Рассматривая развитие народных ремесел казахов через историческую призму, необходимо подчеркнуть важную роль в этом процессе Великого Шелкового пути и появления торгово-экономических связей, начиная со II века до н.э., который проходил и по территории Казахстана. Великий Шелковый путь относится к одному из тех своеобразных явлений человеческой деятельности, которые навсегда остаются в памяти потомков. И прежде всего, это некий символ связи времен, не зная его прошлого, невозможно проследить и объяснить многие исторические события, определявшие в последующем динамику развития цивилизаций на Евразийском пространстве. Однозначного ответа о начале существования Великого Шелкового пути нет. Можно говорить лишь о его отдельных участках. Начало древних контактов и обменных связей восходит к III-II тыс. до н.э. Считается, что лишь в середине II в. до н.э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.
Этот путь с запада был проложен в 334 г. до н.э. Александром Македонским, который совершил поход и достиг Средней Азии. С востока в Среднюю Азию и Казахстан прибывали послы из китайской империи, которые стремились наладить торговые и дружественные связи с дальними странами. Так Средняя Азия и Казахстан оказались на пересечении караванных дорог. Кроме того, во второй половине III века сложились прочные торгово-экономические связи между странами Азии с Ираном, Индией и Китаем. Изделия народных ремесел стали востребованными в товарообмене между странами и получили свое дальнейшее развитие. Кочевые империи всегда представляли собой большую притягательную силу для развития торговли. Представители различных стран находили здесь выгодный сбыт своим товарам, особенно тканям, главному предмету ввоза к кочевникам. В то же время кочевники в большом количестве предоставляли им продукты животноводства — кожу, шерсть, кости, рога и изделия из них. Народы Средней Азии и Казахстана, несмотря на трудности кочевой жизни, активно участвовали в развитии международной торговли, становясь торговой частью Шелкового пути. По всему пути караванов начали строить города, постоялые дворы, торгово-ремесленные поселения. Такими древними городами на территории Казахстана были Тараз, Отрар, Сауран и др. Узловым центром городов являлся базар, где было все, от изюма до экзотических фруктов, различных тканей, мехов и украшений, тканых и швейных изделий. Торговля на базаре товарами из различных стран служила не только народным ремеслам, но и развитию и укреплению дружбы различных народов. Купцы на всем протяжении Шелкового пути пользовались у местного населения большим уважением и почетом.
По территории Казахстана караваны растягивались по степи на многие километры. Была такая забота о караванах, так как они кормили и одевали народ. Даже во время военных действий между кочевыми племенами караваны проходили по их территории беспрепятственно. На всем протяжении Шелкового пути действовала дорожная служба, которая отвечала за безопасное продвижение каравана и направляла путников по натоптанным известным тропам, чтобы путники не блуждали, верблюды не повреждали мозолистые свои ступни. Почти во все времена тюркский участок Шелкового пути был самым безопасным и оживленным. Да и природа помогала путникам в их нелегком пути. Путь караванов проходил от Джунгарских ворот до причерноморских степей по местам, где были в достатке вода, продукты питания для людей и травы для вьючных животных. На территории Казахстана караван-сараи были самым оживленным местом и примечательным участком пути, где отдыхали путники и их животные. Такие условия создавали местные жители.
На всем протяжении Шелкового пути росли поселения, которые перерастали в крупные торговые центры. Организация караванной торговли требовала сложного их обслуживания. В обслуживании караванов и процесса торговли в поселениях было занято почти все местное население. Караван-сараи на всем пути следования имели комнаты для отдыха купцов, проведения торговых сделок. Там же были помещения и для обслуживающего персонала, стойла для лошадей, мулов, верблюдов и ослов. В их кладовых было достаточно провианта и фуража. Караван-сараи стали местом, где друг от друга узнавали цены на товар и новости со всего света. В процессе развития Шелковый путь подсказывал энергичным людям, как можно заработать деньги. Отдельные купцы и целые компании занимались перевозками товаров, другие предоставляли транспорт, состоящий из вьючных животных. Часть населения их обслуживала в качестве погонщиков, проводников, готовила пищу. Каждая компания имела своих животных, которых обслуживали прислуга и проводники. Кроме того, караваны имели при себе вооруженную охрану. Поэтому караваны насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч вьючных животных.
Известно, что в 922 году халиф ал-Муктадир направил на Запад в страну Булгар караван в 3 тыс. единиц вьючных животных и 5 тыс. человек, сопровождавших караваны. При таких караванах были свои толмачи, которые не только переводили в процессе торговых сделок переговоры, но и записывали события, рассказы о путешествиях, передавая опыт и культуру другим народам, а местное население проходило «практическую школу» по реализации товарной продукции. Значительную роль в развитии ремесел и торговли по пути следования каравана играли местные жители кочевники-скотоводы. Они, привыкшие с детства к переселениям с одного пастбища на другое, брались не только сопровождать караваны. Местные жители предоставляли каравану продукты питания — мясо, кумыс, сушеные молочные продукты. Представители целых родов специализировались на участии в торговле с караваном. Трудно сегодня переоценить вклад кочевников в развитии караванной торговли и народных ремесел.
Караваны, проходившие по Шелковому пути, становились одновременно не только стимулом развития народных ремесел, но и носителями культуры. Образование и культура одних стран передавались в другие, так как часто они везли с собой путешественников, ремесленников, мастеров, художников, ученых. Кроме того, часто к караванам примыкали дипломатические миссии, а иногда и сами купцы, выполняя поручения правителей своих стран, становились одновременно дипломатическими представителями.
Благодаря караванам росло влияние мусульманского духовенства на территории Казахстана. Поэтому можно считать, что караваны являлись распространителями религии ислама. Обязанность совершать в течение жизни паломничество способствовала развитию новых торговых путей, так как множество желающих очиститься и приобщиться к святыням ислама присоединялись к караванам, так как это был самый безопасный путь в Мекку. Такие путешествия расширяли кругозор людей, они изучали местности по пути следования, приобщались к древним культурам, изучали языки других народов. Одновременно с распространением ислама в регион вводились и новые политические отношения. Мусульманские страны этого периода были сильными и централизованными государствами.
Из исторических и архивных материалов известно, что в \/I-VII веках наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан. Это был наиболее безопасный и одновременно короткий путь. На этом пути располагались богатые тюркские поселения, которые охотно покупали заморские товары и обслуживали торговцев и сопровождающих их служителей. При этом сами местные жители участвовали в торговле, были посредниками между купцами разных стран. Благодаря Шелковому пути прослеживается взаимосвязь культуры казахского ремесла с культурами туркменского, бурятского, монгольского, киргизского и других народов. Особенно это можно наблюдать, как отметил казахстанский ученый Е.С. Асылханов, в схожести отдельных казахских орнаментальных мотивов с узорами других народов, но имеющих другие названия. Например, узор цыцыр мушз (кривые рога) у ферганских киргизов называется туя моюн (верблюжья шея), ирек (зигзаг) — тай туяк (копыто жеребенка); узор омыртца (позвоночник) узбеки называют юлдуз (звезда), а терт цулак, (крестовина) -муйиз нуска (роговой узор) и т.д.
Кроме схожести орнаментальных мотивов, в изделиях казахских художественных ремесел с отдельными мотивами других народов были и другие взаимосвязи. Например, взаимосвязь этнических культур можно наблюдать и в использовании многих технических и художественных приемов обработки материалов. Одним из многочисленных примеров тому может служить описанный Н.А. Оразбаевой излюбленный прием декорирования текемета узором «ала кан» (пестрая кровь) не только казахами, но и многими другими народами — узбеками, таджиками, киргизами, туркменами, при котором, ведя одну линию узора, мастерицы брали для нее поочередно шерсть различных цветов и получали пеструю линию, вносящую в узор разнообразие, делающую его более живописным.
Родственность казахских художественных ремесел с ремеслами других народов наблюдается не только в орнаментике, технических приемах и т.д., но и в форме изделий, в технологии обработки различных материалов и во многом другом. Однако, несмотря на то, что художественные ремесла Казахстана развивались, имея тесную связь с другими народами, они имели свой собственный путь развития, впитав в себя все лучшее от художественной культуры соседних народов и обогащая их содержание и декоративные возможности.
Н.А. Оразбаева, характеризуя этническую самобытность казахского народного искусства, обусловленную кочевым образом жизни народа, пишет: «Всегда кочевавший народ, живя одной жизнью с природой, из поколения в поколение выработал удивительно тонкое восприятие окружающего мира, нашедшее выражение в самобытном национальном искусстве казахов. Многие безвестные народные художники, совершенствуя навыки из века в век, создали высокую технику производства, развили чувство формы и необходимое для искусства понимание связи формы и декора вещи с ее назначением… Казахское народное искусство, многообразное и яркое, жизнерадостно в своей основе. Красочные узорные ковры, резные раскрашенные ящики и сундуки, многоцветные фризы тканых полос на куполе юрты гармонично сливались в единую симфонию красок, лишенную крикливой пестроты».
Стабильная работа караванных путей привела к тому, что часть кочевых племен начинает вести оседлый образ жизни. В условиях оседания кочевой части казахского населения, роста городов и развития ремесленного производства сложилось переплетение интересов кочевого и оседлого населения, утвердилась форма сосуществования и сотрудничества тех и других в пределах одного государства. Эпохи великих географических открытий в XIV и XV веках на Западе повлекли за собой необратимые процессы в экономическом развитии Казахстана и стран, связанных с торговлей по Шелковому пути. Открытие морского пути в Индию изменило направление движения восточных товаров. Сухопутная торговля и каботажное плавание заменились океаническим и древний Великий Шелковый путь потерял свое былое значение для развития народных ремесел. В древние города все реже и реже стали ходить караваны купцов с товарами из разных стран. Археологические открытия XX века подтвердили, что знаменитая трасса имела судьбоносное значение для населения, проживавшего в древние и средние века на территории нынешнего Казахстана. По Шелковому пути, наряду с товарами, культурными образцами и эталонами прикладного искусства, архитектуры, настенной живописи, в страны Востока и Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления. Великий Шелковый путь, простираясь во времени на десятки веков, соединил народы, давно исчезнувшие, с ныне живущими. Путь служил не только интересам торговли — он способствовал взаимопроникновению и обогащению культур Востока и Запада.
В XVI веке торговля с Китаем, Востоком и черноморскими странами пришла в упадок. В результате многие крупные древние города в Казахстане опустели и лежали в развалинах. В это время начинает развиваться торговля с Россией и появляется новая потребность в изготовлении изделий народных ремесел и их развитии. Таким образом, как неоценимо значение Великого Шелкового пути в распространении народных ремесел, так велико и непреходящие его значение в распространении религиозных идей. Именно по его трассам различные миссионеры «несли» свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии -христианство, а затем ислам. Шелковый путь, оставаясь главной торговой артерией, являлся для многих стран и народов одновременно дорогой сотрудничества, распространения ремесел, религий, взаимопроникновения и взаимообогащения различных культур. Оседлые горожане и кочевые племена смогли понять друг друга и, в конечном итоге, создать самобытную культуру, которая вошла в многообразие древних культур человечества.