В Эстонии существуют следующие виды образований: общее среднее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование. Среднее образование — это 12 лет учебы. После средней школы абитуриенты поступают в высшие учебные заведения на основе государственных экзаменов, по результатам которых они конкурируют на места в университетах. Существует 2 типа высших учебных заведений: университеты и прикладные высшие учебные заведения. Отличие между ними состоит в том, что согласно закону в университетах обучение ведется на всех 3 уровнях высшего образования (бакалавры, магистры и доктора) по различным направлениям, в прикладных высших учебных заведениях только одна ступень образования. Однако по новому закону с 2005 года прикладные вузы при наличии соответствующих возможностей будут иметь право вводить магистратуру.
Кроме того, существуют профессиональные учебные заведения, формально не являющиеся высшими учебными заведениями, но реализующие некоторые прикладные программы высшего образования.
Таким образом, в настоящее время в Эстонии 6 публичных или общественно-правовых университетов (бывших государственных) и б частных университетов на данный момент (одно время их было больше), а также 8 государственных и 12 частных прикладных вуза. Кроме того, существует система колледжей при университетах, (например, при Тартуском университете), где также проводится обучение только на 1 ступени высшего образования.
В Эстонии около 65000 студентов (на начало 2003 года), из них примерно 50% учится на государственном финансировании и 50% — на коммерческой основе. Платное обучение ведется не только в частных вузах, но и в публичных университетах и прикладных вузах.
Преподавание ведется на эстонском, русском (в основном в частных школах), английском языках.
В стране существует система государственного заказа на подготовку специалистов, т.е. ежегодно Министерство образования заключает договора с университетами о том что, например, через 5 лет они должны выпустить 50 биологов; и в течение этого периода времени государство финансирует места. Базовая стоимость учебного места определяется правительством каждый год, на различные направления имеются определенные коэффициенты. Например, в 2003 году базовая стоимость места — 20000 крон (примерно 45000 рублей). Столько стоит самая недорогая специальность. Для гуманитарных специальностей устанавливается коэффициент 1,1; технических специальностей — 2, для определения стоимости обучения музыке, искусству введен коэффициент 5. Для специальностей докторантуры установлен дополнительный коэффициент 3. Частные вузы также могут претендовать на государственный заказ (в настоящее время имеет место несколько таких случаев).
На государственных местах могут учиться только студенты дневного отделения, т.е. студент должен ежегодно как минимум по каждой из 75% программ набрать 30 кредитных пунктов из 40 возможных. В случае неполного освоения программ студент переводится на платное обучение.
Система высшего образования Эстонии основывается на соответствующем законодательстве: Закон об образовании (принят в 1992 г.) с изменениями и дополнениями, Закон об университетах (1995 г.), Закон об университете г. Тарту (1995), Закон о прикладных высших учебных заведениях (1998), Закон о частной школе (новый вариант 1998 г.).
Очень важным для оценки качества образования является стандарт высшего образования, первый вариант которого вышел в 1996 году, но в связи с изменением Закона об университетах и переходе на новые формы обучения (система 3+2) в 2002 г. был принят новый стандарт высшего образования. Стандарт является общим рамочным стандартом высшего образования, где регламентируется количество кредитных пунктов по каждой программе, общее количество часов на практические занятия (для программ прикладного высшего образования), объем научной работы, требования к преподавателям (например, для программы подготовки бакалавра необходимо, чтобы 50% учебных часов программы проводилось преподавателями с докторской степенью).
Первая стадия высшего образования — это программы подготовки бакалавров. До недавнего времени продолжительность этих программ составляла 4 года, в настоящее время — 3 года, но осталось некоторое количество четырехгодичных программ, в частности в прикладных и др. вузах. Например, Музыкальная академия не одобрила систему 3+2, а перешла на систему 4+1, т.к. за 3 года нельзя подготовить настоящего музыканта.
Второй стадией является магистратура. Прежде степень магистра являлась научной, в настоящее время — это финальная квалификация специалиста. Длительность обучения составляет 1-2 года. (Необходимо отметить, что государство финансирует подготовку специалиста по государственному заказу не более 5 лет.)
Третьей стадией является докторантура, длительность обучения —3-4 года.
По окончании высшего образования присваиваются
следующие квалификации:
* первая стадия — диплом о прикладном высшем образовании, диплом степени бакалавра (нельзя сказать, что один выше другого (лучше другого), они разные, но уровень образования один и тот же);
* вторая стадия — степень магистра или диплом по определенной специальности (медицина, ветеринария, стоматология, фармация, архитектура), где существуют свои правила, а степень магистра не выдается;
* третья стадия включает степень доктора. Лицензирование (выдача разрешения на образовательную
деятельность) проводится только для частных вузов всех типов и курсов, имеющих длительность более 120 часов. Публичные университеты, прикладные вузы и их программы должны пройти регистрацию в министерстве, для них существуют определенные требования, но лицензия не выдается. В частных вузах лицензируется отдельно каждая программа (не в- целом вуз), в лицензии указываются все программы, по которым вуз может проводить обучение, а также указывается место (город), где вуз может проводить обучение. Лицензии выдаются на определенный срок (если программа трехлетняя, то обычно лицензия выдается на 3 года).
Для получения лицензии на реализацию программы бакалавра, магистра университет или прикладной вуз должен предоставить множество данных (например, о материальной базе); одним из главных условий является наличие письменного согласия на ведение конкретных дисциплин по программам вуза всех будущих преподавателей (фиксируется в документах на получение лицензии). Каждый преподаватель указывает, будет ли он работать на постоянной основе в этом заведении или нет. Стандартом высшего образования установлено, что 50% учебной нагрузки по программе должны иметь свои преподаватели вуза (преподаватель имеет основное место работы только в одном вузе).
Частные вузы могут подавать документы на аккредитацию, когда студенты первого набора прошли как минимум 75% программы.
Частные вузы могут выдавать государственные дипломы только после положительной аккредитации. Формально такие же требования существуют для публичных университетов и государственных прикладных вузов, но для них в законом предусмотрено, что они могут выдавать государственные дипломы до прохождения первой аккредитации. Однако в течение 7 лет с принятия закона об университетах (1995-2002) государственные вузы должны аккредитовать все реализуемые программы. После 2002 года публичные, государственные и частные вузы проходят аккредитацию на равных условиях.
Необходимость введения аккредитации была связана со многими факторами:
— значительные изменения в сфере высшего образования;
— самостоятельность университетов; — возникновение частных вузов.
Все это вызвало необходимость создания внешней системы оценки качества образования в университетах и частных вузах. Процесс аккредитации вузов Эстонии состоит из следующих этапов;
1. Самоанализ (внутренняя система оценки качества, которая должна быть в университете).
2. Внешняя оценка качества, проводимая международной экспертной комиссией.
3. Совершенствование.
Затем происходит переход к первому этапу, т.к. процесс аккредитации имеет периодичность 7 лет.
В Эстонии возможны три вида решений по аккредитации:
1) полная,
2) условная (до недавнего времени на 2 года, в настоящее время — 3 года),
3) не аккредитация учебных программ. Существовала возможность повторного выхода на аккредитацию после неудачной попытки через 1-2 года, сейчас, если программа получила отрицательную оценку, она закрывается.
Центр оценки качества (новое название — Эстонский центр аккредитации) был образован в 1997 году Министерством образования (при участии целевого учреждения Archimedes Foundation). Деятельность Центра по аккредитации программ финансируется государством. С 2003 года в законодательство внесено изменение: если университет получает условную аккредитацию, то следующая процедура аккредитация оплачивается самим университетом.
В Эстонии существует 2 типа аккредитации: аккредитация программ и институциональная аккредитации. Эстонский центр аккредитации в основном занимается аккредитацией программ. В настоящее время только два вуза прошли институциональную аккредитацию. Это связано, прежде всего, с тем, что законом за 7 лет необходимо было провести аккредитацию всех программ, т.к. выдача государственных дипломов связана с аккредитацией программ, а не вуза как-целого. Существуют определенные трудности для старта институциональной аккредитации, т.к. может возникнуть, например, такая неординарная ситуация, когда вуз имеет аккредитованные программы, а институционально не может получить удовлетворительную оценку. Центр занимается больше организаторской работой, поддерживает связь с центрами в других странах, и, главным образом, через них, а также через университеты привлекаются зарубежные эксперты для аккредитации программ. Центр организует пребывание экспертов в вузах, проверяет отчеты учебных заведений, проводит консультации, публикует отчеты вузов и результаты аккредитации на своем сайте (на английском языке).
В Эстонии существует Совет по оценке качества высшего образования, принимающий решения об аккредитации вузов (создан в 1995 году в соответствии с законом об университетах). Совет включает в себя 12 членов, представляющих различные научные организации, университеты, профессиональные ассоциации, а также с 2003 года представителей студентов. Членами Совета не могут быть ректоры, проректоры университетов, сотрудники Эстонского центра аккредитации, а также представители Министерства образования. Совет, основываясь на решениях экспертных комиссии, выносит одно из 3 возможных решений об аккредитации вуза. Чаще всего (в 95% случаев) решение Совета совпадает с решением экспертной комиссии. В дальнейшем решение Совета утверждается Министром образования. Министр не может изменить решение Совета, но может вынести рекомендацию о пересмотре решения (Имели место 2 случая, когда Министр попросил пересмотреть решение, но Совет настоял на своем решении, и Министр подписал его).
Таким образом, процедура аккредитации включает следующие стадии:
1. Отчет университета о самообследовании. Центр сообщает вузу об аккредитации минимум за 6 месяцев. При этом учитываются пожелания вуза о времени его участия в аккредитационном процессе (с учетом семилетнего срока аккредитации). Для государственных вузов прохождение аккредитации обязательно, для публичных университетов или частных школ — необязательно (но при отсутствии аккредитации последние не могут выдавать государственные дипломы).
2. Примерно за 1,5 месяца до приезда экспертной группы университеты предоставляют отчеты в Центр, который отсылает их экспертам. В течение месяца эксперты имеют возможность изучить отчет. Работа экспертной комиссии в вузе длится около недели. Обычно в аккредитации участвуют 2-3 вуза, реализующих примерно одинаковые программы, с несколькими близкими программами на всех уровнях (бакалавр, магистр, доктор). Одна комиссия обычно оценивает около 10 программ.
98% экспертов, участвующих в работе комиссий являются зарубежными специалистами. Эксперты из Эстонии приглашаются в случае аккредитации прикладных специальностей, когда важным является мнение эстонских работодателей. Широкое участие зарубежных экспертов объясняется размерами страны, где каждый знает каждого, все являются друзьями или конкурентами. В основном приглашаются эксперты из европейских стран (Латвия, Финляндия, Швеция, Англия).
Командировочные расходы экспертов оплачивает Центр. В среднем за неделю каждый член экспертной комиссии получает вместе с суточными около 9000 эстонских крон (примерно 700 долларов). Обычно в течение первых четырех дней изучается учебное заведение, проходит знакомство с руководством, студентами, преподавателями, обследуются помещения, материальная база, сверяются данные, представленные в отчете вуза о самообследовании. Затем 2 дня отводятся на составление отчета (10-15 страниц). До недавнего времени допускалось составление отчета после отъезда из вуза, но это происходило достаточно долго. Сейчас предпочтение отдается составлению отчета на месте.
Центром разработана готовая форма для отчета (разделы совпадают с требованиями к аккредитации за рубежом). Кроме того, существуют утвержденные министерством требования к аккредитации и требования к развитию в областях. Так университет должен отвечать соответствующим образовательной политике, отношению к студентам, преподавателям, системе качества внутри университета. На основе этих показателей эксперту предоставляется опросник на трех страницах, которые он должен заполнить. Ректор оцениваемого вуза получает отчет после отъезда комиссий. Отчет также высылается студенческим организациям, в Министерство образования, парламентской комиссии по
культуре и образованию.
Качество знаний студентов не проверяется, но эксперты могут побеседовать со студентами (обязательно), причем могут поговорить с любым студентом. Тестирование студентов во время работы комиссии не производится.
Отчет составляется на английском языке, рабочий язык экспертной комиссии — английский.
3. Совет по оценке качества высшего образования, принимающий решения об аккредитации, собирается 4-5 раз в год, по мере накопления достаточного количества материалов. (Кроме отчета экспертной комиссии также рассматривается мнение ректора вуза о его согласии или несогласии с выводами экспертов).
Начиная с 1998 г., когда начался процесс аккредитации, аккредитуется около 100 программ в год. К концу 2003 года число аккредитованных программ достигло 600. На начало 2004 г. получили полную аккредитацию 445 программ, условную — 130, не аккредитовано 25 (к октябрю 2003 — около 20). В основном получают отрицательное решение об аккредитации программы, реализуемые в частных вузах.
Эстонский центр аккредитации кроме аккредитации программ занимается также аккредитацией научных исследований, в этой деятельности существуют свои особенности (здесь используется другая шкала оценок, другая форма отчета экспертов). Решение об аккредитации научных программ принимает специальный совет, что является важным при их финансировании.