В жизни средневекового города важную роль играли различные ремесленные производства: гончарное, стекольное, кузнечно-слесарное, оружейное, ювелирное, резьба по дереву и кости. Археологами накоплен большой материал, позволяющий проследить развитие и успехи некоторых видов ремесла. Большого расцвета в средние века достигает гончарное ремесло — изготовление керамической посуды. Керамика VII—VIII вв. Значительная часть керамической продукции в этот период изготавливается на гончарном круге. Гончары делали хумы — сосуды для хранения зерна и воды, кувшины, кружки, чаши, котлы.
Кувшины по своему назначению подразделяются на две группы — столовые и водоносные, причем вторые, как правило, лепные. Столовые кувшины изготавливались на круге из хорошей глины без видимых примесей. По своей форме они могут быть разделены на два типа. Узкогорлые кувшины, имеющие длинное горло и шаровидное тулово на дисковидном плоском поддоне. Овальная в сечении ручка соединяет венчик и плечики. Обычно такие сосуды имеют слегка выделенный слив иногда слива нет. Поверхность сосудов покрывалась легким лощением поверх темно-красного ангоба. Только на одном из кувшинов имеется барельефное изображение стилизованной человеческой фигурки, стоящей во весь рост.
Второй тип кувшинов имеет яйцевидное или грушевидное тулово, короткое горло и венчик с треугольным сливом. Снаружи они покрывались желтовато-зеленым ангобом. Стенки таких кувшинов украшались орнаментом в виде перистых листьев, спиралевидных завитков, треугольников.
Кружки тонкостенные на дисковидном неустойчивом поддоне. Тулово выпуклое, округлое или конусообразное. Ручки петлевидиые, овальные в сечении.
Интересной формой посуды являются курильницы, на высокой полой конусовидной ножке. Сосуды хозяйственного назначения — хумы, котлы, широкогорлые водоносные кувшины, крышки, а также светильники лепились от руки. Хумы имеют яйцевидное вытянутое тулово- Наиболее характерной и разнообразной деталью их является форма венчика. Для описываемого периода характерны венчики округлые с несколькими рельефными зубчиками по краю и венчики прямые вертикальные, плоские сверху. Котлы шаровидной формы, слегка приплюснутые, с прямыми либо слегка отогнутыми наружу ленчиками. Водоносные кувшины имеют яйцевидное тулово, которое переходит в короткую шейку. Высота кувшинов 30—45 см, диаметр устья 10—15 см. Венчик круглый, иногда со слегка выделенным сливом. В нижней части венчика две глубоких вдавленных или врезных линии. Ручка, уплощенная в сечении, соединяет венчик и плечики. Кувшины покрывались желтым или зеленоватым ангобом,
В качестве светильников употреблялись миниатюрные сосуды в виде плошечек, иногда на ножках. Для этого периода характерны также светильники на высокой столбообразной ножке, украшенной елочным орнаментом, прочерченный по еще сырой глине.
Среди керамических изделий имеются крышки для посуды. Они плоские или слегка выгнутые. Внешняя поверхность их украшена защипами, вмятинами и резными окружностями. В центре — ручка-выступ, иногда оформленная в виде зооморфных фигурок.
Некоторые виды кувшинов и кружек сделаны в подражание металлическим образцам. Сосуды нарочито массивные, детали их — сливы, ручки, донца имеют характерные подпрямоугольные или реберчатые очертания. То же относится и к элементам украшений. Этот стиль появляется и распространяется на огромной территории, завоеванной тюркскими племенами, главным образом в Средней Азии.
Керамика IX—X вв. характеризуется преобладанием посуды, сделаипой на гончарном круге. Однако все еще много лепной посуды, хотя количество ее по сравнению с предшествующим периодом снижается. Среди ремесленной посуды на первом месте в количественном отношении стоят столовые и водоносные кувшины. Столовые кувшины сохраняют фордш предшествующего периода, изменяется лишь их орнаментика. Появляются растительные мотивы, треугольники, заполненные точками. Широко используются украшения в виде прочерченных волнистых и горизонтальных линий. Исчезает также легкое лощение, а темно-красный ангоб сменяется розовым. Появляются украшения, нанесенные оттисками штампа, под ручкой сосуда к на плечиках. Обычно это штамп в виде «решетки в круге» или «колеса со спицами».
Кружки сохраняют те же формы. Но зато гораздо шире распространяются кружки с округлым туловом и иизкоприлеплепной петлеобразной ручкой.
Лепная посуда представлена в основном котлами и большими хумами. Повсеместно бытуют в это время и станковые хумы. Котлы теперь имеют ярко выраженный треугольный в сечении венчик. По-прежнему много лепных крышек. Меняется характер их украшений. Внешняя поверхность покрывается теперь сплошным орнаментом. Преобладают всевозможные завитки, стилизованные растительные мотивы, зигзагообразные полосы. Широко встречаются украшенные аналогичным образом дастарханы — глиняные столики. В отличие от керамики Чуйской и Таласской долин, в Илийской преобладает лепная посуда. Ассортимент изделий значительно беднее. Здесь очень мало крышек и дастарханов} украшенных резным орнаментом. Поливной керамики в это время мило. Местная глазурованная керамика производится в небольшом количестве и еще не отвечает лучшим образцам, привезенным из Афрасиаба, Пайкенда и других городов Средней Азии. Гончары городов Испиджаба и Тараза использовали белую поливу и роспись коричневыми красками.
Керамика IX—XII вв. характеризуется значительными изменениями до сравнению с керамикой предшествующего времени. Одним из наиболее характерных моментов является соотношение ремесленной и лепной посуды. Изделия, изготовленные от руки, теперь встречаются лишь в единичных экземплярах и представлены второстепенными формами — миниатюрными сосудиками и плошками. Производство лепных дастарханов и крышек заметно сокращается.
Широко распространяются такие типы посуды, как чаши, миски, блюда, тарелки, подносы. Значительные изменения наблюдаются в орнаментике, если раньше широко применялась резьба, налеп и очень редко штамп, то теперь оттиски штампов преобладают. Сам орнамент становится однообразнее и менее дробным. Для этого времени характерно распространение поливной посуды. Поливой покрываются чаши, пиалы, кесе, блюда на плоском ди-сковидпом поддоне, а также чираги — светильники: Полина этого времени (свинцовая, прозрачная или глухая оловянная, окрашенная в зеленый цвет) отличается высоким качеством, росписи выполняются яркими сочными красками, сюжет и элементы росписей самые разнообразпые.
По цвету поливы, мотивам росписи и их композиционному построению глазурованная керамика подразделяется на несколько групп. Преобладает посуда, покрытая прозрачной поливой, положенной па белый, розовый или черный ангоб. Роспись выполнялась красной, черной, белой, коричневой, зеленой и желтой красками. Мотивы ее — геометрические фигуры, растительные завитки, побеги, листья. Встречается роспись в виде стилизованных арабских букв. Многообразен по исполнению элемент вихревой розетки, обычно помещаемой в центре чаши. Роспись красками иногда дополняется гравировкой. Последняя встречается как самостоятельный элемент украшения. Гравировка обычно при покрытии сосуда поливой дает более густой цвет, чем общий фон поверхности. Элементы гравированного орнамента — пересекающиеся полосы, радиальпыс линии, завитки. Появляется много посуды, покрытой окрашенными глазурями — зеленой различных оттенков, коричневой. Как правило, окрашенные поливы встречаются в сочетании с гравированным орнаментом. Интересную группу представляет поливная керамика с изображениями зверей, птиц и человека. Великолепная чаша с изображением огнедышащего льва найдела при раскопках Тараза. Здесь лев изображен в позе «собравшегося к прыжку», с поджатыми мускулистыми лапами, хвостом, прижатым к животу, и оскаленной пастью. Особую группу составляют чираги — светильники. Они покрывались чаще зеленой или коричневой поливой. Центром их художественного оформления является выступ (пята), предназначенный для удобства держания чираги большим пальцем. Площадь пяты заполняется штампованным иодглазурным изображением цветка граната, древесного листа, цветка или бутона.
Поразительное сходство казахстанской поливной керамики с изделиями Мавераннахра и Хорезма в формах посуды, в элементах орнаментации, в цветовой гамме росписей свидетельствует о тесных торговых и культурных связях городов Казахстана с центрами Средней Азии.
Ведущими формами неполивной посуды XI—XII вв., как и раньше, является кувшин. Форма его стандартизируется, и теперь кувшины отличаются в основном размерами. .Для хумов характерна видоизмененная форма венчика — преобладают венчики треугольные в сечении. Распространены хумы с венчиком, скошенным наружу. Иногда на плоскую поверхность венчика нанесены оттиски штампов. Форма котлов остается той же, но появляются котлы, украшенные налепными арочками. По-прежнему бытуют ступки, кружки, но количество их уменьшается.
В Отрарском оазисе к этому периоду относится своеобразная группа посуды с изображением барана. Ото и целые фигурки и фрагменты, покрытые поливой, служившие навершиями крышек, а также налепы и прочерченные изображения бараньих рогов на гопчарных изделиях. Прекрасные образцы мелкой пластики найдены при раскопках городища Отрар. Так, одна из ручек крышки изображала фигурку барана, вылепленную из плотного теста розового обжига. Морда барана, мягко моделированная, горбоносая, с коническим выступом на голове. Закрученные в овал рога с насечками обрамляют миндалевидные глаза, зрачки которых показаны глубокими проколами. Высота фигурки 7,5 см.
Другая ручка передает форму головы барана. Рот его открыт, ноздри раздуты, вместо глаз калачевидные налепы. Еще один налеп на лбу и по три налепа на висках создают впечатление крутых закрученных рогов. На шее фигурки нанесены наклонные резпые линии. Плоская в сечении ручка соединяет затылок барана с шеей.
Некоторые из наверший крышек — это стилизованный облик животного. Обычно это конический выступ с налспами закрученных в полтора оборота рогов — основного признака барана. Поверхность же крышек была украшена штампованными изображениями листьев, налепными гофрированными шишечками. Подобными крышками закрывались сосуды, использовавшиеся в культовых целях. Керамика XIII—XIV вв. Илийской, Чуйской и Таласской долин характеризуется огрублением фактуры теста, асимметричностью форм, применением архаической техники раздельной лепки дна и тулова. В изделиях неполивной керамики продолжаются традиции предшествующего времени.
Среди поливной керамики выделяется группа с поливой голубого цвета. Как и раньше изготавливается керамика с зеленой и коричневой поливами, а также прозрачной поливой. В городах Сырдарьи и Каратау в XIII—XIV вв. преобладает своеобразная группа поливной керамики с окрашенными в зеленый, желтый и красный цвет глазурями.
Появляется несколько групп керамики: с желтой поливой и росписью зеленой, коричневой и красной красками; с яркой зелепой поливой в сочетании с гравированным геометрическим орнаментом; изделия, одна сторона которых покрыта зеленой, а другая желтой поливой; с прозрачной поливой, положенной поверх красного ангоба; с голубой поливой и росписями черной краской. В целом форма сосудов, принципы и мотивы орнаментации — меридиональное расчленение поверхности чаши, «аркады» снаружи характерны для керамического стиля монгольского времени в Южном Казахстане, Средней Азии и Поволжье.
Керамика XV—XVI вв, Таласской и Чуйской долин немногочисленна. Для котлов характерны «крученые» и дугообразные ручки. У хумов часто встречается массивный налепной венчик. Кувшины имеют сильно вытянутое тулово с высокими горловинами. Встречается много тагора и крышек. Неполивная керамика этого времени из сырдарьинских и каратауских городищ почти пе меняется ни по набору видов, ни по элементам украшений. Наиболее харах;терны для этого периода горигко-видные сосуды, кувшины, тагора, хумы. Поливная керамика представлена чашами, блюдами, тарелками, Тагорами. Полива — бесцветная, голубая, синяя, темно-зеленая. Обычно поливой покрывается и наружная и внутренняя поверхность изделия целиком. Росписи выполнялись красками марганцевых, синих (кобальт), черных, лилово-черных тонов. Росписи встречаются двухцветные и одноцветные. Орнаментом покрывались одна или обе поверхности сосуда, но основное внимание уделялось украшению какой-нибудь одной поверхности. У чаш с крутыми высокими стенками — это наружная, у плоских блюд и тарелок — внутренняя сторона, В композиции росписи преобладает концентрическое построение орнамента в двух или трех плоскостях, реже отвесное, когда узор имеет ярко выраженный верх и низ. Преобладают следующие мотивы росписей: круг или овал в цептре чаши, заполненный завитками и растительными побегами. Орнамент снаружи располагается концентрическими поясами, заполненными треугольниками, ветками, арочками, стилизованными изображениями плодов, В посуде с одноцветной росписью марганцем, кобальтом повторяются те же приемы и мотивы, что и в вышеописанной группе с двухцветными росписями.
В целом группа поливной керамики XV— XVI вв. с городищ юга Казахстана в основном аналогична керамике Средней Азии, но имеется и некоторое своеобразие: состав теста (глина, а не кашин), сложная форма поддона, мотивы орнамента (часто встречается мотив рогообразных завитков — кошкар муйиз).
Керамика XVII—XVIII вв. Чуйской и Таласской долин почти пе известна. Несколько изделии найдено при случайных обстоятельствах в городе Джамбуле. Это массивные блюда и чаши с концентрическим построением орнамента- Полива на них голубая, роспись синяя, элементы ее — шахматные квадраты, спирали. Интересен обломок блюда, покрытый зеленой поливой и подглазурной гравировкой. В керамике Сырдарьи и Каратау XVII — XVIII вв. сохраняются традиции XV—XVI вв., однако, нужно отметить, что значительно ухудшается качество поливы. Поливная керамика покрыта серой или голубой глазурью низкого качества, шероховатой на ощупь. Росписи выполнены марганцем пли кобальтом, элементы их довольно однообразны: волнистые линии в сочетании с аморфными пятнами, спирали, «кляксы», расположенные группами и в одиночку. Встречаются и более сложные композиции. Так, на внутренней поверхности одной тагора, найденной на развалинах позднесред-невекового Карачука, изображены расположенные группами бутоны хлопка, оплетенные растительными побегами. Дно сплошь заполнено спиралями, а в самом центре помещен стилизованный цветок. Значительных успехов достигли ремесленники казахстанских городов в производстве изделий из стекла. Об этом свидетельствуют находки шлаков, бракованных изделий и химический анализ стекла, который дает процентное содержание химических элементов, присущих посуде, изготовленной из местного сырья. Изготовление стеклянных изделий начинается в X в., а наивысшего расцвета достигает в XI— XII вв. Стекло, изготовленное в это время, отличается высоким качеством: чистотой цвета, богатой орнаментацией. Находки в Таразе, Отраре, Баба-Ате, Талгаре позволяют говорить о широком распространении стеклоделия. Из стекла делали графины с узким горлом и раздутым туловом, кувшины нескольких типов. Горлышки некоторых из кувшинов украшены накладными жгутами и полосками стекла, иногда другого, чем сам графин, цвета. Кувшины имели вертикальную ручку, соединяющую венчик горла и плечики.
Основным видом стеклянной посуды в Таразе и Отраре были миски различных размеров и форм; миниатюрные, с трапециевидным в разрезе туловом, миски со стенками вертикальными и вогнутыми внутрь или плавно расширяющимися кверху. У больших мисок диаметр устья равен 18—20 см. Было распространено изготовление бокалов. Иногда бокалы украшались орнаментом, который получался при вдувании стекла в специальную форму. Это ромбы, образующие узор на стенках сосудов, или многолепестковые цветы на донцах. Встречаются также стеклянные пробирки, колбочки, кружки.