Сотрудничество Казахстана со странами Центральной Азии. Во внешнеполитической стратегии Казахстана страны Центральной Азии объективно занимают одну из ключевых позиций. И хотя во внешнеэкономическом плане они не играют для Казахстана той роли, которая принадлежит России, КНР или США, тем не менее в потенциале способны занять более существенное положение. Объективно это обусловлено очевидным фактором географической смежности территорий стран Центральной Азии. Этим фактором обусловлена взаимозависимость прежде всего в транспортно-коммуникационной и водно-энергетической сферах в результате схожести целого спектра внешнеполитических и внешнеэкономических задач и проблем. В силу различных причин интеграционные проекты, возникавшие в Центральной Азии на протяжении 1990–2000 гг., оказались нереализованными. К примеру, одна из видимых причин связана с частым изменением приоритетов в рамках региональных инициатив. Вместе с тем Казахстан остается сторонником и активным участником различных региональных организаций. Выступая за интенсификацию центральноазиатского сотрудничества, в 2005 г. Астана обратилась к своим южным соседям с очередным призывом заняться вопросами региональной интеграции и анонсировала идею Союза центральноазиатских государств (СЦАГ). В качестве основы для реализации этой инициативы предлагался Договор о вечной дружбе, существующий между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. Астана предложила странам ЦА в перспективе « перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте».
1–2 сентября 2006 г., в ходе неформального саммита, проходившего в Астане, лидеры Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана вновь обсудили региональные проекты, которые неоднократно обсуждались на многосторонних форумах. Казахстан выразил желание стать региональным торгово-экономическим, инвестиционным локомотивом. Отраслевые консорциумы: водно-энергетический, транспортный и продовольственный; специальные приграничные зоны; совместные инвестиционные структуры – ключевой пакет предложений Астаны.
Актуальной является выработка согласованных подходов к водно-энергетическим проблемам, существующим в реги-оне. Казахстан, наряду с Туркменистаном и Узбекистаном, относится к числу стран с сильным дефицитом пресной воды, основные запасы которой сосредоточены в Таджикистане и Кыргызстане. Для углубления регионального сотрудничества этот фактор становится все более значимым. Несмотря на то, что страны Центральной Азии договорились о создании экспертной группы для выработки приемлемой для всех стран формы использования водных ресурсов, регулярные встречи – как на высшем уровне, так и на уровне министерств – не привели к подписанию взаимоприемлемого комплексного соглашения по этой проблеме. В целом, получив поддержку идеи потенциального межгосударственного объединения со стороны Бишкека и Душанбе, Астана продолжила переговорный процесс с Ташкентом. Как известно, в 2006 г. Узбекистан активизировал сотрудничество со странами СНГ и вошел в состав ЕврАзЭС и ОДКБ, что в Таджикистане и Кыргызстане было встречено с особыми ожиданиями. Страны Центральной Азии ожидали от участия в ЕврАзЭС ощутимых политико-экономических результатов, прежде всего связанных с Узбекистаном, но Ташкент так и не стал полноценным членом этой организации, приостановив в ноябре 2008 г. свое участие в ней.
От позиции Ташкента во многом зависит результативность крупных региональных проектов. Как известно, проблемные вопросы у Узбекистана имеются со всеми своими соседями. Отношения с Кыргызстаном и Таджикистаном осложняются в связи с ситуацией на границе, визовым режимом, вопросами миграции, транзитно-транспортными вопросами, водно-энергетическими и другими проблемами. Все это вызывает напряженность в отношениях между странами региона и требует перманентного внимания. Ключевые вопросы в отношениях Узбекистана с региональными соседями остаются прежними. Они стали предметом переговоров, ставятся на повестки дня саммитов, но ощутимых сдвигов не наблюдается. Вполне вероятно, что в ближайшей перспективе Узбекистан не сможет перейти на более интенсивный режим взаимодействия со своими соседями, что обусловлено как сложившейся структурой экономики страны, так и рядом политических причин. Это и продемонстрировал визит И. Каримова в Казахстан, состоявшийся 22–23 апреля 2008 г., когда узбекский лидер официально отказался поддержать казахстанскую инициативу о региональном объединении в Центральной Азии.
Сотрудничество Республики Казахстан и Кыргызской Республики осуществляется сравнительно динамично, хотя между странами существует ряд двусторонних проблем, относящихся преимущественно к экономической сфере. В частности, для Кыргызстана перманентно актуален вопрос транспортного транзита, комплекс водно-энергетических проблем, урегулирование вопроса трудовой миграции. Со стороны Казахстана периодически ставится вопрос о собственности в Кыргызстане, долгах ряда предприятий и др. В целом эти вопросы носят регулируемый характер и не омрачают сравнительно близких отношений двух стран. В течение 2007–2009 гг. Казахстан и Кыргызстан предприняли определенные политические и экономические шаги в сторону укрепления взаимоотношений. Астана в рамках реализации своей инициативы по созданию Союза центральноазиатских государств предложила начать поэтапно, первоначально – на двустороннем уровне, продвигаться к осуществлению этой идеи. Представители казахстанского бизнеса, руководители ведущих государственных компаний начали активно взаимодействовать с кыргызскими коллегами с целью взаимовыгодного расширения торгово-экономических связей двух стран. 26 апреля 2007 г., в ходе визита в Кыргызстан Президента Казахстана Н. Назарбаева, было подписано соглашение о создании Межгосударственного Совета, возглавляемого руководителями двух государств. В компетенции Совета – весь спектр двусторонних отношений – политических, экономических, культурных, вопросов безопасности. Лидер Кыргызстана К. Бакиев поддержал интеграционные инициативы Астаны, которые будут способствовать развитию региональной экономической кооперации. Кроме того, для успешной координации деятельности Межгоссовета был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД). Важным показателем развития двусторонних отношений является участие казахстанских компаний и капитала в строительстве Камбаратинских ГЭС, в ряде других экономических проектов.
В ходе визита был также учрежден кыргызско-казахстанский инвестиционный фонд с уставным капиталом в 100 млн. долл., который должен способствовать активизации двусторонних торгово-экономических связей. Официальный визит в Казахстан кыргызского лидера К. Бакиева, состоявшийся 17–18 апреля 2008 г., закрепил эти тенденции и позволил детализировать ряд вышеназванных совместных инвестиционных проектов. Сравнительно успешно развиваются казахстанско таджикские отношения. Астана проявляет заинтересованность в инвестировании в строительство гидроэнергетических сооружений Таджикистана, сельское хозяйство, металлургию. Казахстанские инвестиционные компании и фонды получили официальную поддержку со стороны таджикского правительства и готовы вкладывать средства в социально-экономические проекты Таджикистана на взаимовыгодной основе. Имеющиеся вопросы, связанные с трудностями в сфере международного транзита, миграции, носят решаемый характер, что было подчеркнуто на встрече глав правительств двух стран 23 августа 2007 г. в Астане.
Важнейшей частью международного климата в регионе является вопрос строительства и режим эксплуатации гидроэнергетических сооружений и плотин в верховьях крупных рек. Как известно, «верхние» государства – Кыргызстан и Таджикистан – считают воду национальным стратегическим ресурсом и стремятся перевести этот вопрос в экономическую плоскость, тогда как «нижние» – Казахстан, Туркменистан и Узбекистан – убеждены в искусственности этого подхода и опасаются за стабильность стока воды. Особую остроту этот вопрос приобрел в отношениях Ташкента и Душанбе. Казахстан с пониманием относится к трудностям, испытываемым Таджикистаном, готов участвовать в реализации проектов сооружения ГЭС, но также стремится найти понимание в этих вопросах со стороны Узбекистана, что, безусловно, важно для успеха реализации таких инициатив.
С точки зрения реализации стратегии Казахстана в Центральной Азии важен визит Н. Назарбаева в Таджикистан, состоявшийся 12–13 сентября 2007 г. Президент Таджикистана Э. Рахмон сдержанно поддержал казахстанскую инициативу создания СЦАГ, но особо приветствовал финансово-экономические усилия Астаны для активизации двустороннего и регионального взаимодействия. Аналогично тому, как это происходило в Кыргызстане, по итогам визита был учрежден таджикско-казахстанский инвестиционный фонд с уставным капиталом в 100 млн. долл. США.
Таджикское руководство демонстрирует заинтересованность в углублении регионального сотрудничества. В частности, в ходе визита в Казахстан, состоявшегося 12–13 мая 2008 г., Э. Рахмон положительно отреагировал на казахстанскую инициативу о региональном объединении и подписал Меморандум о создании Межгосударственного координационного совета Таджикистана и Казахстана и Совета министров иностранных дел двух стран.
Таким образом, Астана предлагает своим центрально-азиатским партнерам последовательное движение к тесному региональному взаимодействию на прагматичной основе с учетом особенностей каждой страны. В данном контексте эта стратегия находит поддержку в Бишкеке и Душанбе, официальный же Ташкент казахстанскую инициативу демонстративно не поддержал.
На изменение международного климата в Центральной Азии также повлияла активизация Ашгабата. Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов начал более интенсивный диалог со своими соседями. Внешнеполитический дебют туркменского лидера был традиционно начат с официальной поездки в Россию, а в последующем к региональным соседям. В этом контексте, в период 2007–2009 гг., активизировались казахстанско-туркменские отношения – лидеры Казахстана и Туркменистана провели беспрецедентное количество встреч в рамках двусторонних и многосторонних контактов.
Интенсификация связей с Казахстаном имеет как экономические, так и политические причины. Очевидно, что туркменский президент с большим вниманием относится к модели развития и опыту Казахстана. Активизация казахстанско-туркменских отношений обусловлена взаимной экономической заинтересованностью, а также интересом в расширении географии транспортных маршрутов. В ходе межправительственных консультаций была проведена подготовительная работа в целях реализации соглашений, достигнутых на трехсторонней встрече 12 мая 2007 г. в г. Туркменбаши лидерами Туркменистана, России и Казахстана. Официальный визит в Ашгабат Президента Казахстана Н. Назарбаева, состоявшийся 11–12 сентября 2007 г., позволил детализировать проект Прикаспийского газопровода, транспортного коридора « Север – Юг», а также в рамках последнего – строительство железной дороги с участием России и Ирана.
Важной договоренностью стала возможность инвестирования казахстанского капитала в туркменскую экономику, в том числе в энергетическую сферу. Очевидно, что обе страны заинтересованы в гармонизации энергетической политики, прежде всего связанной с экспортом газа на внешние рынки. При прагматичном подходе здесь выявляется поле для углубления сотрудничества, включая соседний Узбекистан.
Таким образом, в настоящий период взаимоотношения стран Центральной Азии претерпели существенные изменения. Активизировались региональные связи, длительное время остававшиеся статичными. Если отношения между Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном на двустороннем уровне и в рамках многосторонних структур традиционно были сравнительно интенсивными, то взаимодействие с Узбекистаном осложнено комплексом политических и экономических проблем. Туркменистан избегал многосторонних связей, участвуя в ряде адресных международных проектов достаточно прагматично.
Ключевыми для регионального климата остаются отношения стран региона с ведущими внешними игроками, а также отношения между Казахстаном и Узбекистаном. Для стран Центральной Азии актуальным остается решение вопросов в сфере пограничного, паспортно-визового контроля, а также в торгово-экономических отношениях. Хронический характер имеет задача взаимоприемлемого распределения гидроресурсов; постоянными вопросами повестки дня на двусторонних и многосторонних встречах являются транзитно-транспортные проблемы и миграционные процессы.
Казахстан анонсировал стремление к более тесной кооперации и намерен закрепить позитивные тенденции как политически (создание межгоссоветов, двусторонний и многосторонний диалог), так и экономически (инвестиции в энергетику, транспорт и др.). Упомянутые усилия не связаны с лидерскими амбициями, будучи обусловленными состоянием двусторонних и многосторонних связей стран региона. Данная стратегия объективно обусловлена необходимостью обеспечения стабильности и безопасности в регионе, создания благоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической среды.