Казахстан — крупнейшее евразийское, центрально-азиатское государство, занимающее особенное географическое положение на этом континенте. По величине, протяжённости своей территории Казахстан занимает 9 место в мире, на ней разместились бы почти все государства Западной Европы. Издревле через его территорию проходили караванные пути, соединявшие Европу и Азию, он был зоной активных межэтнических контактов западной и восточной цивилизации. И это не случайно. Огромные просторы нашей страны, степной и горный рельеф, многообразие ландшафтов, экосистем, обилие различных видов фауны и флоры способствовали приходу многочисленных скотоводческих скифских, гуннских, сарматских, тюркских и т.д. племён, которые в жестокой борьбе с другими племенами утверждали своё господство на казахской земле. Согласно археологическим и историческим данным освоение территории нашей страны кочевниками-номадами началось со II тысячелетия до н.э. Величайшими завоеваниями этой эпохи становятся I и II крупные общественные разделения труда, появление металлургии и горного производства, доместикация диких животных, в числе которых была лошадь.
Освоение протоказахскими племенами металлургического производства, изготовление железных орудий труда и оружия, использование лошади в качестве транспортного средства — послужили основой объединения их в мощные мобильные военно-политические союзы, способствовали становлению обменных и торговых отношений с сопредельными государственными объединениями и народами. Взаимодействие и взаимовлияние их оказало благотворное влияние на их хозяйственную жизнь и привело к становлению экономики производящего типа -появляются поселения сельского и городского типов, наряду со скотоводством развивается земледелие, появляется ремесло. Исторически на территории Казахстана существовали три вида хозяйств — кочевое, полукочевое и оседлое. Доминирующим видом жизнедеятельности наших предков — протоказахов было кочевое хозяйство, которое опиралось на родоплеменную организацию, что нашло отражение в «особо жёсткой связи индивида со своей социальной группой, будь то сельская или городская общины, этнос или сословие. Групповая структура общества и место в ней человека определяют границы его жизненных возможностей; нормы групповой культуры оказывают мощное воздействие на его мотивы, ценности и ориентации».
Эти климатические процессы вызвали широкую миграцию среди земледельческих племён, которые в поисках лучших земель стали покидать насиженные места. Наиболее жизнестойкими явились скотоводческие племена, которые приняли достойно вызов природы и приспособились к сложным, суровым, жёстким условиям существования. В ходе прохождения подобной суровой школы выживания ими был усвоен важный урок — благополучие и достаток их семей, других людей зависит от природы. «У протоказахов природа выглядела как абсолютное и вечное начало, внутри себя имеющее свои причины, активность и возможность изменения. Человек подчинялся этой природе, она выступала как Вселенная, которая диктует человеку формы и способы его бытия. Природа для казаха не среда, в которой он существует, не внешнее по отношению к нему, а стихия, содержание самого человека, такая связь с человеком, без которой нет его сущности». Так формировался космоцен-тристский взгляд на мир, основой своей имевший бытие протоказахов-номадов. «Вся жизнь казахов была тесно связана с природой и животным миром. Шаманы-баксы нашивали на одежду амулеты из когтей беркута и филина, медведя, рыси и волка. Молодые джигиты носили на шее кости сустава волка (асык) — от порчи и злых духов. Преклоняясь перед силой природы, с большим почтением относились к хозяину водной стихии, называя его «су иecі Сулейман». Озеро или река, на которой было много водоплавающей птицы, расценивалось как благосклонность со стороны Сулеймана, отдающего большую энергию для жизни на земле. Казахи старались не нарушать покой птиц, сбор яиц проводился очень редко в случаях голода и в целях приготовления лекарственного порошка из скорлупы этих птиц. В былинах и сказках казахов лебедь, гусь, утка, сова, соколы и беркуты являли собой символы добра и мудрости, а лысуха, баклеи, пеликан — зла, прожорливости, жадности. Весенний пролёт стаи журавлей над аулом вызывал у людей всплеск радости, как символ окончания зимы и начала тёплого периода года. Старики благодарили бога за то, что пережили трудное время и увидели весну, женщины брали в руки черпак и слева направо обстукивали юрту, приговаривая: «сут коп, көмір аз» — «молока много, угля мало». После чего вешали черпак с правой стороны от входа в жилище» [49, с. 179]. Объектом обожествления, сакрализации являлся любой предмет, который включался в сферу человеческого бытия. К примеру, «чтобы сделать черенок для плётки, человек находил кустарник… и рукой отмерял от приглянувшегося ему прута кусок нужного размера. Затем он обхватывает прут в определённом месте левой рукой и, зажав его в кулак, говорил: «…куда идёшь?». После этого зажимал прут выше правой рукой, не разжимая левого кулака, и отвечал: «иду на гору!». После этого ответа он, держа прут правой рукой, перемещал ещё выше кулак левой руки и снова спрашивал: «зачем на гору идёшь?». Затем снова переставлял правую руку и отвечал: «рукоятку к плётке срезать… Мне одну рукоятку… Тебе одну!». После этого срезал черенок отмеренной руками длины» [50, с. 54]. Как видим, казахская культура была направлена на космологию, кочевой образ жизни формировал у предков казахов благоговейное, трепетное отношение к природе, к Великой степи. Условия жизни кочевников сформировали у них и такие черты, как консервативность и приверженность традиции. Как справедливо отмечает О.А. Сергеева, кочевому социуму в большей степени присуща инерция социокультурных стереотипов, которые сформировались вместе с данной структурой, эволюционируют, не меняясь кардинальным образом в своих базовых принципах [51]. Кочевое хозяйство в сущностной своей основе было природным и натуральным. Кочевники жили в гармонии с природой, большое значение уделяли её законам, не нарушая их.
Подобное отношение к природе было характерно и для земледельческих племён Казахстана, которые с древнейших времён были знакомы с ирригацией, террасным и поливным земледелием. Деятельность земледельцев не оказывала существенного воздействия на состояние природной среды, их взаимодействие с природой не носило кризисного характера. В целом, и земледельческая деятельность, и кочевое скотоводство требовали определённых знаний и навыков. «С целью рационального использования пастбищ и сохранения почвы от эрозии стадо овец не превышало 400-500 голов. В оседлых аулах производились весенние подготовительные работы земледельцев, пахота и посев зерновых культур. В основном сеяли пшеницу, просо, ячмень, овёс. Часть скотины отгоняли на пастбища, а дойную скотину переводили в открытый загон, зимние кошары очищались от навоза, который срезали лопатами и складывали для просушки на воздухе, зимой этот кизяк использовался для отопления жилища. Для усиленного ведения хозяйственной деятельности важное значение уделялось изучению природных явлений, прилёту птиц и отлёту перелётных птиц, их гнездованию, наблюдали за звёздами на небосводе. По расположению звёзд производились необходимые расчёты, эти данные сверялись с фенологическими наблюдениями, которые вели особые категории людей «есепши», и на основании полученных данных предсказывали, какой будет год для ведения хозяйства. В середине мая главы аулов, родов собирались на ежегодный весенний курултай, где по результатам полученного приплода распределялись пастбища на джайляу, решали темпы движения, порядок кочёвки, через какие местности идти, решались и другие важные вопросы племени» [49, с. 180].
Такое состояние динамического равновесия с природой, которое опиралось на кочевничество, для которого главным принципом в отношении с природой был принцип «не навреди», длилось в течение многих веков вплоть до середины XIX века. В течение столь длительного пребывания казахского народа в условиях кочевья экологическая проблема перед ними не стояла. Коренные изменения в Великую степь принесла вторая половина XIX века, когда Россия стала активизировать свою колонизаторскую политику, разрушать старую систему хозяйствования и в казахстанские степи начали проникать товарно-денежные, капиталистические отношения. «То была особенно тяжкая пора в истории казахов. Нетрудно представить положения огромных степных просторов, оказавшихся на пути хищных стратегических интересов империи, решившей как можно больше захватить как можно большую часть земного шара. Для этого нужно было разрушить исторически сложившуюся национальную систему правления страной. Надо было силком внедрить в степь порядки и форму власти могущественной метрополии. Было спешно и искусно создано несколько карликовых ханств, нарушена этнотерриториальная целостность. Потом раздробили народ и земли ханства по родовым и племенным признакам на волости и аулы. Таким образом, ханства ловко расчленили, словно тушку овцы, лишили какой-либо самостоятельности, поневоле включили в состав крупных губерний, в которых народ мигом превратили как бы в поселенцев. На троны недавних ханов царское правительство посадило волостных правителей из числа «верноподданных казахов». Разорвав все былые традиционные связи, крепившие единство народа, образовали новую, чуждую систему правления по аулам, волостям, уездам. — отмечает Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, характеризуя это время. — В самых низах, в аулах и волостях отныне верховодила местная знать, «аткаминеры», уездами и областями управляли верные царю военные чиновники. Таким образом, казахи на своей исконной земле очутились в роли бесправного пришельца. Народ лишился не только национального, но и родоплеменного единства, между ними посеяли раздор и смуту» [52]. Кочевая цивилизация уступила место оседлой, культура чистой экологии, номадическая система мировосприятия неминуемо ушла в прошлое.
С приходом Советской власти началось новое наступление на казахстанские степные просторы, стали интенсивно осваиваться богатые казахстанские природные недра. Так, из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана имеются в промышленной кондиции 99, в настоящее время разведаны запасы по 70, освоено обогащение или производство 60 элементов. Наличие такого количества богатых месторождений полезных ископаемых не могло пройти незамеченным для властей, в Казахстане начинается бурное развитие горно- и нефтедобывающих секторов производства, особенно в послевоенные годы, что даёт толчок к появлению наиболее опасных для окружающей среды отраслей экономики — топливной, металлургической, химической и нефтехимической. Строятся комбинаты, заводы, фабрики. К крупнейшим горнодобывающим комбинатам относились: Соколовско-Сарбайский, Качар-ский, Экибастузский, Лисаковский, Балхашский, Карата-уский, Жезказганский, Донской, Карагандинский угольный и другие, которые вели открытую разработку месторождений полезных ископаемых, тем самым нанося непоправимый удар по экологии тех регионов, на территории которых они располагались. Бесспорно, что проведение открытых горных работ оказывало намного значительное, губительное, разрушающее, регрессивное воздействие на природную среду, чем подземные, закрытые. С точки зрения экономики открытые горные работы являются малозатратными, высокопроизводительными, эффективными, хотя обладают наихудшими экологическими показателями — из землепользования изымаются большие площади, образуются «лунные пейзажи», терриконы, в воздух непосредственно попадают десятки тонн загрязняющих, высокотоксичных, отравляющих химических веществ, пагубно влияющих на здоровье населения. Разрушается и почва вокруг этих комбинатов — количество и протяжённость техногенных пустынь, непригодных для использования земель всё более и более увеличивается. «Так, например, при осушении железорудных и угольных месторождений на каждом откачивается более миллиона куб. воды в сутки, что …приведёт к образованию воронки диаметром 150 км и глубиной 300 м. При добыче угля в Карагандинском бассейне нарушено более 15 тысяч га, рекультивация планируется лишь на 450 га в год. На Орджони-кидзевском ГОКе, которому отведено 11 тысяч га, в том числе 10.5 сельскохозяйственных земель, рекультивировано в сельское хозяйство 1300 га, в основном лесохозяйствен-ное» [7, с. 61]. В советские времена растёт и количество меднорудных, титаномагниевых, цементных и прочих заводов по переработке горнорудного сырья, фабрик по выпуску биологических, химических, синтетических, минеральных веществ, сельскохозяйственных удобрений и т.д., которые своими отходами загрязняют, заражают не только атмосферу, но и гидросферу, литосферу, тем самым расширяют зоны экологического кризиса. Техногенные ореолы рассеяния вредных для здоровья человека и существования всего живого токсичных веществ (серы, фтористого водорода, аммиака и т.д.) образуются и распространяются в окрестностях всех горнорудных, химических и других комбинатов, заводов и т.д., многие из которых располагаются в городской черте. Свыше 10 городов Казахстана входят в список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. Это — Алматы, Усть-Каменогорск, Тараз, Зыряновск, Темиртау, Шымкент, Семипалатинск, Каратау, Кустанай, Актау и другие. К примеру, высокие средние концентрации диоксида серы, свинца наблюдаются в Усть-Каменогорске, диоксида азота, свинца — в Зырянов-ске, фенола — в Темиртау, фтористого водорода — в Каратау, аммиака — в Кустанае, бензапирена — в Алматы, Таразе, Караганде и т.д. Высокие концентрации пыли характерны для Семипалатинска, Шымкента, Актау. Общеизвестно, что в настоящее время Казахстан занимает одно из первых мест в Центральной Азии по выбросам парниковых газов. Большую долю загрязнения вносят выхлопные газы автомобилей — до 55-60% от общего объёма выбросов.
Помимо специфических токсических, загрязняющих веществ, в атмосферу населённых пунктов выбрасываются и другие отравляющие вещества. К примеру, в г.Семипалатинске имеется около 1900 источников загрязнения, при этом только одна треть обеспечена пылегазоочистными сооружениями. «На 51 предприятии города отсутствуют санитарно-защитные зоны. В атмосферу города выбрасываются более ста наименований загрязняющих веществ в количестве свыше 85 тыс. тонн в год. В среднем на 1 жителя города Семипалатинска приходится свыше 76 кг вредных веществ. Характерным для города Семипалатинска является то обстоятельство, что высокое загрязнение атмосферы определяется, в основном, выбросами теплоэнергетических предприятий (самые крупные из которых ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, районная котельная РК-1), отопительными котельными жилищно-коммунального хозяйства (их свыше 50), выбросами автомобильного транспорта и частного сектора (печное отопление)» [53, с. 126]. К самым особо опасным токсичным загрязнителям природы, окружающей среды относятся ионы тяжёлых металлов, обладающие способностью в течение длительного периода отравлять живые организмы. Они не утилизируются микроорганизмами, попадают в почву, заражая растения, в речные экосистемы, аккумулируются в гид-робионтах, приводят к их мутациям. Через них эти ионы передаются к теплокровным организмам, к человеку, в последующем способствуя их разрушению и уничтожению (см. таблицу 1) [54].