Роль рынка цветных металлов в мировой торговле велика и об этом свидетельствует то, что 40% их производства поступает на внешний рынок и в общем мировом экспорте сырьевых материалов он занимает 3% /35/. Отмеченные тенденции в развитии рынка черных металлов характерны и для цветной металлургии. Так, в 1994-1996 гг. мировые сырьевые рынки испытали мини-бум, за которым последовал обвал в связи с азиатским кризисом. Следствием его стало резкое сужение спроса в Азии, что усугубило циклический спад цен на сырье, обусловленный сочетанием факторов как спроса, так и предложения, тенденций снижения материало- и энергоемкости производства, зарождением новых поколений субститов и заменой одних материалов другими, внедрением результатов НТП, наращиванием экономии за счет масштабов производства и т.д. Все это позволило значительно сократить издержки производства сырья, повысить производительность в таких отраслях, как добыча, плавка и обогащение металлических руд.
Послекризисный период стал периодом роста мирового предложения металлов и полезных ископаемых как запоздалого следствия высоких цен 1994-1996 гг. Бегство капиталов вызвало приток крупных инвестиций в горную добычу и в процесс обогащения руд. Соответственно, с 1995 по 1997 г. производство никеля увеличилось на 11,4%, в то время как потребление испытывало снижение. Возрос объем производства алюминия более чем на 10%, а потребление — лишь на 5,6%. За тот же период производство меди выросло на 12%, а потребление — на 7,6%.
К началу 1999 г. цены на металлы и полезные ископаемые в среднем стабилизировались, причем повышение цен на никель и серебро компенсировало продолжающееся снижение цен на алюминий и медь. Аналогично этому, запасы металлов, таких как медь и алюминий, подошли к рекордному уровню. Производители не стремились сокращать производство, для того чтобы сдержать или остановить падение цен, а предпочитали накапливать товарные запасы.
С началом подъема в азиатских странах цены на сырье в определенной мере оставались довольно низкими в связи с сохраняющейся вялостью мирового спроса, перепроизводства практически на всех товарных рынках и последствий девальваций национальных валют в крупных странах-производителях, в т.ч. Бразилии и России.
Так, внутренний спрос на основные виды цветных металлов составляет лишь около 20% общего объема их производства. Удельный вес цветной металлургии в промышленном потреблении топливно-энергетических ресурсов за 90-е гг. возрос почти в 1,5 раза, примерно во столько же увеличилась доля ее перевозок в общем грузообороте страны. Производство продукции в обрабатывающих подотраслях цветной металлургии в прошедшее десятилетие снизилось в 4-5 раз.
Из-за этого, в частности, увеличились импортные поставки соответствующей продукции. Долговременная тенденция снижения мировых цен на основные цветные металлы, начавшаяся еще до кризиса, во второй половине 1999 г. сменилась довольно динамичным ростом при хорошей рыночной конъюнктуре. Это, объясняется экономической стабилизацией и благоприятными прогнозами развития мирового хозяйства в течение нескольких лет. По данным Лондонской биржи металлов (ЛБМ), ситуация на мировом рынке металлов в начале 2004 г. для производителей сложилась в целом благоприятно и рост цен на медь составил 12%, на свинец — 6%, на цинк — 5%, на алюминий — 2%.
По оценке экспертов влияние долгосрочных факторов на развитие рынка металлов, цены на цветные металлы, поднявшиеся за последние несколько лет значительно выше исторически «нормального» уровня, стабильными останутся до конца этого десятилетия.
Нельзя игнорировать и то, что все последние 20 лет происходил рост мирового потребления алюминия и в 1997 г. он достиг 21,75 млн т. Причиной тому служит, стремительный рост экономик Китая, Индии и возросший спрос России, а также оживление мировой экономики после кризиса и сокращение физических запасов.
Характеризуя рынок алюминия, можно отметить, что среди многих других рынков он продлил тенденцию снижения мировых цен на продукцию, не оказав при этом заметного влияния на динамику производства. Об этом свидетельствует то, что за последние 10 лет структура мирового рынка алюминия характеризуется устойчивым ростом спроса.
В региональном аспекте заметны низкие темпы роста потребления алюминия в Западной Европе, Японии, США в середине 90-х годов в связи со спадом деловой активности. На этих локальных рынках возросла роль транснациональных компаний в стимулировании наращивания производства алюминия. В итоге это спровоцировало значительное падение цен и в течение 1991-1993 гг. на Лондонской бирже металлов цены снизились с 1644 до 1070 долл. за т. Немаловажную роль в снижении цен сыграло увеличение на рынки западных стран поставок российского алюминия. Все эти факторы, связанные с ростом экспорта первичного алюминия более чем в 3 раза за 1991-1993 гг., предопределили неблагоприятную ситуацию, сложившуюся на данном рынке. Страны вынуждены были сократить объемы производства посредством закрытия алюминиевых заводов с устаревшей технологией и снижения использования действующих металлургических мощностей.
Однако, улучшение ситуации на рынке требовало принятия срочных мер в мировом масштабе, что привело к подписанию соглашения в начале 1994 г. на совещании в г. Брюсселе. Согласно нему страны-производители, как США, Россия, Канада, Норвегия и Австралия взяли на себя обязательства о добровольном сокращении производства первичного алюминия на 2 млн т, Россия — на 500 тыс. т.
После подписания брюссельского соглашения Россия продолжала наращивать объемы экспорта, уменьшив объемы производства алюминия, направляемые на внутренний рынок. К тому же, страны Запада не смогли в полной мере отвечать требованиям заключенного соглашения, поскольку в начале 1994 г. наступило оживление экономики стран за счет увеличения спроса на алюминий со стороны пищевой промышленности и строительной индустрии. Соответственно, в 1994 г. по сравнению с 1993 г. мировое потребление алюминия увеличилось на 5,6% и достигло 19,6 млн т, в то время как его производство выросло всего до 19,74 млн т.
Следующие годы также способствовали положительной конъюнктуре мирового рынка алюминия, в связи с чем в 1995 г. по сравнению с 1994 г. мировое производство алюминия увеличилось на 3,4% или до 19,74 млн т, а в 1996 г. до 20,86 млн т. Однако доля его в странах Западной Европы уменьшилась на 330,8 тыс. т, достигнув уровня 5,0 млн т. Это было спровоцировано тем, что в 1994 г. в целях подстраховки потребители сделали значительные закупки алюминия сверх своих потребностей. Соответственно, цены упали с 2066,65 долл. за т до 1656,74 долл., а в декабре 1996 г. цены составили 1500,29 долл. за т против 1589,34 долл. в январе. Снижение цен имел место и в последующие годы. Так, продолжающийся финансовый кризис в странах ЮВА способствовал повышению предложения над спросом, что повлекло за собой снижение цены на 13,5%, в конечном счете, на рынке был достигнут самый низкий уровень цен -1336, 34 долл. за т.
Тем не менее, на рынке происходит рост производства алюминия. Вводятся новые предприятия, в странах Запада растут годовые мощности по производству первичного алюминия. Расширение мощностей наблюдается и в странах Ближнего и Среднего Востока, Австралии и Океании, в том числе в ОАЭ на 135 тыс. т, в Бахрейне — на 37 тыс. т, в Норвегии — на 47 тыс. т, в Исландии — на 62 тыс. т.
В странах СНГ производство алюминия в 1997 г. по сравнению с 1996 г. также увеличилось, прирост составил 0,7%. Россия наращивает объемы производства алюминия до 3,2 млн т, и удельный вес ее в экспорте алюминия в западные страны составил не менее 80% от общего экспорта странами СНГ. Экспорт же алюминия из стран СНГ, наоборот, уменьшился до 2,43 млн т. Значительно расширяют новые мощности и доводят до 1 млн т предприятия Ирана (НО тыс. т), Нигерии (180 тыс. т), Австралии (60 тыс. т), Исландии (60 тыс. т), Германии (50 тыс. т) и др. Ими в это же время готовится ввод новых проектов суммарной мощностью 3,3 млн т. Реализация проектов приводит к увеличению выплавки алюминия в 1997 г. Особо можно отметить расширение мощностей в Иране на заводе «Almandi» — на 55 тыс. т и в Аргентине на заводе «Aluar» — на 72 тыс. т. В мире уже в 1997 г. потребление алюминия продолжает расти и достигает 21,66 млн т.
Препятствием дальнейшему росту потребления послужил разразившийся в середине 1997 г. финансово-экономический кризис в странах ЮВА. Проявили себя и остаточные явления последствий, вызванных распадом СССР. Так, в странах СНГ потребление алюминия резко снизилось, но возрос его экспорт из этих стран, который составил в 1997 г. 3,2 млн т.
Структура мирового рынка алюминия в 1996-1998 гг. была в целом неблагоприятной для производителей, но складывающаяся ситуация с низкой возможностью удовлетворения спроса и дефицитом предложения привели к повышению цен на металл.
В настоящее время потребление алюминия растет более высокими темпами, нежели его производство. Темпы прироста потребления глинозема в 1995-1997 гг. составили 2,4%, а основными потребителями, закупающими его, являются Россия, Китай и Иран. Мировые мощности по производству глинозема в 1997 г. оценивались в 53 млн в странах Запада — 42,1 млн и в странах Восточной Европы, СНГ и КНР-в 10,9 млн т.
Цены на глинозем металлургического сорта на «свободном» рынке Западной Европы до середины 1997 г. устойчиво росли и в январе составили 150-160 долл. за т, в мае возросли до 215-225 долл. за т. Однако, во второй половине года опять начали снижаться и составили в июле 195-200 долл. за т, в октябре — 160-180 долл. за т).
По всей видимости, цены на глинозем в недалеком будущем будут определяться объемами закупок со стороны России и Китая, так как Китай, являясь крупнейшим покупателем глинозема, оказывает большое влияние на уровень мировых цен на это сырье.
По данным ЛБМ, на мировом рынке алюминия сохраняется тенденция роста цен. Средняя цена на данный металл в марте 2004 г. составила 1645,17 долл. за т. Складские запасы алюминия к концу анализируемого периода снизились и достигли уровня 1281,95 тыс. т. Увеличение цен было связано с ростом экспорта алюминия в Китай, который, как предполагают многие аналитики, в ближайшие годы станет чистым алюминиевым импортером. Кроме того, отмечается рост спроса на алюминий в США, экономика которой демонстрирует признаки выхода из рецессии.
Производители вторичного алюминия Великобритании в марте 2003 г. приняли решение о повышении цены на продукцию для покрытия возросших расходов на лом. Вторичный алюминий в слитках продавался по 1722-1776 долл. за т, возросла и стоимость сплавов. На финансовые результаты деятельности британских производителей вторичного алюминия негативно влияет высокий уровня фунта к доллару, в результате чего импорт продукции сократился. Вдобавок на внутреннем рынке предложение превысило спрос, так как несколько компаний производителей автозапчастей, являющиеся потребителями алюминия, закрылись.
В 2003 г. в мире было выпущено 27,4 млн т алюминия, потребление же его составило 27,3 млн т. Повышается рост потребления металла в Северной Америке, в Азии и Европе.
Примерно 20% всего алюминия, производимого в мире, потребляет Китай. Самим Китаем в 2003 г. было произведено 5,365 млн т алюминия, из которых около 5,2 млн т составляет собственное потребление. В 2003 г. китайские производители ввели в строй новые мощности по выпуску 1,15 млн т алюминия, примерно такая же по объемам экспансия наблюдалась и в 2004 г. К 2005 г. объемы производства алюминия в Китае должны достигнуть 6,6 млн т. Все это свидетельствует о том, что главной целью китайской алюминиевой отрасли является самообеспечение этим металлом.
Второй по темпам роста потребления алюминиевой державой является Индия. В ближайшие 5 лет потребление алюминия в этой стране будет ежегодно увеличиваться на 7%. В 2003 г. индийские металлурги выпустили 834 тыс. т первичного алюминия, имея мощности по производству 909 тыс. т в год. Также в ближайшие 5 лет Индия будет стремительно увеличивать экспорт глинозема.
Дефицит сырья, прямо влияющий на стоимость всех цветных металлов, побуждает горнодобывающие компании Африки, Азии и Латинской Америки увеличивать и объемы производства, и цены на продукцию. Так, одна из китайских компаний — глиноземный монополист, в декабре 2003 г. увеличила цены на свою продукцию в 7 раз, чтобы подтянуть ее до мирового уровня. Бразильские производители глинозема и алюминия также увеличивают объемы производства, и в 2003 г. производство этого металла достигло 1,38 млн т или на 4,7% больше. В текущем году темпы роста, скорее всего, останутся на прежнем уровне и объемы производства должны достигнуть 1,45 млн т.
Крупнейшие мировые корпорации все активнее идут на африканский континент, что можно объяснить острой потребностью в сырье.
Ситуацию с повышением цен в 2004 г. во многом спровоцировали проблемы с электроэнергией, а также рост цен на нее. Из-за этого мировой рынок потерял боле 500 тыс. т алюминия. Мощности заводов на северо-западе США были загружены лишь на 13%, а заводы этого региона способны производить 1,637 млн т алюминия в год. Вынуждены были сократить объемы производства предприятия, расположенные в северных провинциях Китая.
Средняя цена 2004 г. на алюминий на Лондонской бирже металлов составила 1704 долл. за т. Стоимость тонны меди оценивалась ими в 2868 долл., никеля — 14750 долл. (на 35% выше уровня 2003 г.). В феврале цены фьючерсных контрактов на медь, свинец, цинк и олово с поставкой через 3 и 15 месяцев также были ниже, чем средняя цена на рынке наличного товара, что свидетельствует о негативных ожиданиях участников рынка в отношении цен на цветные металлы.
По мнению большинства экспертов, к 2005 г. конъюнктура на рынке алюминия немного улучшится и цена может дойти до 1850 долл. за т. В ближайшем будущем возможен дальнейший рост производства первичного алюминия. В связи с вводом ранее законсервированных мощностей, рост предложения алюминия может превысить спрос на 2-5%. Следовательно, может произойти падение мировых цен на алюминий, а в настоящее время мировые мощности по производству недогружены примерно на 1 млн т.
По мнению некоторых западных экспертов, спрос на алюминий в период 2000-2005 гг. может возрасти на 3,4 млн т. Это вызвано, в первую очередь, использованием алюминия в автомобилестроении и в пищевой промышленности. В настоящее время на 1 легковой автомобиль приходится 65 кг алюминия. А в связи с все более широким применением новых технологий этот показатель может возрасти до 115 кг. Так, в России спрос на алюминий возрос с 573,4 тыс. т в 1995 г. до 1100 — 1200 тыс. т в 2005 г. По прогнозам экспертов среднегодовые темпы прироста производства глинозема за период 1997-2005 гг. составят 3,2%.
Однако, проявляющаяся тенденция в связи с подорожанием глинозема ведет к значительному росту издержек (20% в 1995 г.) при производстве алюминия. Средние издержки производства в мире в 1997 г. составили 1241 долл. за т, при этом средний показатель в западных странах составил 1196 долл. за т, а в странах СНГ — 1363 долл. за т. В условиях спада деловой активности на рынке первичного алюминия соответственно стал падать спрос на глинозем металлургического сорта. Цены на него стали понижаться, достигнув в январе уровня 220-240 долл. за т. Также наблюдается увеличение объемов закупок глинозема со стороны Китая.
Масштаб новых проектов и время, необходимое для развития новых месторождений, не позволяют потребителям рассчитывать на заметное снижение цен. Сыграет свою роль и либерализация энергетических рынков: выявление справедливой цены на электроэнергию в Китае уже начинает замедлять рост зависимого от нее алюминиевого производства. Ослабление американского доллара, по мнению экспертов, послужило первым толчком для начинавшегося «металлического» ралли. Ранее, в 1990-е годы, сильный доллар также влиял на цены, только в сторону снижения. Однако, теперь на финансовых рынках появятся более влиятельные, чем валютные курсы, факторы роста. Одним из них станут увеличивающиеся инвестиции пенсионных фондов в «сырьевые корзины». В отличие от таких покупателей «металлических» индексов, как хедж-фонды, игра которых сказывается только на продолжительности ценовых циклов, пенсионные фонды все более склонны к долгосрочным вложениям.
По имеющимся на сегодняшний день данным, к июню 2006 г. мощности по производству алюминия увеличатся на 1,9 млн т. Если говорить об увеличении производства алюминия, то оно в ближайшие годы произойдет как в Китае, так и во многих других странах. Однако, благодаря Китаю, Индии, США в ближайшие 2 года рост потребления алюминия, скорее всего, будет опережать рост производства, что позволит производителям первичного алюминия чувствовать себя уверенно.
В странах СНГ производство глинозема осуществляется на 6 заводах России, на 2 заводах Украины и на единственном заводе в Казахстане, производящих неконкурентоспособную продукцию по причине низкой технической базы.
По мнению западных специалистов, в странах СНГ в ближайшие годы вряд ли будут расширены мощности глиноземного производства из-за технологических проблем и ограниченных возможностей базы природных ресурсов глиноземного сырья.
Что касается Казахстана на мировом рынке алюминия, то в настоящее время на территории республики выявлено более 250 месторождений бокситопроявлений, знаков проявлений бокситов, бокситоподобных пород и алюможелез-няков. По запасам основного вида алюминиевого сырья -бокситов Казахстан занимает 17-е место в мире (1,1% от мировых запасов) и 2 место после России среди стран СНГ. По добыче бокситов Казахстан занимает 9-е место в мире и 2 среди стран СНГ.
Наша республика является крупным производителем меди, свинца, цинка, серебра и барита из минерального сырья в СНГ. К сожалению, в последние годы произошло значительное снижение темпов развития и эффективности работы горно-металлургического комплекса, что объясняется серьезными трудностями, с которыми столкнулись предприятия в период перевода экономики на рыночные отношения.
Месторождения бокситов по географическому и геолого-структурному положению сгруппированы в восьми бок-ситоносных районах: Западно-Торгайском, Центрально-Торгайском, Восточно-Торгайском (Амангельдинском), Акмолинском, Экибастуз-Павлодарском, Северо-Кокшетау-ском, Мугоджарском и Южно-Казахстанском. Наиболее крупные месторождения выявлены в Западно-Торгайском бокситоносном районе. Балансовые запасы сосредоточены в 22 месторождениях, из которых 5 эксплуатируются. Самыми крупными месторождениями являются Краснооктябрь-ское, Белинское, Восточно-Аятское и Таунсорское.