Какие бы ироничные мнения не существовали по поводу фондовых рынков, их объективная необходимость доказана экономическими процессами, поскольку они выполняют важнейшую функцию — обеспечивают аккумулирование временно свободных денежных средств для инвестирования в приоритетные отрасли. Это особенно важно во время переходной экономики, обладающей множеством слабых позиций. В условиях реформирующегося хозяйства инфраструктуру рынка ценных бумаг необходимо развивать пропорционально, в этом случае обеспечивается продуктивная реализация имеющихся инвестиционных возможностей и инвестиционных намерений. Деятельность ее можно определить двумя существенными направлениями: управлением рисками на рынке ценных бумаг и снижением удельной стоимости проведения операций.
Инфраструктура развивается параллельно с развитием самого рынка ценных бумаг: с увеличением оборотов на цены, характеров его участников и используемых инструментов. При небольшом количестве сделок и оборотов рынка содержание его инфраструктуры становится дорогим и отсюда — неэффективным. По мере же увеличения оборотов осуществление отдельных этапов купли-продажи ценных бумаг становится как бы самостоятельным бизнесом. При этом появляется возможность снизить издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса был способен финансировать себя за счет отчислений сторонами сделки. Опыт развития подобных структур в ведущих странах мира показывает, что задача, в основном, заключается в том, чтобы позволить каждому участнику рынка ценных бумаг принимать на себя те риски и в тех размерах, на которые он может решиться, а оставшиеся принимает на себя инфраструктура. В этом случае, естественно, происходит уменьшение риска, но уменьшается и доходность, т.к. разница направляется на содержание инфраструктуры. По сути, инфраструктура рынка ценных бумаг — это система экономических отношений между субъектами.
В Казахстане рынок ценных бумаг изначально развивался по (американской) небанковской модели организации и регулирования. Основным органом его государственного регулирования являлась Национальная комиссия по ценным бумагам (НКЦБ), которая проводила всю политику в этой области. Но копирование американской формы не давало запрограммированных результатов, стали появляться аргументы в пользу объединения результативных финансовых органов: нескоординированность действий финансовых ведомств вела к возникновению дублирующих функций, противоречий при осуществлении регулятивной деятельности и пруденциального надзора. Поэтому в 2003 г. НКЦБ была упразднена — с временной передачей ее функций Нацбанку РК. Регулирование деятельности организаций, представляющих различные виды услуг на финансовом рынке — банковские, страховые, услуги на РЦБ и коллективное инвестирование — стал осуществлять НБ. В настоящее время в стране формируется единая система государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающая объединение всех надзорных и контрольных функций в рамках одного специализированного органа — Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту РК (рис. 1).
В Казахстане практически осуществлен переход с небанковской (американской) модели регулирования рынка ценных бумаг на модель единого регулирования финансового рынка и финансовых организаций. Это позволит взаимоувязать секторы финансового рынка и осуществлять их комплексное управление с учетом интересов всех его участников. Развитие рынка ценных бумаг в РК обернулось необходимостью объединения его профессиональных участников в саморегулируемые организации (СРО). В задачи СРО входят выработка единых стандартов деятельности на рынке ценных бумаг, защита своих профессиональных интересов, обмен информацией, решение других вопросов.
В Казахстане установлена система двухуровневого регулирования фондового рынка, правда, не работающая в полную силу по следующим причинам:
СРО практически не принимает активного участия в совершенствовании нормативно-правовой базы, обсуждении проектов законов и других важных документов, принимаемых регулирующими органами. Для вовлечения СРО в активную профессиональную деятельность необходимо было внести поправки и изменения в законодательство, регулирующее их функционирование. Закон РК «О рынке ценных бумаг», принятый в 2003 г., в корне изменил сложившуюся ситуацию. Вместо многочисленных саморегулируемых организаций стали создаваться единые, по каждому виду профессиональной деятельности. Ныне на рынке существуют СРО, управляющие активами и реестродержателем. Но все принципы саморегулируемого рынка, заложенные в законе «О рынке ценных бумаг», реализованы еще в недостаточной мере.
В настоящее время казахстанский фондовый рынок развивается динамично. Объемы сделок за последние 5 лет с иностранной валютой возросли в 4,5 раза, РЦБ — в 35, НЦБ — в 96 раз (табл. 2)
В структуре сделок преобладают сделки с РЦБ — 79% по состоянию на 01.01.2005 г. и иностранной валютой — 16 (рис. 2). Кроме этого, динамично развивается сектор корпоративных облигаций, доля прочих сделок остается небольшой.
Совершенствование механизмов функционирования инфраструктуры РЦБ требует:
Также для достижения информационной прозрачности необходимы обязательная публикация любых изменений в деятельности эмитентов, существенно влияющих на инвестиционное качество их ценных бумаг, предоставление акционерными обществами документов в электронном виде для дальнейшего их размещения на Интернет-сайте, введение рейтинговой оценки эмитентов ценных бумаг саморегулируемым организациям фондового рынка, создание специализированных внутренних подразделений мониторинга и контроля за действиями субъектов РЦБ, задачей которых будет рассмотрение жалоб юридических и физических лиц о неправомерных действиях членов СРО.
Анализируя текущее состояние фондового рынка, необходимо остановиться и на его недостатках, дефиците надежных финансовых инструментов, отсутствии рынка акций, неразвитости рынка производных финансовых инструментов. Отсутствие рынка акций связано с незаинтересованностью акционеров крупных компаний в выходе на фондовый рынок. Для тех же компаний, которые хотели бы привлечь капитал, листинговые условия оказываются трудно выполнимыми. Рынок акций на фондовом рынке Казахстана значительно отстает от рынка долговых финансовых инструментов. Причиной этого, однако, является не отсутствие инструментов, к примеру, в листинге А-24 эмитентов, в листинге В-25 эмитентов, где общая капитализация — около 4 млрд. долл., а в осторожности участников рынка. Как эмитенты, так и инвесторы не верят в качество этого сегмента рынка на данном этапе развития. Для инвесторов он непривлекателен, т.к. эмитенты не считают нужным раскрывать им необходимую информацию, с одной стороны, с другой — неопределенность в дивидендной политике не служит повышению интереса.
Эмитенты пока не осознают необходимости привлечения капитала и повышения уровня прозрачности бизнеса, поскольку это в целом снизит стоимость фондовой базы и стабилизирует бизнес — как видим, налицо проявления нелинейной системы. Причина неразвитости рынка производных финансовых инструментов — и в несовершенстве законодательной базы в части налогообложения, бухгалтерского учета, юридического сопровождения. Сказывается на состоянии рынка ценных бумаг низкий уровень прозрачности финансовой отчетности. Только с 2005 г. реальный сектор экономики переходит на международные стандарты отчетности.
Требуют пересмотра в рамках ЕврАзЭС законодательные требования и условия номинального держания бумаг. Так, в законодательстве Российской Федерации существует запрет на осуществление деятельности нерезидентами по номинальному держанию российских ценных бумаг. Поэтому нет прямого допуска этих бумаг к их обращению на казахстанском фондовом рынке и программе выпуска казахстанских депозитарных бумаг. В свою очередь, АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» не может производить номинальное держание российских ценных бумаг. Не участвуют российские ценные бумаги и на казахстанском фондовом рынке. Несмотря на то, что инфраструктура фондового рынка Казахстана, можно сказать, уже сложилась, однако ликвидность его используется неэффективно. Нужны механизмы и условия для усиления заинтересованности в фондовом рынке как отечественного, так и иностранных инвесторов. Его дальнейшему развитию будут способствовать введение новых финансовых инструментов, дополнительных подразделений фондовой биржи, создание льготных условий для инвесторов. Заинтересованность их в организованной торговле позволит перевести торговые обороты по ряду финансовых инструментов из стран СНГ в Казахстан.
Активизации фондового рынка будет способствовать проведение следующих мероприятий:
Поступательное внедрение этого плана приведет к расширению сегментов фондового рынка: внутреннему, определяющемуся отечественными финансовыми институтами, и внешнему, где станут преобладать финансовые институты стран СНГ. Потенциал фондового рынка Казахстана достаточно велик, особенно если учесть, что на сегодняшний день капитализация рынка акций к ВВП здесь в 20 раз ниже, чем в странах Евросоюза, а по долгам — в 45 раз ниже.