На основании археологических данных появление скифов на территории Западного Казахстана зафиксировано с VIII века до н.э. Древние греки называли скифами, саками или кахами всех кочевников евразийской степи. Геродот полагал, что они пришли из Азии, с района Алтая и постепенно мигрировали на запад. В современной истории к скифам а в древнеперсидских источниках их называли саками, относят многочисленные племена и рода, населявшие Евразию. То есть скифы — это общее имя целой группы кочевых народов. В истории они известны под различными именами, но всех их объединяло близость языка и культуры. Особенно четко данное сходство подтверждается характером их искусства, которое демонстрирует свои идентичные черты на территории обширного евразийского региона. Нам оно известно как скифский звериный стиль, который нашел отражение в украшениях, оружии и утвари древних кочевников от Сибири до Кавказа. Ученые полагают, что скифы были родом из Западной Сибири, некоторые уточняют- с Алтая, Оттуда началось движение скифов на запад. Помимо археологических данных, подтверждение этому найдено у греческих, иудейских и армянских авторов того времени, которые описывают внезапное появление скифов на Кавказе с северо — запада, то есть с территории Казахстана. Что послужило толчком к миграции скифов на запад? В китайской летописи династии Чу рассказывается о племени хи-унг-ну ( предшественники хуннов), которые в IX веке до н.э. стали постоянно вторгаться на китайские земли. Император Суань (827 — 781 гг. до н.э.) направил карательную экспедицию с целью полного уничтожения агрессивных соседей. Это вызвало массовый отток на запад кочевников хи-унг-ну, которые столкнулись с другими племенами, а те в свою очередь с западными соседями. Вся степь пришла в движение — развернулась война за земли и пастбища. В результате массагеты напали на скифов и вытеснили за пределы Урала: Здесь после ряда битв с киммерийцами, населявшими степи Северного Причерномарья, скифы вытеснили их и перебрались через Волгу. Так завершился процесс перемещения скифов, вызванный войной Китая с кочевниками на далеком востоке. Геродот описывает уже сложившееся мощное государственное объединение скифов. Оно просуществовало со второй половины VII в. до Ш в. до н.э., располагалось в южнорусских степях, но оказывало постоянное влияние на окружающие народы, находившиеся в зависимости от них. Это объединение не было стабильным. Противоречия и междоусобицы постоянно, нарушали единство. В результате в VII веке часть скифов снова повернула на восток и заняла полосу между Каспийским и Аральским морями, смешавшись там с родственными племенами дахаев. Другая часть дошла до Индии, третья — в Армении. Однако основная масса скифов заселилась в степях Причерноморья. Взаимовлияние скифов с кочевыми народами, населявшими современный Западный Казахстан многообразно. Оно заключается в этническом единстве, выраженном в общем языке, в близости религиозных и культурных традиций и обычаев, в общих исторических событиях и военных кампаниях. Миграционные волны скифов — кочевников проходили через наш регион в направлении запад — восток и обратно. Все это оставило свои следы в истории нашего края. Со скифами связано появление такого типа захоронений как земляные курганы. Первоначально скифы хоронили умерших в неглубоких могилах, отмеченных кругом из камней. Примерно с XII века до н.э. они начали возводить большие курганы. По мнению ряда археологов размер кургана сначала зависел от богатства и мощи племени, и только позднее стал определять социальный статус, свидетельствуя о глубокой социальной дифференциации скифского общества. Малочисленность памятников скифской эпохи в нашей области, а также недостаточная изученность, не позволяют сделать более конкретные выводы. Для нас важно следующее — скифская гегемония означала установление нового порядка в степи — на рубеже II и I тысячелетий до н.э. кочевое скотоводство стало основной формой хозяйствования и жизнедеятельности. С этого времени именно кочевники станут определять ход истории в Евразии. Постепенно произошел переход от раздробленности и междоусобиц к образованию долговременных степных государственных образований -так называемых кочевых империй. Относительная политическая стабильность имела своим итогом важное социально — экономическое событие, определившее всю последующую историю народов, населявших территорию Казахстана, — завершился процесс закрепления земель за определенными родами и племенами. Вся история кочевников Евразии — это история борьбы за территории. Как друг с другом, так и с оседлыми соседями. Сила и мощь кочевых империй — в богатстве его племен и родов, богатство племен и родов — в количестве скота, количество скота — в размере земельных владений. Поэтому захват и закрепление территорий за родами с первых дней стал самым жизненно важным вопросов для кочевого мира. Это касается всех кочевых народов, населявших эту землю; и скифов, и савроматов, и сарматов, и гуннов, и тюрков, и монголов. Менялись народы, но неизменными оставались степи, неизменной оставалась ценность земли как основы могущества кочевого мира. Эта ценность и предопределила постоянные набеги, опустошительные захваты и кровавые войны со стороны кочевников, как с врагами, так и между собой. В эпоху скифов сложилась первая в истории древней Евразии пастбищно — кочевая система. Хорошие пастбища стали первостепенной потребностью, самой важной предпосылкой благополучной жизни кочевого племени. И поэтому все население-было всегда готово отстаивать свое право на обладание такими землями и защищать их от набегов. Представление о том, что земли лежали свободно, и любой мог использовать их — неверно. Утверждение кочевничества как раз творит о том, что процесс закрепления закончился, и свободных земель пет. То есть пастбища не достаются случайно или в ходе сезонной стычки, не приобретаются в ежегодной борьбе, они уже традиционно связаны с конкретными племенами и родами. При этом границы их территорий определены очень четко, а право собственности известно всем кто живет в степи. Племя часто проводит годы в одном и том же регионе, совершая сезонные миграции, на одних и тех же лугах и местах, как это делали их предки из поколения в поколение. Это очень важное условие развития кочевой цивилизации, так как только при наличии такой стабильности возможно существование самого кочевого мира. На протяжении многих веков был этот порядок, который могли нарушить непредвиденная природная катастрофа — эрозия почв или засуха, или акт крупной агрессии со стороны соседей. И тогда на смену одним приходили другие народы. Но они тоже были кочевники, и они тоже следовали тому же порядку, что и существовал до них. При ослаблении этих устоев происходил распад связей между племенами и родами внутри кочевой империи, государство слабело и уступало место новым более сильным кочевникам. С VII века до н.э. скифов стали беспокоить восточные соседи, которые объединились и создали новую великую кочевую империю -империю сарматов. Это объединение занимало обширную-территорию, в которую входил практически весь современный, западноказахстанский регион, и просуществовало оно около тысячи лет — от VI века, до н.э. и до IV века н.э. Но об этом в следующем номере. Сейчас это трудно представить, но буквально до середины XIX- века наши знания о ранних кочевниках были больше похожи на мифы легенды. И если о скифах люди имели представление, достаточно вспомнить поэму Александра Блока со словами: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы! С раскосыми и жадными очами!», то сарматы были практически еще неизвестны. Активное изучение началось только в XX веке, а собственно сарматология, как отдельное научное направление в археологии, сложилось только в 60-70 годы.