Мировая практика организации промышленной политики показала, что будь то германский, японский ют какой-либо другой опыт, государство во всех странах оказывает активное влияние, как минимум на:
В рамках Республики Казахстан эти многогранные вопросы решаются в коде реализации стратегии индустриально-инновационного развитая. Ключевыми факторами достижения успехов служат применяемые меры регулирования — По существу эти меры сложны и вмещают в себя широкий спектр инструментов.
Инструментами промышленной политики можно считать те регуляторы и рычаги, которые прямо или косвенно воздействуют на изменение структуры экономики. Эти инструменты различны по воздействию на процессы в промышленном секторе, по сферам применения, по назначению и т.д. Инструменты промышленной политики включают в себя традиционный набор механизмов воздействия на структурные процессы в промышленности. Их, как правило, делят на две части, Одна представляет собой собственно механизмы воздействия на промышленность, другая — косвенные рычаги макроэкономического характера. По этим признакам инструменты промышленной политики можно разделить на несколько групп.
Первая группа механизмов включает набор таких инструментов, как:
Данная система механизмов используется в большинстве как промышленно-развитых, так и других стран и оперируют ими созданные в структуре государства соответствующие органы. Эти созданные органы выполняют операции отдельных видов помощи промышленности, либо координируют между собой многочисленные формы помощи. Многие из них — есть ничто иное, как меры, назначение которых состоит в улучшении качества и повышении конкурентоспособности товара. Они включают в себя финансирование и организация НИОКР, передачу новых технологий промышленным компаниям, патентное регулирование и стандартизацию продукции промышленности. Активная промышленная политика сопряжена с принятием многосторонних мер. Поэтому важно концентрировать имеющиеся и привлекаемые ресурсы, на тщательно отобранных приоритетных направлениях, обеспечивающих условия и рост мощи государства.
Другая группа механизмов направлена на формирование соответствующей макроэкономической среды промышленности. Роль данной группы операций растет и приобретает всё более возрастающее значение, поскольку в условиях глобализации и либерализации рынков она обеспечивает унификацию национальной и региональной среды. Тем самым создаются благоприятные условия для повышения конкурентоспособности промышленных компаний. Финансово-кредитная, валютная, инфраструктурная (транспортные, информационные сети), образовательная политика — вот не полный перечень основных форм воздействия государства на экономику. Примечательно, что предназначение большинства этих инструментов заключается в выполнении функций »посредника» между различными отраслевыми ассоциациями и по согласованию интересов разных секторов. В пространстве СНГ’ использование этих групп инструментов обусловлено специфическим характером воздействия на процессы в реальном секторе. На развитие определенных отраслей может влиять государство непосредственным вмешательством через:
Принципиально важно также постепенно найти способы управления усилением воздействия сил рынка на приоритетные виды деятельности. Так, например, при умелом сочетании установления высоких пошлин для защиты приоритетных производств с одновременным вводом жесткого графика их снижения их до нормального уровня, можно не только дать побудительный мотив для конкретной отрасли экономики страны, но и для адаптации товаропроизводителей к мировому рынку.
Когда речь идет о промышленной политике, то всегда подразумевается определенный расклад имеющихся в распоряжении государства ресурсов Если с этой точки зрения классифицировать инструменты промышленной политики, то ту или иную схему расклада можно условно разбить на четыре группы: налогово-тарифные; денежно-кредитные; инфраструктурные и административно-политические (организационные).
К первой группе относятся: льготные режимы налогов, амортизационная политика, таможенная политика (например, снижение или отмена пошлин на ввоз технологий), тарифная политика (цены естественных монополий), т.е. это те меры, которые, хотя и не требуют непосредственно затрат, так или иначе уменьшают в краткосрочный период доходы государства. Сюда же примыкают такие меры, как реструктуризация задолженности. Эти меры позволяют приоритетным секторам сокращать издержки и повышать свою ценовую конкурентоспособность, накапливать собственные средства для развития и расширения, привлекать сторонние средства (инвестиции).
Вторая группа инструментов включает: прямое кредитование государством некоторых видов деятельности по льготным ставкам, субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, государственные кредитные гарантии, государственная поддержка лизинга, прямые государственные инвестиции и. другие меры, прямо требующие значительных затрат из бюджета или других государственных источников.
Третья группа включает государственные затраты не непосредственно в приоритетном секторе, но в смежных областях, что позволяет бизнесу экономить инструментов собственные ресурсы. Примерами таких мер могут служить подготовка кадров за государственный счет по определенным специальностям, проведение НИОКР и передача результатов в частный сектор, на льготных условиях осуществление вложения в создание производственно-технологической инфраструктуры (транспортной, коммуникационной).
Четвертая группа инструментов наиболее неоднородна и многообразна. Прежде всего, к инструментам этого типа относятся меры по снятию (или, наоборот, введению) административных и регуляционных барьеров входа на рынок и выхода с него (регистрация, лицензирование, стандартизация), антимонопольное законодательство, барьеры для слияния и поглощения и т.д., организационно-политическая поддержка интересов экспортеров на рынках других стран. Важным блоком этого типа инструментов является функция «посредника» между различными отраслевыми ассоциациями и по согласованию интересов разных секторов.
Таким образом, промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Страны, используя один и тот же инструментарий, между тем различались стратегическими задачами, которые ставили перед собой. В одних случаях ставится скромная задача — быстро усваивать достижения мирового технического прогресса путем их копирования. В других ставится задача не столько достижения уровня высокоразвитых индустриальных стран, но и мирового лидерства, нахождения своей «нишей в определенных сегментах мирового промышленного производства и соответственно рынка. В любом случае ставка делается на создание конкурентоспособных производств, использующих высокие технологии, но разница заключалась возможностях вписывания в иерархию этих технологических звеньев. Ряд из этих инструментов выполняют регулирующие и стимулирующие роли. Так, широко используются в мировой практике, налоги и таможенные пошлины. Важным инструментом международной кооперации в промышленности являются свободные экономические зоны, получившие широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии. Не менее важны и меры, которые прямо не влияют на отрасли промышленности, но участвуют в формировании благоприятной национальной и региональной среды для повышения конкурентоспособности промышленных компаний в условиях глобализации и либерализации рынков. К ним относятся: финансово-кредитные, валютные, инфраструктурные (транспортные, информационные сети), образовательная политика и другие формы воздействия государства на экономику. Промышленная политика осуществляется в интересах обеспечения безопасности страны. Однако, как показывает опыт, как в развитой, так и развивающейся стране последствия могут быть не всегда позитивными. Поэтому важно обеспечить адекватность результатов национальным интересам страны. Во избежание ущерба отрасли, стране и т.д. необходимо соблюдение правил безопасности. Для этого целесообразно — наличие просчитанной стратегии, учитывающей основные, прямые и косвенные, негативные и позитивные эффекты, оценить затраты и результаты от применения тех или иных инноваций. Вторым существенным ограничением для реализации промышленной политики для государства служит законодательная база. Экспертиза налогового и бюджетного законодательства некоторых стран СНГ на предмет возможности использования его для целей промышленной политики показала наличие достаточной нейтральности многих актов, что позволяет судить о неадекватности современным требованиям. Практически сегодня они не создают преференций для отдельных отраслей. Так как сегодня многие предприятия находятся в собственности или переданы в управление иностранным инвесторам, то объективно затрудняется оказание на них какого-либо воздействия вне общих законодательных рамок. Соответственно, наиболее понятным ограничением для проведения активной государственной промышленной политики является тривиальное отсутствие средств и практическая ликвидация государственного сектора, способного быть инструментом промышленной политики. Реально государственная промышленная политика существует в настоящее время в странах СНГ в виде отдельных целевых программ или отдельных решений по поддержке отдельных секторов. Программы между собой не скоординированы, большая часть из них носит декларативный характер, деньги на их реализацию не выделяются или расходуются не эффективно.