Решать экономические задачи по формированию социально направленного рынка, надо четко определить приоритеты и этапы предстоящего качественного преобразования производительных сил, отношений собственности, а также методов управления и хозяйствования, способных ускорить экономический и социальный прогресс. Поэтому нужна целостная программа экономического и социального развития, рассчитанная на длительную перспективу. В ней должны быть определены основные этапы достижения поставленных целей и средства их достижения. Не имея такой программы, трудно рассчитывать на создание высокоиндустриального эффективного производства, сбалансированного с постоянно растущим спросом потребителей, осуществить без губительных осложнений переход к цивилизованному рынку, насыщенному разнообразными товарами. Учитывая это, мы посчитали необходимым разработать стратегию становления Республики Казахстан как суверенного государства. В ней предусмотрены основные направления экономического и социального развития. Ее основные посылки следующие. Преобразование общества, его политических и экономических отношений приобретает все более целенаправленный характер. Развитие демократии, реформирование форм собственности и движение к полноценному рынку признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, необходимым условием для становления процветающего национального государства. Следуя этим курсом, необходимо трезво оценить существующие реалии, отказавшись от каких бы то ни было экзальтированных прорывов, взять на вооружение спокойный и взвешенный практицизм. Все общественные преобразования надо осуществлять в соответствии со сложившейся психологией и традициями народа, с обязательным учетом рудиментов прежнего тоталитарного режима в нашем сознании и поступках, от которых невозможно быстро освободиться, как бы нам этого ни хотелось.
Проблемы формирования рыночных отношений нашли реальное воплощение в стратегических целях и концептуальной социально-экономической модели развития Казахстана. Стратегия и тактика в области экономики — решающей сфере общественной жизни — заключаются в продолжении перехода к рыночной системе с одновременным преодолением структурного и технологического отставания. Решение этих проблем, тяжелых даже для стабильной экономики, сегодня усугубляется тем, что Казахстан, как и другие страны СНГ, переживает сложный экономический кризис, вызванный политическими, хозяйственными и системными причинами, тупиковостью командной экономики и субъективными ошибками руководства бывшего СССР.
Перед нами стоит жизненно важный вопрос: как преодолеть кризис, остановить спад производства и перейти к его постепенному подъему? Немалую позитивную роль могли бы сыграть иностранные инвестиции. Но практика свидетельствует о том, что в ближайшее время сделать основную ставку на внешний фактор было бы неправомерно. В этой ситуации напрашивается единственно верный выход: надо начинать решительнее выбираться из кризиса, опираясь на собственные силы. Основной акцент делать на своего производителя и инвестора, а помощь оказывать тому, кто работает, сберегает и вкладывает средства в развитие производства.
Если мы не перестроимся, останемся в плену старых традиций, будем много говорить, но мало делать, наступит экономическая катастрофа, и все республики бывшего Союза в течение длительного периода будут обречены на довольно-таки унизительную роль экономической зависимости от развитых государств. Этот неприятный вывод напрашивается из оценки реальной обстановки. Настало время, когда всем политикам стран СНГ надо отбросить политические амбиции и бесплодные игры, решительнее объединить усилия и вместе выбраться из кризиса, Ведь наши экономики буквально «вросли» друг в друга, теснейшим образом переплелись, и крайне неразумно разрывать их только на основании того, что каждый член бывшего Союза стал суверенным государством, самостоятельным субъектом международных отношений, полноправным членом ООН и других международных организаций. Известно, что большинство стран мира, руководствуясь здравым смыслом и нередко поступаясь частью своего суверенитета, стремятся к интеграции. Мы же, ревностно храня былые, пусть справедливые, обиды на развалившийся тоталитарный центр, упрямо углубляем процессы дезинтеграции. Это не делает нам чести. Казахстан всегда был готов к экономическому сотрудничеству и совместному выходу из кризиса, настойчиво стремился реализовать его как экономическими, так и политическими методами. Однако, к сожалению, наши инициативы не встретили поддержки со стороны большинства партнеров по СНГ. Поэтому, оставаясь искренними приверженцами объединения усилий, мы вынуждены искать самостоятельный выход из сложившейся ситуации, а именно — осуществлять переход от политики «интеграции» к политике «координации» со странами СНГ. Этот политический курс будет проводиться без суеты и опасного нетерпения, с опорой на внутренние потенциальные возможности. Надо сказать, они у нас достаточно серьезны, во всяком случае, многие страны, начиная свой путь к экономическому возрождению, не имели и малой доли того, чем мы сегодня располагаем. В Казахстане имеются: широкий спектр полезных ископаемых, создающих надежную сырьевую основу практически любого вида производства; большие площади сельхозугодий и пашни, позволяющие после реформы земельных отношений стать заметным даже на мировой арене экспортером продовольствия; наличие достаточно развитого производственного потенциала и подготовленного контингента рабочих во всех отраслях; богатый, невостребованный по — настоящему прежней системой арсенал научных идей, открытий и изобретений, пока, к сожалению, не находящих государственной поддержки из-за живучести бюрократических традиций и связанной с ними невосприимчивости к риску, ко всему новому, выходящему за рамки привычных представлений. Таким образом, первое принципиальное положение стратегического характера: преодолевать нарастание кризиса и восстанавливать экономику необходимо за счет собственных возможностей, которые позволяют это сделать. В нашей истории были случаи, когда мы выходили из положения, имея гораздо худшие стартовые условия. Второе такой же значимости положение: прогрессивная структурная перестройка экономики, преодоление ее технологического отставания обеспечиваются выбором правильных приоритетов и их реализацией на основе ресурсосбережения и нового механизма экономического стимулирования развития перспективных отраслей. В условиях Казахстана в сфере материального производства приоритетными являются следующие задачи:
— насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления;
— наращивание базы строительства и стройиндустрии в первую очередь для возведения жилья;
— создание конечных переделов в черной и цветной металлургии, преодоление сырьевой направленности экономики;
-развитие наукоемких производств и машиностроения, диверсификация и, в необходимых случаях, конверсия оборонных предприятий;
— внедрение экологически чистых технологий; -формирование современной инфраструктуры (транспорта, связи,
энергетики, туризма, гостиничной сети).
Для претворения в жизнь приоритетных направлений предполагается разрабатывать специальные государственные программы, базирующиеся на индикативных планах и создаваемые на основе участия в них новых организационных структур. С учетом названных приоритетов в республике будут разработаны и осуществлены следующие государственные программы:
— программа насыщения рынка потребительскими товарами, включая продовольствие;
— программа развития экспортного потенциала Казахстана. Она естественным образом охватит проблемы создания завершающих переделов в промышленности, наукоемких производств, развития и реорганизации предприятий оборонного комплекса;
— программа развития импортозамещающего производства, которая решает одновременно задачу экономии валютных ресурсов;
— программа широкомасштабного строительства и продажи жилья. Она должна изменить идеологию решения жилищной проблемы и создать реальный рынок жилья, что позволит, в свою очередь, иметь очень важную составляющую рыночной системы — рынок рабочей силы, обеспечить переток ее из отрасли в отрасль, из региона в регион, в зависимости от спада и роста в них деловой активности;
-программа развития инфраструктуры рынка.
Экологические проблемы будут решаться в ходе реализации всех названных программ при участии зарубежных инвесторов, что позволит воспользоваться новейшими технологиями. Для предотвращения экологических катастроф, аварий и иных дисбалансов в экосистемах каждому проекту должна предшествовать квалифицированная экспертиза. Поскольку нам еще не хватает собственных специалистов, придется на долговременной основе прибегать к услугам зарубежных фирм, которые, помимо экспертизы контрактов и консультаций, будут выбирать для нас экологически безопасные технологии, помогать в подготовке кадров.