Шежире — это ушная история казахов. Ученые подсчитали, что семь поколений (считается, что надо знать «свои корни до 7 колена «) занимает период 75-200 лет. Это позволяло молодому поколению знать свою историю за этот период. Цивилизованные народы стремились знать свою историю, свою генеалогию. Так, русский историк Татищев С.С. (1846-1906) в 1900 году в Петербурге издалкнигу «Род Татищевых: 1400- 1900», а известная современная русская поэтесса Л.Васильева пишет: «Совсем недавно я спохватилась, стала искать своих прародителей. А почему ? Ведь меня воспитывали, учили, образовывали — университет кончала. А долгие годы, как во тьме, жила. Не имея этого основания в семье, не имея своей собственной гордости, своей традиции, что мы можем привить следующему поколению.
Мнение казахи стали интересоваться происхождением и генеалогией своих предков, рода и племени. Не имея письменности, казахи могли передавать свою историю только устно, в виде Шежире, от поколения к поколению и довести до наших дней. Шежире — это история о происхождении племен и родов казахского народа. Но Шежире — это забота о чистоте нации, сохранении генофонда, предостережение от кровосмешения. Знание Шежире — это знание не только некоей структуры, генеалогического древа, а познание истории, культуры, народной педагогики.
В последние годы благодаря исследованиям таких казахских ученых, как М.С. Муханов, В.В. Востров, К.Салгарин и другие, появились обновленные полные Шежире, уточненные и обогащенные новыми историческими фактами. До их трудов имелись только два письменных Шежире: Ш. Куцайбердиева и М. Тынышпаева, доступные только специалистам, а простые люди, как и было раньше, пользовались лишь устными Шежире, которые, естественно, имели порой искажения и неточности исторических фактов в угоду своего рода. Исторически сложилось так, что казахи делятся на три жуза (слово т,жуз» переводится как «сотня»), т.е. в каждом жузе примерно по сотне родов. Роды объединялись в родоплеменные объединения тайна): Улыжуз, (Большой жуз), Орта жуз (Средний жуз), Кишижуз (Младший жуз). Другое названые Старшего жуза — Уйсун, Среднего — Аргын («чистые» гунны), Младшего — Алшын. Казахи называют себя также Апаш (второе самоназвание народа).
Дадим небольшой обзор по истории крупных племен и родов, составляющих Младший жуз, к которому относятся и казахи, проживающие в Астраханской области. По устному Шежире Младший жуз пошел от потомков человека по имени Бекарыс Известно, что в середине ХVIII века объединение Қаракесек (Алим) лидировало над остальными родами. Особенно роды, входящие в состав «Жетіру» были зависимы от них.
В связи с этим возникает вопрос: почему объединение шести родов сейчас не именуется Каракесе-ком, а носит имя Алим? Это можно объяснить тем, что впоследствии, видимо, род Алим занял ведущее положение среди других, ибо в таблице, предложенной М.Тынышпаевым, Каракесек считается одним из шести сыновей Алима.
Другими словами, с начала и до середины XVIII века в Младшем жузе главенствовало племя Каракесек, ас конца XVIII века племя Каракесек ослабевает, теряет свое главенствующее положение, а вместо него выдвигается родовое объединение Алима. Этим и объясняется то, что главными биями Младшего жуза выбирались только из рода Алима (Айтеке, Аксуат). Теперь вернемся к родовому объединению «Жетіру». По утверждению историков, роды этого объединения в силу их малочисленности постоянно терпели со стороны крупных родов притеснения и унижения. Поэтому по совету Тауке-хана (1680 — 1718) эти малочисленные, не имеющие между собой никаких родственных связей роды объединились в одно племя и называлось это родовое объединение, как было сказано, по числу родов, «Жетіру» («Семь родов»). Ученые считают, что семь родов, объединившиеся в одно племя, являются «осколками», т.е. частями крупных родов, по каким-то историческим обстоятельствам покинувшие свои родные места и влившиеся в состав Младшего жуза. Это можно проследить на примере двух родов — Кердери и Жагалбайлы.
История прихода кердери по современной точке зрения такова: Кердери — прямые потомки юечжей, разбитых и изгнанных из обжитых ими мест гуннами во главе со своим ханом Модэ во II веке до н.э. После того, как покинули родные места, они разделились на две части: одна небольшая часть осела недалеко от родных мест, а другая более крупная часть дошла до Бактрии и образовала здесь Кушанс-кую державу, охватившую юг Средней Азии, Афганистан, Северную Индию и ряд других районов. Народы, известные из китайских источников под названием «Юечжи», в Европе называются по-разному. Например, обитавшие в окрестности Аральского моря называют кидарит-гунны. Некоторые географические места носили имя кердери. Аральское море в древности называлось морем Кердери, а южная часть Хорезма также называлась Кердери. Что касается рода Жагалбайлы, то существует такое предание. Когда распалась Золотая Орда, из ногайских земель два известных батыра Жагал и Байльт со своими подданными переселились на р.Жайык. И со временем их потомки назвали себя именами двух предводителей — Жягал-Байлы.
Согласно этому преданию, род Жагалбайлы пришел из Ногайской Орды. Полагают, что остальные пять родов пришли сюда из Среднего жуза.
Теперь остановимся на истории слова «бериш». Известный ученый Сарсен Аманжолов, ссылаясь на труд арабского писателя аль-Айни, писал, что бериш в X веке в составе кипчаков дошли до Египта, и египетские султаны Бейбарс (годы праапения 1260 — 1279) и Калаун (ибн Халдун) (годы правления 1279 — 1290) — выходцы «из кипчакского рода берж оглы». Вышеупомянутый М.Тынышпаев в своей книге рассказывает, что слово «берж» у тобольских татар означает «крепкий», «твердый». Одним словом, крупное казахское племя «бериш» относится к древнейптим казахским племенам. По устному Шежире «бериш» — не племя, а имя человека, от которого родились 12 детей. Рода и племена Младшего жуза, в основном, состоят из кипчаков, а остальные — из отузов и ногайцев. Это можно объяснить на примере племени адайцев.
О происхождении адайцев существует много версий, из них более правдоподобной считается следующая. Адайцы — потомки древнейшего племени Дай, обитавшего на побережье Каспийского моря. Сначала дайцы входили в состав кангюйского государства, просуществовавшего с III века до н.э. до 1 века н.э. Затем входили в состав Каганата западных тюрков, захвативших этот регион. Во второй половине VIII века племена огузов перешли из Семиречья, где обитали, в район Сырдарьи. На новом месте огузы, достигнув своего расцвета, стали захватывать соседние племена, присоединив их к себе. В это время (X в.) дайцы и вошли в состав огузов. Во время прихода огузов дайцы обитали на полуострове Мангыстау. Однако огузы Мангыстау приняли за остров и его обитателей называли «адай». Остров на языке огузов — «ада», а жители «острова» приняли имя «адай». Когда в XI -XII веках огузы покинули эти места, остались адайцы и часть отузов на побережье Сырдарьи, занимавшаяся земледелием.
К огузам в Младшем жузе относятся рода кердери, адай, кете. В XIII веке, когда монголы захватили территорию Казахстана, адайды были в составе Золотой Орды. Именно с этого времени они стали общаться с кипчаками. После распада Золотой Орды адайцы были б составе Узбекского ханства, затем в составе Ногайской Орды.
С образованием в XV веке казахского ханства адайцы полностью вошли в состав Младшего жуза. В конце XIX века образовались новые роды: род султанов (торе), ходжинцев (кожа) и туленгитов. Многие ученые-исследователи, занимающиеся историей этих родов, подтверждают, что Султанове -кий род происхождения недавнего и образовался из дворянского сословия султанов. К 80-м гидам XIX века султаны уже составляют особый род. Свое происхождение ведут от потомства Джучи, старшею сына Чингисхана.
Ходжинцы (кожа) образовали род в более раннее время, чем султаны. Они тоже входили в особую группу -дворянство, составляющее с султанами «белую кость». Ходжиниы ведут свое происхождение от арабов-проповедников мусульманской веры в период проникновения ислама на территорию Казак-стана. Туленгиты, как телохранители и слуги ханов и султанов, кочевали вместе с ними в степи и как род сформировались позже. Роды туре, кожа и туленгиты имеют общую родовую тамгу, похожую на ханскую.
В Астраханской области проявление родо-племенных отношений выразилось в их расселении по селам. Это связано с тем, что казахи кочевали родственными общинами. Поэтому в местах компактного проживания казахов до сих пор преобладают выходцы тех или иных родов (Ру). Например, в Камызяк-ском районе в с. Семибугры проживают в основном выходцы из рода тана, в с. Бирючки — из рода шеркенг, в с. Застенка — туленгиты, в с. Бараний Бугор — маскары, в с. Грушево — жаик, в с. Лебяжье — берш, в с. Затон — адайцы, в с. Азово-Долгое — алаша и т.д. Все эти сведения подтверждают еще раз мысль о том, что знание Шежире дает знание об истории казахов.
ЖУЗЫ управлялись ханами, и над ними был верховный хан, ранее называвшийся каганом, то есть ханом ханов, который управлял всем народом. Например, таким был Касымхан (XVI в.), при котором Казахстан достиг наибольшего могущества и о котором написано в разных источниках, что «он держал народ свой в строгом повиновении». При верховном хане постоянно были три главных бия — от каждого жуза был представитель, без них не могло быть принято ни одно важное государственное решение. Существовал совет четырех во главе с верховным ханом Бий — это судья, во главе каждого рода стоял такой бий, избираемый народом, и именно через них хан жуза руководил степными народами. Бий решал все вопросы жизни рода и был его административным и военным руководителем. В любой момент по призыву хана каждый род обязан был выставить вооруженный отряд для отпора врагу. А В степи не имелось тюрем — закон соблюдали строго, а иначе разве можно было веками держать в едином кулаке страну в четыре миллиона квадратных километров? Вспомним еше раз слова о Касым-хане: «Он народ свой держал в строгом повиновении!». Кстати, о его Конституции в степи осталось определение «Касымханның каска жолы» — Свяшенный путь, проложенный великим Касымханом. А Конституция Тауке хана, умершего в 1718 году, называюсь «Жеті жарғы» («Семь установлений»). Согласно этим положениям. Закон начинался с семьи — с установления авторитета родителей. За недостойное отношение к семье, родителям они имели право убить своего сына или дочь, и их за это не наказывали. Суп; не имел права заставлять жену и детей давать показания против мужа и отца. Заумышленное убийство следовала смертная казнь или выкуп в 1000 овец. Род мог выкупить правонарушителя, но после этого его воспитывали так, что он никогда уже более не помышлял о повторении проступка. Сказавшего старшему плохое слово сажали на черную корову задом наперед и возили по аулу — каж~ дый стегал его плетью. За супружескую неверность убивали — каждый член рода обязан был бросить в нарушителя камень.
не о чем статья, или не статья а текст т.е.
Очень интересная статья, спасибо автору!
В тексте много опечаток, что говорит о без ответственном отношении к статье и к читателю, это вызывает сомнение в точности передачи истории.
Не имея письменности ? Господи , скажите мне ещё , что наш братский народ , нам , безграмотным , привил ее . Прежде , чем писать такую ересь , прочтите историю Казахстана !