Республика Казахстан развивается в направлении формирования социально ориентированной рыночной экономики и создания демократического гражданского общества. На этом трудном и извилистом пути возникает множество проблем теоретического и практического характера. Речь идет прежде всего о путях формирования национального государства. Какова природа и содержание, основные экономические и политические функции этого феномена, возникшего на развалинах советской империи? Исторически государство возникло как орудие насилия и подавления в интересах господствующего класса. Известные в истории типы государств — рабовладельческие, феодальные и буржуазные — так или иначе стояли на защите системы утвердившихся в каждом обществе производственных отношений с доминированием той или иной формы частной собственности. Попытки установления общественной государственной собственности в XX столетии в ряде стран мира трансформировались в тоталитаризм, где все и вся было подчинено бюрократическому аппарату чиновников, оторванных от интересов большинства населения.
В условиях перехода к рыночным отношениям встала неотложная задача преодоления старых стереотипов относительно роли государства, о необходимости формирования новой структуры политической власти, поиска оптимальной модели управления. В связи с этим становится весьма актуальным вопрос о роли и месте национального государства, стремящегося к самосовершенствованию. За годы реформы в Казахстане создана нормативно-правовая и институциональная база административной системы. Действует принцип разделения ветвей власти в центре и на местах. Построена система государственного управления с устойчивой вертикалью власти. Сформированы органы представительной власти на местах — маслихаты. Все государственные органы разделены по функциям (планирующие, исполнительные, регулирующие и контрольные). Государство призвано защищать страну, обеспечивать ее внешнюю и внутреннюю безопасность, контролировать границы, таможню, обеспечивать карантин для защиты территории от болезней и вредителей, безотлагательно заниматься другими фундаментальными проблемами, чтобы не отставать от мировых тенденций социально-экономического и научно-технического прогресса.
Государственное управление экономикой предполагает прежде всего планирование и прогнозирование. В советское время государству предписывалось создание долгосрочных, пятилетних, краткосрочных планов развития народного хозяйства. Так, в первые годы строительства государственного социализма были разработаны план ГОЭЛРО, план электрификации всей страны, который был первым долгосрочным планом, выдвинутым на основе прогнозирования перспектив развития отсталой в экономическом отношении страны. В разработку плана были вовлечены крупные ученые и инженеры-энергетики. Реализация основных параметров перспективного плана сыграла положительную роль в создании основ индустриализации страны. Строительство первых советских электростанций, например ДнепроГЭС, было осуществлено ценой громадных усилий обобществленного труда, сопровождалось немалыми жертвами, потерей людских ресурсов. Командно-административная система вовлекла в эту работу десятки тысяч репрессированных граждан со всех концов страны. Подобные методы государственного управления были использованы при строительстве таких крупных объектов, как, например, Бело-моро-Балтийский канал, Туркестано-Сибирская железная дорога, Донецкий, Кузбасский, Карагандинский угольные бассейны, Балхашский и Жезказганский металлургические заводы и т. д.
В свое время утверждалось, что идея народнохозяйственного планирования принадлежит советской власти. В этом положении есть доля истины, т. к. в капиталистическом мире нет и не было единого народнохозяйственного комплекса, как в централизованном государстве. Однако ни одно современное государство не может обходиться без применения планирования на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и отдельных сфер экономики, регионов, домашнего хозяйства.
Переход к рыночным отношениям позволил Казахстану еще в 1997 г. выдвинуть стратегию развития республики до 2030 г. «Казахстан—2030». Это был первый в странах СНГ долгосрочный план развития. По этому поводу президент страны справедливо заметил, что это был великий выбор еще не окрепшего, молодого независимого государства. На самом деле в тот период страна переживала тяжелейшие социально-экономические проблемы. Прошло 10 лет, и в 2007 г. Президент с гордостью заявил, что мы не ошиблись в своем выборе, и подчеркнул: именно с этого времени Казахстан начал последовательно продвигаться вперед, осваивая одну за другой теоремы рыночной экономики и аксиомы демократического развития.
В Послании народу Казахстана в феврале 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» сделан чрезвычайно важный вывод о том, что в республике сформировался фундамент совершенно новой экономической системы, демократического правового государства, укреплены современные общественные институты, существенно изменили качество и стандарты жизни. Мы перестали быть государством третьего мира. Это главный итог напряженного труда всех казахстанцев, реализации основных направлений, предусмотренных в долгосрочной стратегии «Казахстан — 2030». Президент страны выдвинул грандиозную цель, которая служила вдохновляющим фактором поступательного развития страны. В вышеназванном документе определены основные задачи на предстоящие десятилетия, предусматривающие дальнейший рост качества жизни казахстанцев. Предусмотрен целый ряд социальных выплат различным категориям населения, при этом особое внимание уделено проблеме, материнства и детства, учащимся, пенсионерам, учителям, госслужащим. В настоящей статье хотелось бы более подробно остановиться на роли государства, призванного поддерживать не только стабильное развитие экономики, но и обеспечить управление ее ростом.
Модернизация ныне становится единственно верным путем дальнейшего развития социально-экономического прогресса. Модернизация экономики предполагает использование передового опыта зарубежных стран в сфере применения новейших техники и технологии, ноу-хау, с учетом возможностей отечественной науки и накопленного опыта своих предприятий. В казахстанской экономике имеются секторы, где уже накоплен определенный позитивный опыт, требующий дальнейшего форсированного распространения в другие сферы. Например, Актауский завод пластических масс выпускает ударопрочный полистирол, что позволяет обеспечить значительный прирост производства в обрабатывающей промышленности; ТОО «Полихим», производящее уникальные геосинтетические материалы, стал первым производителем конкурентоспособной продукции в Казахстане.
Президент страны уделяет постоянное внимание развитию наукоемких технологий, поэтому не вызывает сомнения необходимость развертывания научно-технологических исследований. В США фундаментальные исследования поддерживаются из бюджета. В Казахстане к 2012 г. бюджетные средства на науку намечается увеличить в 2,5 раза. С точки зрения теории модернизации Казахстану предстоит коренная модернизация и решительная диверсификация производства, требуется создание высокотехнологических центров, технопарков, центра информационной технологии, биотехнологии, ядерной технологии. В этих условиях важна государственная поддержка в распространении информации, предоставлении льготных кредитов. Согласно программе индустриально-инновационного развития страны до 2015 г. внутренний валовой продукт предполагается увеличить в 3,5 раза.
Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля над изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Постиндустриальные страны живут в новом мире — мире неограниченных ресурсов. Главный ресурс — знания и информация, которые неисчерпаемы. К основным причинам развития информационного общества относится самовозрастание информации, которая не имеет качества редкости, а заменяется распространенностью. Мировая тенденция такова, что идет процесс формирования единого мирового информационного пространства. Информационные виды деятельности выходят за рамки национальных границ, а национальная экономика является элементом глобальной системы. Формирование информационной среды в Казахстане еще далеко от завершения, отдельные элементы, составляющие в совокупности информационное пространство, не сложились в целостную систему. Все еще отсутствует единство главных компонентов: информационных ресурсов и информационной инфраструктуры. Не преодоленв1 значительные региональные диспропорции.
В современных условиях Казахстану настоятельно требуется консолидация всех интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов страны.
Глобальные стратегические программы, вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира предполагают развитие высокотехнологических и наукоемких производств, в том числе малых и средних, выпускающих на мировой рынок конкурентоспособную продукцию.
В ноябре 2007 г. принята государственная программа «30 корпоративных лидеров Казахстана», которые призваны стать авангардом казахстанской промышленности. Их продукция в перспективе составит имя (бренд) Казахстана в глобальной экономической системе. По официальным данным, в программу включено 97 проектов, из них 22 предложены Президентом республики, остальные — крупными отечественными бизнесменами. Это наработки в области машиностроения, горной металлургии, нефтехимических производств, транспортно-ло-гистических услуг, связи, переработки сельскохозяйственной продукции и производства стройматериалов. Общая стоимость проектов — 60 млрд долл. При этом важно подчеркнуть, что государство будет создавать условия для развития отечественных компаний и экономического прорыва, используя налоговую, таможенно-тарифную, миграционную и энергетическую политику. Правительство рассматривает возможности снижения налогов, создания полноценной конкурентной среды. Государство оказывает поддержку в подготовке кадров, энергетическом, телекоммуникационном обеспечении и т. д. Программа нацелена на вхождение Казахстана к 2015 г. в десятку ведущих экспортеров нефти в мире, что предусматривает двукратное увеличение объемов промышленного производства, добычи нефти и газа. При этом поток внешних инвестиций будет переориентирован с добывающих отраслей на перерабатывающие. Программа «30 корпоративных лидеров» будет способствовать превращению ведущих отечественных компаний в современные транснациональные корпорации, повышению конкурентоспособности казахстанской экономики.
Ныне экономика республики активно диверсифицируется, ориентируясь прежде всего на внутренний рынок, представляющий быстрорастущую сферу сбыта. По данным 2007 г., в стране получают развитие не менее 200 новых отраслей и подотраслей, занимающихся, как правило, обновлением номенклатуры экспорта. Предприниматели приобретают необходимый бизнес-опыт, переходя к освоению продукции, пользующейся спросом. В настоящее время срок морального и физического износа основных фондов существенно сократился, нужно ускоренное освоение новой продукции. Мобильность предприятий, готовность коллектива к освоению и внедрению инноваций становится решающим фактором повышения эффективности производства, состоятельности предприятия.
Реализация прорывных проектов объемом не менее 100 млн долл., как отмечают специалисты, не должны возродить советский гигантизм. Главным критерием ныне является рыночная эффективность, конкурентоспособность. В рыночных условиях быстро меняется конъюнктура, поэтому требуется ускорение диверсификация производства. Следует подчеркнуть, что в казахстанской экономике иностранный капитал в основном направляется в сырьевой сектор и, несмотря на требования правительства, не занимается переработкой минеральных ресурсов. Используя опыт России, необходимо установить налог, упорядочить рентные платежи, отказаться от всевозможных льгот, усилить контроль над трансфертным ценообразованием. По данным экспертов, доля обрабатывающей промышленности в экспорте в целях адекватного замещения сырьевого сектора должна вырасти в 15—20 раз (до 150—200 млрд долл.), при этом более полная и глубокая переработка направленных за пределы страны объемов сырья позволит увеличить доходы в 3—5-кратном размере.
Мировой опыт показывает, что малые и средние предприятия занимаются высокотехнологичными и наукоемкими производствами, производящими конкурентную на мировом рынке продукцию. В экономической науке в советское время во главу угла ставили преимущество крупного производства перед мелким, иными словами, речь шла об абсолютизации экономических законов вопреки реальной практике. Учеными Казахстана выполнены многие крупные проекты в области энергетики, машиностроения, металлургии, медицины, строительства, сельского хозяйства. Например, в Павлодарской области проводятся исследования в области энергосберегающих технологий, машиностроения (значительно повышающих срок службы машин и механизмов), разработки в области производства новых материалов и конструкций и многие другие в различных областях экономики. Энергосберегающие технологии позволят снизить затраты на электроэнергию до 30—40%. Часть этих научных проектов и разработок начали внедрять в США, Германии, России и Китае.
Ныне в республике ведется строительство сразу нескольких региональных технопарков. За рубежом созданы крупные технологические и научные структуры возле производственных и научных центров, имеющих подготовленные научные и производственные кадры. Многие зарубежные технопарки действуют на территории крупных университетов, где сконцентрированы ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты, неограниченный кадровый потенциал из числа молодых ученых, сотрудников и студентов университетов, хорошая социальная база. Государство размещает заказы на решение крупных производственных, научных и социальных задач в этих научных центрах. В них ведется подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики. Кроме того, создаются и «малые технопарки» — небольшие предприятия с высокоинтеллектуальными сотрудниками, которые занимаются решением глобальных стратегических задач и проблем в сфере высоких технологий. Эти предприятия занимаются высокоинтеллектуальным трудом, они не требуют крупных капитальных вложений, как большие технопарки, и вносят весомый вклад в науку.
Созданные относительно недавно научные и технологические технопарки, а также инновационные центры развития предпринимательства в странах Юго-Восточной Азии, Китая и Индии уже конкурируют наравне с аналогичными технопарками США, Японии, стран Западной Европы. Специалисты рекомендуют создать подобные научные и технологические технопарки и инновационные центры в ряде регионов Казахстана.