Развития стихосложение представляло существенную сторону поэтики великого казахского поэта Абая. Естественно поэтому, что исследователи творчества Абая уделяют большое внимание особенностям формы стиха, высоко оценивают его роль в обогащении и совершенствовании казахского стихосложения. Вопросы о работе Абая над стихом прямо или косвенно затрагиваются в статьях и исследованиях М. Ауэзова, С. Муканова, И. Джансугурова, М.С. Сильченко, X. Джумалиева, Е. Исмаилова, Б. Кенжебасва и других авторов. В их трудах поставлен ряд важнейших проблем изучения стихотворной формы произведений Абая, высказаны ценные наблюдения, касающиеся техники абаевского стиха. Дальнейшее изучение наследия Абая выдвигает задачу углубленного специального исследования отдельных сторон его творчества. Слабая разработанность теории и истории казахского стихосложения, безусловно, сказывается известным образом на изучении произведений Абая в этом аспекте. Изучение стихосложения Абая имеет важное значение для понимания как творчества самого поэта, так и проблемы стихотворного новаторства в казахской литературе, особенно актуальной для современной поэзии. Творчество Абая относится к тому периоду жизни казахского общества, когда в нем происходили заметные социально-исторические и политические сдвиги, очень значительные по своим последствиям. В результате дальнейшего сближения казахского и русского народов и усиления влияния передовой русской культуры на развитие культуры казахского народа демократические черты в общественной и духовной жизни Казахстана проявлялись все сильнее и глубже. Рост демократических и просветительских идей способствовал развитию и укреплению реалистических традиций в казахской литературе и определил собою главные особенности творчества Абая. Уже на рубеже XVIII и XIX веков в казахской литературе особенно большое развитие получило творчество акынов. В их произведениях все более укреплялось индивидуальное начало, проявлялось яркое творческое своеобразие. Но в целом, конечно, их творчество, как и все словесное и песенно-поэтическое искусство казахов, протекало в рамках традиций устной литературы. Утверждение в словесно-поэтическом искусстве новых творческих принципов в полной мере оказалось возможным лишь с развитием письменной литературы, начало которой относится к середине XIX века и связано с именами казахских просветителей Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева.
Письменная литература, новая по своей направленности и творческим принципам, отличалась от прежней акынской поэзии самим характером художественного восприятия действительности. Тесная связь с демократическими и просветительскими идеями этого времени определила ее народность. Существенно отметить, что в казахской литературе вплоть до самой революции поэзия преобладала над прозой и принципы реализма утверждались раньше именно в области поэтического искусства. В силу этого новые формы литературы и литературного языка были выработаны преимущественно в сфере поэзии, что имело свое значение и для развития стихосложения. Задачи развития новой письменной литературы выдвинули необходимость решительно обновить поэтику, побуждали к более широкому и разнообразному использованию выразительных средств поэтического языка. Новая линия в литературе могла достаточно укрепиться только при творческом подходе к художественной традиции, на путях новаторства. Широта и конкретность поэтического воспроизведения действительности требовали разнообразия художественных приемов. Уже сложившиеся в рамках устного творчества формы и способы поэтического изображения не удовлетворяли новые запросы общественной и литературной жизни. Не мог сколько-нибудь полно отвечать новым художественным задачам, выдвигаемым всем ходом развития письменной литературы, стремившейся к широкому изображению действительности, и казахский стихотворный язык, в том виде, в каком он сложился к этому времени. Таким образом, борьба за создание качественно новой литературы, наиболее полно отражающей современные проблемы общественной жизни, органически включала в себя борьбу за разработку новых художественных форм в литературе, за развитие поэтического стиля и стихосложения. Работа Абая над стихом была связана с развитием новых жанровых форм, с усилиями по обновлению казахского поэтического языка. И это направление поисков Абая в области художественной формы и стихосложения было теснейшим образом связано с общей реалистической направленностью его творчества. Очень важно подчеркнуть, что Абай, поэт-мыслитель по преимуществу, сделал много прежде всего в области лирической поэзии; здесь дарование его раскрылось широко и многогранно. Его произведения представляют собой лирические раздумья о важнейших вопросах общественной жизни. И центральным в них является гневный и обличительньй образ самого поэта. Лирика Абая многопланова, широка по теме, различно окрашена по тональности. Здесь и стихи на темы социальной жизни: общественно-политического, философского, моралистического, сатирического содержания, и пейзажные зарисовки, любовные письма, женский портрет, описание охоты, и стихи, посвященные кончине родных и близких, и так далее. Здесь и негодование, и светлая радость и легкая грусть, и едкая сатира. В разработке лирики Абай тесно связан с традициями русского реализма. Укрепляя реалистический метод в казахской лирике, он творчески осваивал художественные принципы, выработанные в области литературно-лирической поэзии великими русскими писателями. Новые пути в казахской литературе он прокладывал, опираясь и используя опыт русских поэтов-реалистов. Стремясь к более широкому охвату явлений действительности, он ставит перед собой задачу освоения самых различных форм литературно-лирической поэзии. Разнообразные виды литературного стихотворения — произведения социальной, философской, интимной, пейзажной лирики, которые поэт внедрял в казахскую поэзию, заключали в себе возможность необыкновенно глубокого отражения жизненных явлений, открывали широкий простор для изображения чувств и переживаний человека во всей их сложности и тонкости.
Разумеется, поэт обращался и к формам, сложившимся в процессе развития народно-лирической поэзии, например, таким, как послания, письма в стихах и другие. Но применял их творчески. Одна из заслуг Абая состоит именно в том, что он укрепил в казахской поэзии традиции индивидуальной лирики. Не будет преувеличением сказать, что он выступил защитником новой линии чуть ли не во всех основных видах лирических произведений. Показательно, что многие произведения поэта носят характер исповеди, лирических излияний. Они, как вся лирика Абая, отличаются глубоким психологизмом, умением верно и точно передавать человеческие переживания. Лирика Абая, достигшая небывалого ранее богатства содержания, поражает исключительным многообразием поэтического выражения, разнообразием ритма, гибкостью интонаций. Новые художественные приемы применяет поэт в композиционном построении своих произведений. Новое развитие получает в его творчестве вся система выразительных средств казахского поэтического языка. «Прекрасный знаток казахского фольклора, Абай в своем творчестве широко пользуется всем богатством казахского языка, но он совершенно отказывается от канонических форм устной народной поэзии. Он выступает новатором в поэзии. Абай знакомит казахов с новыми неведомыми ранее формами поэзии, заимствованными из русской классической литературы». Абай неизмеримо обогатил поэтическую лексику казахского языка, расширил смысловой объем многих слов; много нового внес он и в поэтическую фразеологию, решил задачу создания нового поэтического стиля. В его произведениях умело преодолевается условная поэтическая образность, характерная для народно-поэтического искусства и связанная с применением традиционных устойчивых оборотов и выражений, слова и их сочетания, словесные образы употребляются в самых различных обновленных значениях, что несомненно, способствовало утверждению нового поэтического стиля в казахском стихосложении. Богатство поэтического языка Абая, как показал в своем исследовании о языке его поэзии X. Джумалиев, проявляется как в этих новых разнообразных смысловых оттенках слов, так и в введенных поэтом новых словах и поэтических выражениях,
Язык Абая отличается богатством стилистических оттенков, большим разнообразием интонационно-синтаксической структуры речи, простотой, легкостью и гибкостью синтаксических конструкций. Абай не просто обогатил казахский поэтический язык, но и показал способы и приемы творческого использования богатств народного языка в поэзии. Без этой разносторонней деятельности по преобразованию поэтического языка — без расширения всего арсенала образно-поэтических средств казахской поэзии, обогащения поэтической лексики, оформления нового поэтического стиля и совершенствования синтаксической структуры поэтического языка — не могла бы быть осуществлена в полном объеме та большая работа, которую проделал поэт, разрабатывая и обогащая ритмический и интонационный строй стихотворной речи в казахской литературе.
Разработка стихосложения, в силу тесной связи и обусловленности всех сторон художественной формы, имела значение не только сама по себе, но также и для более полного использования всех других средств поэтического языка, его выразительности, эмоциональной силы и яркости. Вопрос об обогащении Абаем казахского стихосложения новыми приемами и средствами не есть поэтому лишь вопрос о внешней форме стиха. Это в то же время вопрос о развитии поэзии в самом широком смысле. Ибо, обогащая стихосложение, Абай неизмеримо расширял самые возможности художественного воспроизведения жизни в казахском поэтическом искусстве. Абай и сам великолепно сознавал, сколь ощутимым должен быть для казахской читающей публики и слушателей новаторский характер его произведений, претворяющих на совершенно иной основе принципы народности и жизненной правды в литературе. Обращаясь к ним, он писал: Не сразу ты воспримешь, может быть, Слова такие ты слышишь впервой. В своих произведениях, посвященных искусству слова, песне, Абай утверждает высокое представление о поэзии, высокое понимание роли поэта. Придавая большое значение сближению литературы с жизнью, утверждению в ней новых тем, он осуждает развлекательную поэзию, не связанную с насущными проблемами общественной жизни. Среди произведений Абая мы находим великолепное по страстности мысли и художественной силе стихотворение «Адамның кейбір кездері) («Бывает иногда время»), рисующее образ поэта-борца, поэта-обличителя, стихотворение, представляющее в основной своей части творческий свободный перевод стихов из «Журналиста, читателя и писателя» М.Ю. Лермонтова. Причем он взял для перевода стихи, в которых заключена главная мысль лермонтовского произведения, и которые составляют основную часть содержащейся в нем исповеди поэта, о которой В.Г. Белинский говорил, что она «блестит слезами, горит чувством. Личность поэта является в этой исповеди в высшей степени благородною».
Абай говорил об обновлении казахской поэтической культуры и указывал на необходимость усвоить новый взгляд на поэзию как на искусство большого общественного значения. Обновилось слово, стало оно иным, Пора и тебе, мой слушатель, своить взгляд иной. Тому, что произведения поэта воспринимались как ярко самобытные, новаторские в немалой степени способствовала их художественная стихотворная форма. Абай верно понимал обусловленность поэтической формы содержанием. Он неоднократно подчеркивал мысль, что важнейшим законом поэтического искусства является глубокое соответствие формы содержанию. К стихам стремятся смертные равно, Но лишь избранника венчают славой, Того, чьей мысли золотой дано. Блистать стиха серебряной оправой. Абай разрабатывает стихосложение широко и разносторонне. Вся его работа над стихом отмечена подлинным новаторством. Он внедрял в письменную поэзию наиболее гибкие стихотворные формы, творчески раскрыл их мелодические богатства, выдвигал и осуществлял задачу выработки новых форм стиха, В полном соответствии с общими принципами своего творчества Абай добивался в создаваемых им произведениях простоты и естественности поэтической речи.
Еще А.С. Пушкин говорил о необходимости «приблизить поэтический слог к благородной простоте», освобождая его «от условных украшений стихотворства». Подобная же в сущности задача встала и перед Абаем. У подлинного художника слова борьба за простоту стихотворного языка и борьба за широкое использование его ритмических, интонационных возможностей неразрывны. Казахский стихотворный язык обрел в творчестве Абая новую силу, гибкость и гармонию. В его стихах с наибольшей полнотой отразилось все мелодическое богатство казахского языка, его гибкость и легкость, энергия и звучность. Понятно, что при изучении стиха Абая со стороны его новизны прежде всего обращают на себя внимание те новые размеры и формы стиха, которые введены в стихотворный обиход самим поэтом. Но вклад, внесенный поэтом в развитие стихосложения не ограничивается лишь тем, что он создал новые стихотворные формы и размеры. Новаторство Абая в области стиха намного шире, оно сказалось во всем творчестве поэта в целом. «Трудно охарактеризовать, писал В.Г. Белинский, — общими чертами великость реформы, произведенной Пушкиным в поэзии, литературе, версификации и языке русском … Достоинство пушкинского стиха состоит и не в одной легкости — легкость одно из второстепенных качеств его; нет, достоинство стиха заключается в его художественности, в этой органической живой соответственности между содержанием и формой…». Касаясь вопроса о стихотворной реформе Пушкина проф. Л.И. Тимофеев говорит: «Реформа Пушкина в области стиха и состояла в последовательном подчинении стихотворной формы задаче реалистического изображения характеров, передаче в интонации, ритме, звуке всех тончайших оттенков их переживаний средствами, почерпнутыми в живой речи». Имея в виду эти высказывания о роли Пушкина в совершенствовании русского стихотворного языка, можно с полным основанием сказать, что значение деятельности Абая для развития стиха в казахской поэзии состояло прежде всего в том неподражаемом мастерстве, с каким он применял приемы и средства казахского стихосложения.