В начале 80-х годов положительные тенденции культурного развития предыдущего десятилетия стимулировали существенное расширение культурных потребностей населения по всей республике. Наиболее массовыми учреждениями культурно-просветительной работы, как и прежде были клубы и библиотеки. Так, к началу 1980 г. количество массовых библиотек составляло 9480, клубных учреждений — 8743. В этот период в республике также действовало 31 профессиональных театров, 54 музея, более 100 парков культуры и отдыха. В этот период еще продолжалось интенсивное строительство клубов, домов культуры, библиотек за счет государственных капитальных вложений. Так, за период с 1980 по 1985 годы было введено 232 клубов и домов культуры на 87,6 тысяч мест.
Большинство из них представляли из себя современные, просторные, красиво оформленные дворцы и дома культуры, ставшие подлинными очагами просвещения и культурного досуга населения. В связи с образованием крупных сельских поселков проводилась работа по укрупнению клубной и библиотечной сети. Это выразилось в широком распространении новых типы клубных учреждений -централизованные клубные системы, городские и районные, сельские культурные, культурно-спортивные комплексы, включающие дома культуры, библиотеки, музеи, киноустановки, спортивные сооружения, книжные магазины, музыкальные школы, народные театры, другие учреждения культуры и досуга.
Большую роль 8 обслуживании сельского населения, особенно животноводов на отгонных участках, а также отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений сыграли автоклубы. Их количество на начало 1980 г. было 1648 единиц[98]. Автоклубы проводили целый комплекс культурных мероприятий: от массово-политической, агитационной работы до культурно-массовых, включавшие концерты агитбригад, показ кино, распространение и пропаганда книг, журналов и газет.
Клубные учреждения республики большое внимание уделяли развитию художественной самодеятельности — одной из важнейших форм культурно-просветительной работы среди населения, сочетающей всестороннее развитие способностей и дарований человека с организацией культурного досуга. Сотни тысяч юношей и девушек, а также людей старшего поколения принимали самое активное участие в различных творческих коллективах, студиях, кружках, народных театрах и филармониях, народных киностудиях и изостудиях.
В эти годы в развитии библиотечного дела были свои, как положительные, так в отрицательные стороны. Первые связаны, прежде всего, с ростом образования населения, в особенности общего в гуманитарного, который не мог положительно не сказаться на повышении роли духовной и материальной культуры в структуре жизнедеятельности общества, и главном приобщении его к художественной, учебной и научной литературе. С точки зрения интереса к книге, эти годы характеризовались так называемым читательским бумом, когда существенно выросли и число читателей, и интерес к литературе. Совершенно не случайно Советский Союз приобрел заслуженную славу самой читающей страны в мире. Интерес к книге в исследуемый период был очень большим и в Казахстане. Естественно, библиотеки не могли не реагировать на расширение культурных потребностей граждан. Так, за период с 1975 по 1985 гг. число массовых библиотек возросло с 9062 до 9700; при этом количество книг и журналов в них увеличилось с 86,3 тыс, экз, до 113.2 тыс. экз.[99] Немаловажным является тот факт, что в этот период началось осуществление планирования числа библиотек в расчете на 1000 жителей. То есть сеть библиотек более или менее равномерно дислоцировалась по областям республики. 8 плане обеспеченности библиотеками в эти годы выделялись Кустанайская, Чимкентская, Целиноградская и Джамбульская области. Особенно следует выделить столицу республики г.Алма~Ату, которая была научным, культурным и образовательным центром страны. Так, качество обслуживания в библиотеках Алма-Аты выгодно отличалось от других городских поселений, не говоря о сельских населенных пунктах. Здесь были размещены крупные республиканские библиотеки — такие как, государственная библиотека Казахской ССР им. АС.Пушкина, государственная Республиканская детская библиотека, Государственная республиканская юношеская библиотека, республиканская научно-техническая, сельскохозяйственная, центральная научная библиотека АН Казахской ССР. Население Алма-Аты и других крупных городов также пользовалось массовыми профсоюзными библиотеками, созданных при крупных и средних предприятиях и библиотеками при научно-исследовательских проектных институтах.
Качественное совершенствование библиотек за это время проявилось не только в росте библиотечных фондов. Большое значение имел рост обращаемости книг, в чем немалая заслуга библиотечных работников. Расширению круга читателей, улучшению обслуживания способствовало изучение ими запросов читателей, Учет их профессиональных, возрастных и личных интересов. С этой целью в библиотеках организовывались книжные выставки, открытые тематические полки, широкие просмотры литературы и т.д. Кроме того, на общественных началах работали передвижные библиотеки, которые оказывали помощь в получении книг в малозаселенном местности или непосредственно на производстве. В результате четко прослеживалась динамика увеличения численности читателей, приходящихся в среднем на одну библиотеку, что свидетельствует об общем увеличении численности читателей. Так, с 1980 по 1989 годы в целом по республике численность читателей увеличилась с 706 на одну библиотеку до 720. Особенно впечатляющими были показатели численности читателей в городах. Так, за соответствующий период их число выросло с 1707 до 1767 читателей в среднем на одну библиотеку! 100].^ По данным социологического исследования, проведенного учеными Института истории, археологии и этнографии АН Казахской республики, в середине 80-х гг. почти 42 % рабочих промышленных предприятий, не говоря об учащихся, интеллигенции, служащих, регулярно пользовалось услугами библиотек[101].
Таким образом, за этот период произошли позитивные изменения в обеспеченности населения библиотеками, при этом на особенно высоком уровне находилась обеспеченность ими, городских жителей. В целом показатели обеспеченности библиотеками в городах приблизились к общесоюзным нормативам. Подавляющее большинство библиотек находилось в сельской местности (7732 единиц). Одна массовая библиотека в среднем обслуживала 1,6 тысяч человек, а е сельской местности — 900. Основу библиотечного обслуживания представляли Государственная библиотека им. А.С.Пушкина, Республиканская детская библиотека, научно-технические и 17 областных универсальных библиотек, возглавлявших методическую работу библиотек всех ведомств [102].
Органами культуры и методическими центрами республики ведется поиск путей улучшения библиотечного обслуживания населения, наиболее рациональных форм и методов удовлетворения запросов на книгу и информацию. В этих целях больше внимания стало уделяться изучению читательских запросов и интересов, предприняты меры по упорядочению комплектования, использования и сохранности библиотечных фондов, введен новый порядок централизованного обеспечения республиканских и областных библиотек обязательными экземплярами произведений печати, выходящих в стране и республике, сняты ограничения на подписку периодических изданий, увеличены ассигнования на пополнение фондов, внедряются бригадные формы организации труда и платные услуги, ведутся эксперименты по объединению областных библиотек.
В целом, в 80-х годах в республике сложилась стройная система библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. Практически все населенные пункты с числом жителей более 300 человек располагали библиотеками, а в остальных 13 тыс. действовали передвижные библиотеки и библиотечные пункты. Кроме того, практически на каждом крупном промышленном предприятии, в научно-исследовательских, проектных и учебных институтах функционировали свои библиотеки. Улучшилось также библиотечное обслуживание детей и юношества, которым, например, было охвачено 983% учащихся 1-8-х классов.
В рассматриваемый период повысилась роль библиотек в решении социальных и производственных задач, ими целенаправленно велась работа в помощь производству, специалистам сельского хозяйства, в особенности, в пропаганде
достижений научно-технического прогресса. Благодаря усилиям библиотечных кадров постоянно совершенствовалось
информационное обеспечение работников здравоохранения, железнодорожного транспорта, преподавателей высших в средних специальных заведений, научных работников и других специалистов.
В то же время значительным тормозом в улучшении библиотечного дела этого периода была крайне слабая материально-техническая база библиотек; всего 15 из 8996 имеют типовые помещения, 62 процента занимают площадь менее 50 кв.метров. В библиотеках остро не хватало специального оборудования, мебели, средств механизации и автоматизации, копировально-множительной техники, телефонной связи [103].
В развитии библиотечного дела также имелись и негативные стороны, вызванные характерным для тоталитарного режима пренебрежительным отношением к социальной сфере, заидеологизированностью общественной жизни. господством коммунистических догм и постулатов, закрепощающими творческую мысль, стесняющими культурно-познавательную активность населения и отрицательно сказывающимися на деятельности библиотек, которые вследствие своей политизации часто были озабочены не столько решением задач культурного развития людей; сколько проведением многочисленных идеиолого-пропагандистских мероприятий.
Как известно, ценность представляет не число изданий, а их качество. Хотя библиотечные фонды постоянно пополнялись, но их качество далеко не всегда отвечало потребностям различных категорий читателей. В большинстве библиотек республики был очень небольшой и скудный по разнообразности книжный фонд. Книготоргами библиотекам выделялось лишь не более 20% книг повышенного спроса, заказы на художественную литературу, вследствие преобладания политических изданий, выпопнялись всего на треть, в совершенно ограниченном количестве имелась зарубежная литература.
Серьезные деформации и перекосы в культурном развитии, недостаточная пропаганда казахской национальной культуры и постоянное сужение сферы функционирования казахского языка обусловили незначительную долю книг на казахском языке. То же самое можно сказать и о литературе на языках других национальностей наш- его полиэтнического государства. Значительную роль в удовлетворении культурных запросов населения в 80-х годах отводилась учреждениям искусства. Так, анализ темпов изменений направлений культурных интересов населения этого периода в области искусства показывает возрастание влияния театрального искусства. Так, е этот период (с 1980 по 1985 г.г.) посещаемость театров возросла на 384 тысяч ( с 3992 до 4276 тысяч), хотя сеть театров возросла за эти годы всего на четыре единицы и составила 35. Количество же концертных организаций за этот период не изменилось и составляло 26 единиц, ими за этот период было охвачено свыше 8414 тысяч слушателей [104].
В то же время несмотря на значительную работу, проделанную в республике в начале 80-х годов по дальнейшему улучшению деятельности учреждений культуры и искусства, они все еще не полностью удовлетворяли растущие духовные запросы населения. По-прежнему ощущалась острая нехватка культурно-просветительных учреждений, особенно на селе. При этом распределение клубных учреждений по регионам Казахстана характеризовалось крайней неравномерностью. Если в среднем по республике один клуб обслуживал около 1,7 тысяч человек, то в Чимкентской, Кзыл-Ординской, Уральской, Актюбинской, Северо-Казахстанской областях аналогичный показатель в полтора — два раза был ниже. Многие клубные учреждения находились в приспособленных помещениях, не имели в достаточном количестве мебели, инвентаря и оборудования, музыкальных инструментов, костюмов и реквизитов. В этот период, если среди клубов Мин культуры РСФСР почти каждый пятый требовал капитального ремонта, то в Казахстане этот показатель был значительно ниже[130]. Имелись диспропорции и в развитии сети библиотек. Их не хватало в столице г.Алма-Ате, областных центрах, крупных селах, особенно Алма-Атинской и Чимкентской областей. В то же время свыше 1 тысячи библиотек находились в мелких населенных пунктах.
Совершенствование культурно-просветительной работы,
особенно в сельской местности, упиралось в отсутствие стабильных кадров. К 1980 г. лишь 4 % работников клубов по республике имели высшее образование. Здесь в основной массе работали специалисты, имевшие преимущественно среднее специальное образование. В библиотеках специалисты высшей квалификации составляли всего 15 процентов, средней — 45. Направляемые в сельские очаги культуры кадры не задерживались, а текучесть кадров достигала 25%. Причиной этому являлось не только отставание оплаты труда культпросветработников от оплаты других категорий специалистов с высшим и средним специальным образованием, особенно в сельских районах, но и недостаточная забота о бытовых условиях работников. [105].
Основными причинами недостатков в культурном комплексе этого периода было то, что эта сфера, превратившись в социальную подсистему, воспроизводящую пороки тоталитарного режима и официальной идеологии, искусственно были изолированы от мировой практики и во многом утратили передовые позиции.
Основной причиной кризиса в области культуры была ее многолетняя невостребованность подавляющим большинством населения, которая была вызвана тоталитарным политико-экономическим укладом жизни, нивелирующим личностное начало. Другой немаловажной причиной была некомпетентность партийных управленцев от культуры и искусства, а также теоретиков, игнорировавших общечеловеческие нормы развития этих сфер и подменявших объективные закономерности культурного процесса идеологическими установками и диктатом. На путях игнорирования общецивилизованных норм и под мотивизацией особого социалистического пути культурного строительства в нашей стране практически разрушалась уникальность национальной культуры, возрастал духовный дискомфорт.
Известный общественный и государственный деятель республики этого периода Джанибеков У. в своем исследовании об историко-культурных аспектах этнографии и быта казахов «По следам легенды о золотой домбре» (1991 г.), признавая достигнутые огромные успехи в культурном строительстве за годы советской власти в Казахстане, одновременно подчеркивает, что: » Реализуя социально-педагогические установки административно-командной системы по формированию «винтиков», встав на путь всеобщего усреднения личности, школа объективно вела к подрезанию интеллектуальных корней нашего народа. Неслучайно поэтому в общей массе молодежи можно встретить сегодня юношей и девушек, которые мало интересуются историей и культурой своего народа. Вот и приходится теперь вновь перестраивать руководство народным образованием, создавать новые программы, учебники и учебные пособия.» [106].
Однако реформы, проводившиеся с середины 80-х годов, в период горбачевской перестройки, в рамках закостеневших структур, не привели к качественным изменениям и в сфере культуры, поскольку не были созданы механизмы ее саморазвития и, прежде всего, мотивации к освоению новшеств.
Так, отмечая сложную и критическую обстановку, сложившуюся в конце 80-х годов в процессе духовного развития молодого суверенного государства, депутаты Верховного Совета Республики Казахстан на выездном заседании Комитета по национальной политике, развитию культуры и языка в г.Актау приняли обращение к Президенту Республики Казахстан, Верховному Совету Республики Казахстан, народным Депутатам, ко всем казахстанцам. В Обращении отмечается критическая ситуация в сфере культуры и искусства республики и предлагается комплекс мер по защите культуры и сохранению историко-культурного наследия [107].