После обретения независимости Республика Казахстан одной из главных задач стала выработка внешнеполитического курса страны, основанного на принципе многовекторности. Основными направлениями внешнеполитической стратегии стали вступление Казахстана в авторитетные международные организации, включая финансовые, сотрудничество с другими странами, обеспечение национальных интересов за рубежом и отказ от ядерного оружия. Республика Казахстан с 16 декабря 1991 года юридически существует как суверенное государство и как субъект международного права. Первой страной, признавшей 16 декабря 1991 года независимость Республики Казахстан, была Турция. На следующий день Казахстан в качестве суверенного государства был признан Россией и Румынией. За годы независимости Республика Казахстан признана уже 120 государствами мира, со 115 из них установлены дипломатические отношения. Казахстан 3 марта 1992 года стал членом ООН, в мае 1992 года ОБСЕ, Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, Международного валютного фонда. Со времени образования СНГ Казахстан стал членом Экономического, Платежного и Таможенного союзов, а также Межгосударственного экономического комитета.
С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки стратегии собственной внешней политики. Основной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, то есть своих национальных интересов, и, исходя из них, стратегии внешней политики, обороны и военной доктрины. Президент Казахстана Н. Назарбаев считает необходимым придерживаться принципа глобального партнерства и доверия, а также строить взаимоотношения с другими государствами на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств.
Для достижения этих целей огромное внимание уделяется укреплению позиций Казахстана в мировом сообществе в качестве его полноправной и неотъемлемой части, как государства, которое придерживается основополагающих принципов международных отношений согласно Уставу ООН, прагматического и конструктивного подхода к решению внешнеполитических дел. В состав ООН наша республика была принята 3 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи. С этого времени Казахстан имеет Постоянное Представительство при Штаб-квартире ООН в НьюЙорке. В том же 2002 году было открыто Представительство ООН в Алматы, с 1993 года наша республика участвует в Программе развития ООН (ПРООН), которая оказывает активное содействие в подготовке национальных кадров, и с января 1997 года — в программах Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), которые оказывают большую практическую помощь в процессе реабилитации населения, экологии и экономического развития Семипалатинского региона и в реализации проекта «Шелковый путь». В мае 1992 года Казахстан стал членом Организации ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО), с 1992 года ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), с 1993 года — МОТ (Международная организация труда), с 1994 года — МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике), с 1997 года УВКБ ООН (Верховный комиссар по беженцам), с 1999 года ЮНИФЕМ (Женский Фонд ООН). С 90-х годов наша республика сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международной Организацией гражданской авиации (ИКАО), Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и др. Как видим, со времени обретения государственной независимости наша Республика стала членом большинства организаций ООН, что свидетельствует о признании ее как полноправного субъекта международного права.
Такими же принципами Казахстан руководствуется при осуществлении политики укрепления военной безопасности. После роспуска Варшавского договора и распада СССР один из влиятельных западных военных блоков — Организация Североатлантического договора — предложила всем государствам новую форму сотрудничества в виде программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), провозгласив основными ее целями обеспечение планетарной безопасности и содействие демократизации современного общества. Казахстан в мае 1994 года поддержал эту инициативу НАТО, посчитав, что она «не несет угрозы национальной безопасности Казахстана». В 1996 году между РК и НАТО в Брюсселе были подписаны Соглашения о безопасности и о статусе вооруженных сил, в которых обговорены уровни защиты обмениваемой секретной информации и условия проведения военных учений на территории стран-партнеров. В г. Монс (Бельгия) при содействии США был открыт Офис Республики Казахстан по линии ПРМ для оказания содействия в подготовке национальных военных кадров, организации учений на территории Центральной Азии. В 1997 году в рамках НАТО были выделены гранты на реализацию программы «Наука во имя мира» на исследование казахстанскими учеными экологических проблем. А в 1998 году было открыто Представительство Казахстана при НАТО, что явилось свидетельством существования долгосрочных партнерских отношений между Североатлантическим военным блоком и евроазиатской страной, как на западе называют нашу республику.
Республика Казахстан имеет прочные партнерские отношения со всеми своими соседями и ведущими мировыми державами. Также наша страна стала авторитетным участником процесса нераспространения оружия массового уничтожения. Республика Казахстан постоянно выступает инициатором важнейших мероприятий в сфере обеспечения международной и региональной безопасности, возглавляет процесс проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и принимает самое активное участие в деятельности Международной антитеррористической коалиции.
Решение об отказе от ядерного оружия и о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия имеет историческое значение для Казахстана и также для всей современной цивилизации. К моменту распада Советского Союза Казахстан обладал мощным ядерным оружием и необходимым потенциалом для производства его компонентов. У него в конце 90-х годов ХХ века было в общей сложности 148 шахтных установок для запуска межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: в Акмолинской области находилась 38-ая дивизия РВСН, в Восточном Казахстане — 57-ая ракетная дивизия, в Кызыл-Ординской области — комплекс пусковых установок, в Семипалатинской области — действующий ядерный полигон. Помимо самого ядерного арсенала Казахстан обладал необходимой инфраструктурой и ресурсной базой для производства активных компонентов ядерного оружия. В 1992 году руководство страны принимает судьбоносное решение об отказе от статуса ядерной державы, провозгласив Казахстан зоной, свободной от ядерного оружия. Данное решение далось нелегко, но было с благодарностью и пониманием принято во всем мире. Этот поступок не был обычной декларацией о приверженности антиядерному движению, а стал практическим доказательством смелой внешнеполитической стратегии страны.
В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами-членами СВМДА, которая способствовала реализации мероприятий по обеспечению национальной безопасности Казахстана. Результатом этого явилась реформа вооруженных сил Казахстана, основа которой была заложена еще в период проведения военной политики бывшего СССР. В мае 1992 года по указанию Президента Республики Казахстана Н.Назарбаева был издан Указ о создании собственных Вооруженных Сил республики, в котором Вооруженные Силы республики создавались на основе дислоцированных на территории Казахстана воинских частей, соединений, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, складов и прочих объединений Вооруженных Сил с учетом условий, достигнутых в соглашениях об Объединенных Вооруженных Силах СНГ. В связи с тем, что границы республики большей частью являлись прозрачными, специальным указом было запрещено передислоцирование воинских частей и вывоз военной техники вооружения и материальнотехнического имущества за пределы Республики Казахстан без специального согласования с правительством республики. Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан является Президент Республики Казахстан.
В своем мартовском послании 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Н.А.Назарбаев предлагает новую стратегию национальной безопасности на 2006—2010 годы, где указывается, что «укрепление государственности, национального суверенитета и целостности Казахстана должно осуществляться на основе профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.
Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации». В Вооруженных силах Республики Казахстан был обновлен офицерский состав, проводилась работа по подготовке кадров для армии, и с 2000 года были созданы четыре военных округа. Одной из стратегий внешнеполитической деятельности Казахстана стал процесс делимитации государственной границы. В 1999—2001-х годах по указанию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева были созданы региональные управления пограничных войск, прикрывавшие государственную границу РК не только с восточного направления, но и с юга, запада и севера, то есть с Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Россией. Были созданы пограничные отряды и заставы на тех направлениях, которые ранее никогда не были под пограничным контролем, развернуты воинские части для усиления погранвойск: авиационные, саперные, связи. Созданными морскими войсками была взята под охрану граница на Каспии. Было уделено особое внимание юридическому оформлению всей государственной границы: с Россией — более 7500 км, Китаем — около 1740 км, Узбекистаном — 2350 км, Киргизией — около 1050 км, Туркменией — около 400 км. Эту работу в сентябре 1999 года осуществила Правительственная комиссия РК по делимитации государственной границы Казахстана с соседними государствами. Одним из сложных вопросов делимитационной политики Казахстана является вопрос о правовом статусе Каспийского моря, который является уникальным природным объектом и единым экологическим комплексом, обитатели фауны и флоры которого занесены в Красную книгу. Каспий содержит огромные запасы углеводородного сырья и нефтегазовых продуктов, 90% мировых запасов осетровых рыб, что и является основой причин разногласий при определении его правого статуса. Казахстан считает, что дно и недра Каспия нужно делимитировать по срединной линии, как это принято в мировой практике. Президент РК Н.А. Назарбаев на пресс-конференции в Баку в мае 2005 года отметил, что между Казахстаном, Россией и Азербайджаном существует понимание относительно срединной линии моря и его делимитации. Несмотря на противоположную позицию Ирана по этому вопросу, успешно ведутся переговоры по урегулированию вопросов сотрудничества и торговли между государствами, имеющими общие границы в Каспийском регионе.
После распада Советского Союза государства Содружества в 1993 году приняли ряд важных документов, направленных на укрепление и координацию своих действий. В начале 1993 года в Минске был подписан Устав СНГ, являющийся основополагающим документом Содружества, и созданы Совет глав государств и Совет глав правительств, которые осуществляют координирующие функции по подготовке вопросов и организации проведения заседаний Советов. Минскую встречу можно считать поворотным моментом в жизни Содружества. Это подтвердило принятое всеми главами государствучастников Заявление о стремлении к дальнейшему повышению эффективности деятельности Содружества в экономической и политической сферах и Соглашение об образовании Межгосударственного банка СНГ.
В мае 1993 года на Московской встрече были созданы координационно-консультативный комитет и Исполнительный секретариат СНГ, на необходимости которых Казахстан, Россия и Беларусь настаивали с первых дней образования Содружества. В октябре 1994 года создан Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (МЭК), который должен был укрепить организационную структуру Содружества, направить основные усилия на концептуальную разработку путей углубления интеграции и ее механизмов. Также было заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли, принято решение о создании Платежного союза, а в 1995 году решение о создании Межгосударственного валютного комитета. 20 января 1995 году было заключено трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. Новым шагом на пути развития экономического сотрудничества становится Договор 1996 года о всестороннем сближении и углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Следует отметить, что в целом со времени создания СНГ проделана немалая работа по использованию договорных форм для регулирования новых по своему характеру рыночных экономических связей между странами. Однако СНГ и его органы явно не справляются с имеющимися проблемами, не реализуют практический интеграционный потенциал — высокую степень интегрированности экономики, сходные социально-политические структуры и ментальность населения, многонациональный состав большинства стран, общие исторические традиции. Не решена задача сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и развитием межгосударственных интеграционных процессов. Об этом говорит Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге ХХI века»: «Логика истории такова, что оптимальное вхождение в мировое сообщество возможно лишь при совместных усилиях всех стран Содружества, использующих сформулированную на протяжении ХХ в. мощную интеграционную базу».
На современном этапе идея реинтеграции политических, научнокультурных, гуманитарных и, особенно, экономических связей на территории бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны-участницы Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку. Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. В первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества и взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения многолетних экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик и постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня склонны к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом в стратегических целях Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями. В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении новых независимых государств должна осуществляться на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств-участников и совершенствования сотрудничества между ними.
Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, выработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах, необходимо отметить важность взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ.
В силу своего геополитического положения Казахстан приоритетное внимание уделяет России. 25 мая 1992 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев и Президент России Б.Н. Ельцин подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией. В январе 1995 года был подписан пакет из 17 двусторонних договоренностей между Казахстаном и Россией, в июле 1998 года — Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном на ХХI столетие. Важное значение в развитии двусторонних отношений между странами сыграло решение о статусе космодрома Байконур. 28 марта 1994 года были подписаны Базовое Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур и Договор о его передаче в аренду на 20 лет с возможностью дальнейшего продления, что позволило укрепить взаимовыгодное сотрудничество двух государств в космической области. 2 июля 2005 года состоялись торжественные мероприятия, посвященные 50летию космодрома Байконур с участием президентов Казахстана и России. Арендный договор был продлен до 2050 года.
Нельзя не отметить взаимоотношений Казахстана с ближайшими соседями — Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимостью придания эффективности союзу трех государств, который имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа по созданию союза Центральноазиатских стран. Появилась эмблема будущего Союза — могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующая единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран, были созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министерств и ведомств, принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции, начал функционировать Центральноазиатский банк развития, было положено начало согласованным действиям в межгосударственной сфере и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н.А. Назарбаева о созыве Совещания по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии (СВМДА), инициативы Президента И. Каримова о совещании-семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать, что еще в 1990 году по инициативе Казахстана в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 года в Ташкенте встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договоры и соглашения между государствами Центральноазиатских государств. Во время визита Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились о дальнейших шагах в развитии казахстанско-узбекских отношений. В целях дальнейшего углубления и развития отношений между странами президенты И.А.Каримов и Н.А.Назарбаев подписали 24 июня 1992 года договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан.
Украина и Казахстан признали независимость друг друга с первых дней провозглашения республик суверенным государством. Двусторонние отношения между ними были законодательно установлены подписанием 20 января 1994 года Договора о дружбе и сотрудничестве и принятием Президентами Казахстана и Украины Декларации «Современный мир: вызовы и опасности». Стремясь расширить стратегию интеграции, Н.А.Назарбаев периодически выступает с новыми инициативами в данном направлении: по укреплению Таможенного союза, формированию зоны свободной торговли, совершенствованию органов Содружества. Выступая на заседаниях Совета глав государств, он подчеркивает необходимость сохранения Содружества, трансформацию и улучшение его деятельности с учетом нынешних реалий, стратегических задач и интересов каждого из участников, с учетом мирового опыта региональной интеграции.
Рациональная международная политика руководства РК и стабильная экономическая и политическая ситуация в республике вывели Казахстан в число лидеров на всем постсоветском пространстве. Большой международный резонанс, и в первую очередь, в странах СНГ получила инициатива Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, которая была четко сформулирована в послании «10 простых шагов навстречу простым людям». Она определяет разумные решения в вопросах отношений Казахстана с его бывшими партнерами по СССР и предполагает решение наиболее насущных межгосударственных проблем в сфере социальных взаимоотношений.
Таких же принципов придерживается Казахстан в деле сотрудничества с внешним миром и прежде всего с Соединенными Штатами Америки. США признали независимость и суверенитет нашей республики 25 декабря 1991 года. Регулярные казахстано-американские консультации на уровне правительств, министерств и президентов, открытие посольства США в Алма-Ате (1992 г.), официальные встречи президентов, сенаторов и политиков, подписание различных соглашений между Казахстаном и США в области науки, техники, правовой помощи, экологии, природных ресурсов, по неправительственным организациям, в области разоружения составляют основу двусторонних отношений между двумя государствами, каждое из которых действует в интересах собственной национальной безопасности. Особое значение оба государства придавали и придают проблеме разоружения и другим вопросам военной доктрины: в 1992-м году активно решался вопрос об исполнении Договора СНВ-1, Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В ходе первого визита Президента РК Н. Назарбаева решались вопросы не только экономического характера (о создании совместно с Шеврон предприятия «Тенгизшевройл»), но и проблема ядерной безопасности страны, что привело к принятию США и Казахстаном программы Нанна-Лугара (о сокращении ядерной угрозы). В 1993 году главной в развитии отношений между странами стала подготовка Рамочного Соглашения по демонтажу шахтно-пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет. К 21 апреля 1995 года из Казахстана были вывезены все ядерные боеголовки, в рамках программы «Сапфир» наша республика передала Америке на хранение ядерные материалы. В 1994 году президентами обеих стран была подписана Хартия о демократическом сотрудничестве между РК и США, позже на саммите ОБСЕ в Будапеште США, Великобритания, Франция и Россия подписали Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Республике Казахстан.
Казахстан успешно развивает связи и с европейскими государствами. 16—17 сентября 1993 года состоялся официальный визит президента Французской Республики Франсуа Миттерана в Республику Казахстан. Подписаны следующие межправительственные документы: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства; Совместная декларация об экономическом сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром научных исследований Франции; Декларация правительства РК и правительства Французской Республики о воздушном сообщении; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран.
20—23 марта 1994 года состоялся официальный визит Президента Республики Казахстан в Великобританию. В ходе визита были подписаны следующие документы: Совместная декларация об экономическом сотрудничестве между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенного Королевства; Соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и культуры; Конвенция об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и прирост стоимости имущества между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством; Декларация о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран; Соглашение о воздушном сообщении. Было ратифицировано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Обоюдовыгодные взаимоотношения сложились у Казахстана и с другими европейскими странами.
Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия в азиатском направлении: 22—26 мая 1993 года состоялся официальный визит премьер-министра Индии Наросимха Рао в Казахстан. Подписаны следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники; Конвенция об избежании двойного налогообложения; Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций; Меморандум взаимопонимания о проведении Дней культуры Казахстана в Индии и Индии — в Казахстане; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран, предусматривающий регулярное проведение переговоров и консультаций по международным и региональным проблемам, а также по вопросам двусторонних отношений.
11—13 сентября 1995 года по приглашению Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя состоялся государственный визит Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в КНР. Подписаны следующие документы: Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений между РК и КНР; Соглашение между правительством РК и правительством КНР об использовании морского порта Китая Ляньюнган для переработки и транспортировки казахстанских грузов; Меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны РК и Министерством обороны КНР; Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области метеорологии между Главным управлением по гидрометеорологии при Кабинете министров Республики Казахстан и Метеорологическим управлением КНР; Протокол об обмене Грамотами о ратификации; Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе.
Успешно развивались межгосударственные отношения Казахстана с арабскими государствами. В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Особенно широкомасштабно развиваются связи Казахстана с Турцией, Саудовской Аравией, Исламской Республикой Иран, Объединенными Арабскими Эмиратами. Казахстан сотрудничает с Исламским банком развития, Исламской организацией по образованию, науке и культуре. В октябре 1999 года Республика Казахстан была принята членом организации Исламская конференция.
В мае 1996 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев совершил официальный визит в Исламскую Республику Иран. Иран является серьезным партнером Казахстана в области разработки нефтяных месторождений, поэтому в ходе переговоров были достигнуты важные для экономики Казахстана договоренности о поставках казахстанской нефти в Северный Иран на терминалы Персидского залива для дальнейшей транспортировки на мировые рынки. Для осуществления внешнеполитических задач Казахстан вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества, в которую вошли пять стран, имеющих общие границы,— Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.
Основы сотрудничества Шанхайской пятёрки изначально были заложены 26 апреля 1996 года в подписанном в Шанхае «Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы» и подписанном на второй московской встрече 24 апреля 1997 года «Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы». Эти два документа определили механизм взаимного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности действий против третьих стран. В качестве объединяющего фактора тогда основную роль играла гражданская война в Афганистане между войсками Северного Альянса и движением Талибан, создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в 1997 году в Москве, в 1998 году в Алматы, в 1999 году в Бишкеке и в 2000 году в Душанбе.
В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в свои ряды Узбекистан. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года. Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».
Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом организации. В 2000—2008 годах Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев неоднократно совершал официальные визиты в Японию, Индию, Китай, Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Индонезию, Королевство Таиланд и другие государства Юго-Восточной Азии. Таким образом, в своей внешней политике Казахстан отстаивает свои национально-государственные интересы, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, стабильность и мир в стране. Президент Республики Казахстан, согласно Конституции РК, определяющей внешнеполитический курс, выдвинул в качестве долгосрочной цели внешней политики формирование и поддерживание благоприятных внешних условий для успешных преобразований внутри страны. Министерство иностранных дел как исполнительный орган отвечает за эффективность осуществления внешней политики и играет роль координирующего органа во всех международных акциях, предпринимаемых Казахстаном.
Казахстан признан всем мировым сообществом в качестве его полноправного субъекта. Последовательная политика нашего государства нашла положительный отклик в рамках Организации Объединенных Наций, поскольку она соответствует устремлениям и чаяниям всех миролюбивых людей планеты. Инициативы и предложения Президента РК Н.А. Назарбаева являются гарантом мира для нашей молодой республики в ходе строительства цивилизованного, светского общества. В конце 2007 года было принято решение, что Казахстан будет председательствовать с 2010 года в ОБСЕ.
Очень значимыми во внешней политике Казахстана являются визиты Президента Н. Назарбаева в зарубежные страны и переговоры с руководителями других государств. Эти встречи дают новый импульс межгосударственным отношениям Казахстана с зарубежными партнерами. В ходе этих визитов обычно становятся традиционными встречи с бизнесменами, которые улучшают торговлю и деловое сотрудничество Казахстана и его партнеров.
В Послании народу Казахстана 2006 года Президент Н.Назарбаев отметил необходимость «интенсификации сотрудничества в Центральной Азии, в Азиатском и Ближневосточном регионах, по укреплению таких региональных структур, как ЕврАзЭС, СВМДА, ШОС». Также Глава государства предложил «выйти на создание Евразийского экономического союза государств, сделать его выгодным для вступления других наших соседей». Сегодня ЕврАзЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) является развитым интеграционным объединением на пространстве СНГ. Участие в работе данного регионального объединения является одним из приоритетов внешней политики Казахстана.
Страна вошла в мировое хозяйство не на положении отсталого государства «третьего мира», а как его полноправный субъект, с которым вынуждены были считаться самые могущественные государства мира. Для Казахстана, который в будущем, вероятнее всего, станет эффективно развивающейся республикой, не будет легких путей к свободному, открытому, демократическому обществу, но глубокие преобразования в экономике, политике, культуре являются залогом успеха.
Внешняя политика Казахстана прошла стадию становления, утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических условиях. Казахстан в мировом сообществе и его роль в мировом политическом процессе может претендовать на полновесный статус крупной региональной державы, оказывающей воздействие на геополитические и геоэкономические тенденции в мире.
За время своего существования как самостоятельного государства Казахстан сделал немало для того, чтобы стать политически независимым, светским, демократическим государством с сильной экономикой, ориентированной на модернизацию производства, востребованного мировым рынком. Подъем экономики напрямую связан не только с изменением процессов текущей модернизации, но и качественным обновлением самой концепции реформирования экономики, политической и духовной жизни общества. Экономический курс правительства направлен на технологическое обновление традиционных отраслей производства, внедрение модернизированного, инновационного оборудования и нанотехнологий.