деятельности функционеров РЭО «Хизб-ут-Тахрир». Так, активистами РЭО «Хизб-ут-Тахрир» предпринимались неоднократные попытки по организации и проведению пропагандистской работы в период религиозных мероприятий («оразы», «кадыр туны» и «айт») на территории ряда культовых объектов и в местах массового скопления населения (рынки, вокзалы) г. Алматы.
Так, в январе 2005 года на территории г. Алматы были задержаны два активных члена РЭО «Хизб-ут-Тахрир», у которых по месту временного проживания были обнаружена и изъята подпольная типография по выпуску печатной продукции данной экстремистской организации.
Осуществленными мерами превентивного и профилактического характера с использованием духовных и родовых авторитетов, систематическим проведением оперативно-розыскных и профилактических мероприятий значительно снижена активная деятельность сторонников РЭП и их влияние на социально-политическую обстановку в регионе.
В настоящий момент религиозную обстановку в г. Алматы можно охарактеризовать как спокойную, стабильную, предсказуемую. Все действующие в республике религиозные объединения лояльно относятся к инициативам государственной власти, одобряют политику Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., изложенную в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан. Под ред. Я.Трофимова.
2. Казахстан. За духовное согласие. Астана, 2003.
3. Ауелбаев Б. А. Роль религиозных организаций в общественной жизни Казахстана. Алматы, 2005.
4. См.: Казахстанская правда, 2004, 5 марта.