Постсоветский период для Казахстана отмечен важным историческим этапом самостоятельного государственного строительства, что естественным образом отражается в поисках духовной идентичности. Религия постепенно становится одной из важнейших частей духовной культуры казахстанского народа, важным социальным институтом, призванным восстановить утраченную связь времен и этнокультурную идентичность. С другой стороны, атеистическая пропаганда советского периода и процессы глобализации стали благодатной почвой для культивирования новых нетрадиционных ценностей, приносимых новыми религиозными движениями и культами. По этому поводу не лишены смысла замечания М. Иманалиева (Кыргызстан) в статье «Религия как фактор формирования политического пространства», что «политический и социально-экономический фон общей ситуации в централъноазиатских государствах, декорации (статично) которого весьма серьезно влияют на такие очень важные процессы, как строительство национального государства и национальная самоидентификация… Очевидно, что люди, поколениями жившие в условиях мопщейшей идеологической обработки, не могут воспринимать ни один из аспектов жизнедеятельности человека без обязательной идеологической упаковки… И вот уже на протяжении длительного времени после приобретения независимости люди фактически требуют от правителей какой-нибудь идеологии… Понятно, что и религиозные организации, функциони-рующие в центральноазиатских странах также пытаются внести свою лепту в поиск ответа на этот как кажется многим животрепещущий вопрос…».
Таким образом, религиозный фактор в современном Казахстане актуален, изучением которого занимаются все больше обществоведов. На сегодняшний день можно назвать следующих исследователей религиозной проблематики, представленных в интернет-ресурсах: Е.Ж. Назарбаев (политолог), Г.Т. Телебаев (философ, Общественный фонд «Центр зтнополитичес-ких и гуманитарных исследований»), А. Артемьев (профессор Казахской академии транспорта и коммуникаций), Я. Трофимов (к. ф. н., профессор Карагандинского института актуального образования «Болашак»), А. Ахмеджанов (корреспондент Казинформа, главный эксперт Алматинского Центра региональной политики и социальных исследований), Югай И.С. (к. и. н., зав. кафедрой востоковедения и международных отношений Уральской Академии труда и социальных отношений), Цепкова И.Б. (к. полит, н., доцент кафедры теоретической и прикладной политологии КазНПУ им. Абая). Назарбаев Е.Ж, анализирует общую религиозную ситуацию и основные тенденции развития межконфессиональных отношений в современном Казахстане. Так, в постсоветский период он отмечает стремительную и беспрецедентную по своим темпам структурную трансформацию конфессионального пространства Казахстана. «Если к началу 90-х гг. в республике насчитывалось около 700 религиозных общин, принадлежащих к 5-7 религиозным направлениям, то к настоящему времени их количество увеличилось до двух с половиной тысяч. По некоторым оценкам, они относятся к 46 конфессиям, представляющим не только мировые вероучения (ислам, христианство, буддизм, иудаизм), но древние политеистические культы и современные новообразования».
Исследователь отмечает, что трансформация конфессионального пространства активно сопровождается ростом культовых сооружений — мечетей, храмов, молитвенных домов, синагог. Параллельно с возрождением культовых сооружении идет активное появление миссионерских и религиозно-просветительских центров, конфессиональных благотворительных учреждений, учебных заведений, средств массовой информации и т. д. Религиозным организациям предоставлены значительные льготы. Таким образом, автор резюмирует, что религиозные общины в Казахстане получили значительный стимул к дальнейшему количественному росту и самоутверждению в качестве значимых общественных сил.
Анализируя тенденции такого бурного роста религиозного фактора в обществе, Е. Назарбаев предостерегает, что религия, как показывает опыт ряда стран, может стать самостоятельной политической силой, выходящей за рамки собственно религиозной жизни. При этом последствия политизации религиозного фактора, как правило, могут иметь неоднозначньгй характер, как это показывают существующие противоречия и конфликты на конфессиональной почве в постсоветском пространстве.
Исследователь обращает внимание на важность учитьгвания фактора национальной безопасности страны, особенно в связи с заметной активизацией деятельности зарубежных религиозных центров различной конфессиональной направленности, осуществляющих на территории Казахстана широкую проповедническую и миссионерскую деятельность, имеющих значительные материальные ресурсы, подчас с использованием неправовых, а в ряде случаев и экстремистских методов, с помощью которых представители ряда некоторых конфессий пытаются добиться реализации своих целей. Телебаев Г.Т. проводит исследования по весьма острой проблеме: отношение к религии современной казахстанской молодежи. Основой работ служат социологические исследования в молодежной среде Республики Казахстан в 2000, 2007 годах. Автор исследований отмечает, что современная молодежь весьма позитивно оценивает роль религии в обществе. Так, в целом верующими назвали себя 77,3 % опрошенных. «Это, безусловно, весьма высокий процент, и государству при проведении молодежной политики необходимо учитывать данное обстоятельство» [4]. Вместе с тем, обращается внимание на то, что религиозная идентификация молодежи может быть обозначена как «поверхностная»: среди верующих подавляющее большинство — 66,6 % — составляют так называемые «пассивные» верующие, поскольку они не участвуют активно в жизни религиозной общины, но называют себя верующими. Поэтому, когда речь идет о повальной религиозности молодежи, необходимо, конечно, учитывать данное обстоятельство.
Отмечается тенденция, связанная с увеличением доли активно верующих среди более молодых казахстанцев. Так, если среди 26-29-летних таковых 8,4 %, а среди 23-25-летних — 11,2 %, то среди 18-22-летних — их уже 13,4 %. Делается прогноз, что со временем доля активно верующих среди казахстанской молодежи начнет увеличиваться. В исследовании также рассматривается вопрос толерантности и отмечается, что существует значительная дистанция между носителями «восточной» и «западной» ментальности в отношении к религии. Первые более религиозны и менее терпимы к смене религии. Вторые — менее религиозны и более терпимы.
В целом, оценивая религиозность современной казахстанской молодежи, Телебаев Г. Т, выделяет следующие характерные особенности:
1. «прогрессирующая» религиозность, когда с каждым годом все больше молодежи втягивается в орбиту религии;
2. «молодеющая» религиозность, означающая, что каждое более юное поколение молодых более религиозно, чем более старшее;
3. «поверхностная» религиозность, когда религиозная вера принимается как данная при рождении, а участие в религиозной жизни формальное и ситуативное;
4. «дифференцированная» религиозность, при этом дифференцирующим фактором выступает этническая принадлежность, детерминирующая разную степень религиозности».