В настоящее время в Казахстане преобразованиями большую актуальность приобретает исследование государственного механизма регулирования рынка. Необходимо установить, что вообще представляет собой рынок, какую смысловую нагрузку это понятие несет в экономике и государстве в целом. Экономические исследования по данной проблеме вызывают повышенный интерес. Возникает вопрос: какова же общая научная концепция понимания проблемы рынка и роли государства в современной науке? Среди важных и наиболее трудных проблем современного знания является прежде всего вопрос о соотношении таких категорий, как «экономика», «рынок» и «государство». В настоящее время, несмотря на множество разнообразных подходов, эта проблема остается недостаточно изученной. Что касается понятия «рынок», то его либо отождествляют с понятием «экономика», либо вообще не включают в предмет научного исследования. Пока еще четко не определено место рынка и государства в рассматриваемой системе отношений. В известной мере между ними существует определенная связь, Однако при этом следует учесть, что рынок обладает собственной динамикой и предполагает свои специфические объекты. Что же можно предложить для заполнения данного теоретико-методологического вакуума? Трудности по этой проблеме возникают прежде всего в силу неоднозначных трактовок понятия «рынок» в экономике и нечеткого их применения при исследовании эволюции государства.
Рынок как предмет исследования представляет собой весьма сложный и многозначный феномен. Сложность его изучения обусловлена тем, что, будучи целостным, он тем не менее не представляет собой некую устойчивую константу и постоянно подвергается изменениям.
В Казахстане исследования по проблеме рынка начаты сравнительно недавно и интерес к ним неуклонно растет. В отечественной экономической литературе появились некоторые публикации по исследуемой проблеме, но все существующие определения сводятся к узкой его трактовке. В этих работах рассмотрены сущность понятий «государство», «рынок» и их связь с категориями производства. Теоретико-методологические вопросы соотношения между ними играют важную роль в научном познании в этой области. Но в связи с тем, что исследования отношений «государство-рынок-экономика», как правило, основываются на познании их сущности и содержания, то вольно или невольно они ограничиваются только отдельными регионами. По этой причине многие аспекты оказались слабо разработанными. Некоторые экономисты утверждают, что рынок—это механизм осуществления контак-тов между покупателями, продавцами и поставщиками товара или услуг. Данное определение является правильным, поскольку здесь налицо сочетание элементов рывка. Существуют и другие мнения. Например, ученый-экономист Я. Корнай /15/ считает, что рынок — продукт исторического развития, испытывающий постоянные трансформации.
В научной литературе пока нет единого мнения на этот счет. Мы под рынком понимаем социально-экономические ячейки, которые в состоянии сами организовываться и удовлетворять свои потребности независимо от государства и способны служить интересам всего населения. Иначе говоря, рынком мы называем ту часть общества, которая способна управлять сама своим развитием без участия государства.
Вопрос о роли рынка в экономическом развитии чрезвычайно сложный. Для правильного понимания его сущности в условиях глобализации экономики следует уяснить, является ли последний самостоятельной категорией по отношению к экономике или включается в его состав, иначе говоря, понять, в каком соотношении находятся экономика и рынок. В системе сложных экономических процессов как раз и реализуется функция рынка: купля-продажа продукции и услуг. При этом понятие «экономика» шире, чем понятие, «рынок», который является частью экономики и естественной основой ее развития. Он выступает наиболее динамичным компонентом экономики, от его воздействия во многом зависит ход экономического процесса. Следовательно, рынок и экономика — два взаимосвязанных явления одного целого.
Экономика сама развивается под воздействием рынка, но, в свою очередь, становление рыночных отношений зависит от целого ряда субъективных и объективных причин. Самостоятельно рынок развиваться не должен и не может, им надо управлять, но как? Рынок воздействует на все стороны жизни людей. С ним связано увеличение или снижение производства продуктов, изменения в составе структуры производства. Он является экономическим базисом и материальной основой экономики, источником получения прибыли и разнообразных продуктов. Рынок — это своеобразная среда обитания. Ему принадлежит огромная роль в создании условий жизни в обществе, предупреждении инфляции и стагнации, регулировании потребительского баланса в продуктах питания. Таким образом, рынок является основой функционирования экономики и условий ее развития, но при этом он может противостоять экономике как система норм, ценностей и запретов.
Это свидетельствует о том, что установить роль рынка в экономическом развитии необходимо для правильного определения конкретных путей социально-экономического развития страны в условиях трансформационной экономики.
Почему именно рынок стал организационной формой производства, посредством которой лучше решать задачи экономики? Потому что именно он позволяет приспособить интересы производителя и в необходимой мере подчинить нуждам потребителя.
Исходя из методологических предпосылок, изложенных выше, попытаемся рассмотреть отношения между государством и рынком. Последний не является изолированным, полностью обособленными коллективом производителей и потребителей, поскольку в своей деятельности опирается на государство и, организуя свое производство, не может действовать только исходя из своих интересов, а должен работать согласованно со всеми структурами государства, подчиняя свою деятельность прежде всего удовлетворению интересов производителей и потребителей. Поскольку «государство» и «рынок» функционируют в процессе рыночного воспроизводства как разные собственники средств и результатов производства, каждый из которых самостоятельно ведет счет своим деньгам, расходом, то финансовая поддержка со стороны государства осуществляется, главным образом, путем предоставления кредитов. Экономически государство не связано, с производством. Оно в своей управленческой деятельности использует данные ему обществом административно-правовые полномочия, способствуя решению тех вопросов, справиться с которыми самостоятельно и эффективно рынок не в состоянии. В этом аспекте, на наш взгляд, могут быть выделены три вопроса:
1. Почему необходим единый рынок?
2. Почему функции управления развитием рынка должно выполнять государство?
3. Какое место занимает рынок в системе экономических отношений республики?
Рынок как экономическая система легко вписывается в любую формацию. Главный его недостаток — это отсутствие действенной единой системы управления, поэтому не устанавливаются экономические взаимосвязи государства с рынком. Сдерживающим фактором развития единого республиканского рынка является также отсутствие высшего законодательного акта, регулирующего процессы проведения как внутренних, так и международных операций. В настоящее время нет единого органа, который занимался бы этой проблемой (раньше она была в ведении Госплана страны, которому подчинялись все министерства). К тому же наблюдается дефицит квалифицированных специалистов для набора в учетных условиях. В такой ситуации Казахстан должен взять на вооружение опыт и методику развитых стран, где уже работает единый рынок. Его разрыв по региональному и отраслевому признакам отбросил экономику республики далеко назад. Из-за отсутствия тесной связи с товаропроизводителями рынок не занял преобладающего положения. Иначе говоря, уже сами по себе производительные силы требуют координации, согласованности действий всех участников. Во-первых, объективная потребность развития рынка не может реализоваться в силу того, что частная собственность разделяет производителей. Поэтому рынок выступает как непосредственный субъект производителя продукции. Вся произведенная продукция, распределяется между потребителями, тем самым обеспечиваются потребности населения и не допускается, чтобы отдельные товаропроизводители использовали в своих, интересах результаты общего труда и находились бы в привилегированном положении но сравнению с другими. Во-вторых, рынок помогает товаропроизводителям и потребителям утвердиться в их новом положении общность их интересов дает им равноправие и свободу. Рынок выступает как организатор новых экономических отношений между производителем и потребителем, и тем самым способствует экономическому развитию. В-третьих, рынок организует и участвует в распределении созданного продукта между производителем и потребителем, помогает им общаться на языке цен и решать, что производить, как производить. В-четвертых, рынок вносит свои коррективы в технологии возделывания сельхозкультур, оказывая существенное влияние на размеры и структуры посевных площадей по культурам. Иначе говоря, побудительной силой развития рынка служит рост потребительского спроса на внутреннем и внешнем рынке. Это стимулирует производство рыночных культур, обеспечивая возможность полнее покрывать возрастающий спрос.
Следует отметить, что в экономической литературе, а также среди некоторых реформаторов существует мнение о том, что теперь у государства нет необходимости вмешиваться в экономику, что она должна развиваться сама под управлением рынка, но опыт реформ в Казахстане опроверг это утверждение. Когда же началось падение производства, ускорились темпы инфляции, увеличился отток средств за границу, вырос дефицит бюджета, сократились расходы на образование, здравоохранение, науку, социальное обеспечение и т.д., то стало ясно, что государство не должно отказываться от вмешательства в экономику, и должно воздействовать на нее. Таким образом, роль государства в становлении рынка может быть охарактеризована следующими положениями. Во-первых, государство выступает как непосредственный субъект, стимулирующий производство продукции. Во-вторых, помогает рынку утвердиться в условиях глобализации экономики, осуществляет его регулирование, ориентирует предприятия. Государство активно устраняет недостатки рынка, например, используя инструмент перераспределения государственных доходов для создания социальных гарантий менее обеспеченным слоям населения через ряд механизмов: законы, налоговую, финансовую, бюджетную политику. Оно также регулирует цены на товары и услуги производителей-монополистов. Совокупность отношений между государством и рынком представляет собой сложную и разностороннюю систему. С одной стороны, весь создаваемый продукт не поступает в распоряжение государства, его распределение определяется рынком и может изменяться в зависимости от политических задач, стоящих перед республикой. С другой стороны, несмотря на определенную самостоятельность хозяйствующих субъектов и их огветственность за безубыточность своей работы, рыночный процесс на каждом предприятии гарантируется материальными и трудовыми ресурсами, выделяемыми средствами из госбюджета.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что современные методологические основы изучения роли рынка в экономическом развитии республики должны базироваться на таких важнейших принципах познания, как объективность, взаимосвязь, системность. С этой целью нами представлена общая характеристика механизма взаимодействия структуры «экономика — рынок — государство», раскрыта их системная сущность и определены особенности.
В жизни нашего общества создана рыночная среда, которая заставляет нас пересмотреть место рынка в экономике, предоставляя больше свободы, рыночным механизмам функционирования экономики. Для этого необходимо создать организационные и экономические условия. За период государственной независимости в этом направлении сделано немало. Преодолены кризисные явления и достигнута стабилизация экономического и социального развития. В настоящее время ведется активный поиск новых форм, моделей, технологий, методик организации управления рыночным процессом. Сегодня высокие и быстро меняющиеся требования предъявляются уже не только к технике и технологиям, но прежде всего к рынку. Значительно усиливается несоответствие между системой рынка и экономикой, обостряются проблемы управления рынком, потому что на рынке проявляются все экономические интересы: здесь обнаруживается их взаимосвязь, сглаживается их противостояние так как рынок соединяет людей.
Сегодня необходимо задуматься над тем, как возродить национальную экономику Республики Казахстан. Ответить на вопросы: в чем причины успехов и неудач государства в осуществлении рыночных реформ; каковы пределы вмешательства государства в экономику; какую стратегию реализует государство; каковы инструтру менты координации экономических реформ? Исследования вышеперечисленных проблем, позволили нам разработать модель формирования стратегии развития экономики Казахстана. Процесс разработки и реализации стратегии является достаточно сложным и многоступенчатым. Как показали исследования, в Казахстане нет серьезных фундаментальных исследований по данной проблеме, поэтому возникла необходимость создания новой модели, которая более подробно описывает экономическую ориентацию развития республики. Ее методологические предпосылки включают: управление интеграцией, регулирование рынка, использование производственных потенциалов, внедрение реструктуризации экономики, обеспечение финансовой устойчивости. Каждый из них состоит из элементов, обеспечивающих их функционирование, В соответствии с ними разработаны регуляторы, позволяющие достичь экономического равновесия внутри страны. На первом месте стоит управление интеграцией. Его механизм внутри республики представляет собой совокупность производственных отношений между отраслями (межотраслевая интеграция), предприятиями (простая интеграция), государствами (международная интеграция), обеспечивающих реализацию целей в производстве, распределении, обмене, потреблении товаров и услуг.
Однако из-за различий в темпах развития отдельных отраслей интеграционные процессы в республике происходят неравномерно. Постоянная интеграционная неустойчивость создает непропорциональное развитие отраслей. Наиболее рационально углублять интеграционные связи на основе кооперации между странами или создания совместных производств, Однако Казахстан, обладающий большими потенциальными возможностями в этой области, осторожно подходит к различного рода инициативам по совместным действиям стран СНГ. В настоящее время получают развитие интеграционные связи на региональном уровне: СНГ, ЦАЭС, Таможенный союз, Шанхайская шестерка, Евразийский союз. Они обеспечивают участие в обменных процессах, оказывая не только внутреннее, но и международное воздействие в результате доступа к необходимой информации.