Одной из приоритетных стратегических задач внешней политики Казахстана является создание интеграционных структур в Центральной Азии в сочетании с углублением двустороннего сотрудничества с государствами региона. Таким образом, взаимоотношения Казахстана с республиками Центральной Азии изначально развивались в двух плоскостях: в рамках СНГ и собственно в формате региона. Сама по себе Центральная Азия представляет собой во многом сформировавшийся и самодостаточный социально-экономический и культурно-исторический комплекс с давними традициями сотрудничества и взаимодействия. Отношения Казахстана со странами Центральной Азии носят многогранный характер, так как связи между государствами сложились давно и затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности населяющих их народов.
Одним из факторов, объединяющим все пять государств Центральной Азии, является их общая история — годы государственного строительства в рамках СССР и ускоренной модернизации, которую они пережили за это время. Будущее Казахстана тесно связано с перспективами развития четырех центральноазиатских стран. В создавшихся условиях обеспечение безопасности и процветания какой-либо отдельной страны невозможно, во-первых, усилиями ее одной и, во-вторых, если в соседних республиках будет разруха и нестабильность. Вот почему региональная интеграция — это наш другой приоритет, определяющий отношения с соседями по ЦА. Сегодня мы продвинулись уже далеко вперед по данному пути, и, кажется, наши соседи также осознают риски и опасности глобальной конкуренции и значение региональной интеграции. ЦАС — важное тому подтверждение.
В силу данных обстоятельств формат Содружества не мог удовлетворить потребности стран региона и вызвал к жизни новые формы партнерства между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (Туркменистан, географически относящийся к региону ЦА, реальным участником процесса регионального взаимодействия является лишь формально; причины тому заключаются в особенностях проводимого туркменским руководством внешнеполитического курса «нейтралитета»).
Основные структуры, внутри которых традиционные связи получили дальнейшее развитие, — это Таможенный союз, переросший в Евразийское экономическое сообщество, включающее Россию, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан. Еще одной структурой является Центральноазиатское сообщество, куда вошли четыре государства Центральной Азии, за исключением Туркменистана. Кроме того, традиционно большую роль играет режим личных контактов лидеров стран и двусторонний формат сотрудничества.
30 апреля 1994 года три суверенных государства — Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан — подписали Договор о создании Единого экономического пространства, который заложил правовой фундамент экономического сотрудничества в ЦА. Договор предполагал обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и согласованную расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику.
В марте 1998 года к данному Договору присоединилась в качестве полноправного участника Республика Таджикистан. В июле того же года «четверка» стран решила создать Центральноазиатское экономическое сообщество, преобразованное в 2002 году в Центральноазиатское сообщество.
Целями новой организации — ЦАС — стали дальнейшее продвижение и диверсификация политического диалога, совершенствование форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубление взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработка совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе.
Основной задачей ЦАС на сегодняшний день выступает дальнейшее развитие интеграции в регионе Центральная Азия, а это, в первую очередь, означает углубление и расширение торгово-экономических отношений между всеми странами региона на благо народов этих стран.
28 мая 2004 года в столице Казахстана Астане состоялся саммит глав государств — членов организации «Центральноазиатское сотрудничество» (ЦАС). Саммит породил настоящую сенсацию: во-первых, Россия подала заявку на участие в ЦАС, которая была единодушно одобрена участниками организации, и, во-вторых, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан объявили о создании Центральноазиатского общего рынка и единого информационного пространства. В целом от результатов встречи сложилось впечатление, что многие нерешенные проблемы региона (рациональное использование водно-энергетических ресурсов, транспортное сообщение, унификация тарифов, создание зоны свободной торговли, незаконная миграция, демаркация границ), наконец-то, сдвинулись с мертвой точки и наметились какие-то перспективы в их решении. С учетом таких позитивных тенденций, авторитетные международные организации, такие, как Мировой Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития, готовы выделить кредиты и гранты членам организации «Центральноазиатское сотрудничество» для многочисленных проектов, направленных на укрепление единства этого региона, на углубление их сотрудничества, что, несомненно, скажется на подъеме благосостояния стран региона.
На следующем заседании в рамках ЦАС участники организации намерены детально обсудить концепцию общего рынка. Начнется она с создания водно-энергетического консорциума, о жизненной необходимости которого говорится уже не один год. Итак, в ближайшее время главной задачей в деятельности ЦАС станет вопрос создания трех консорциумов: водно-энергетического, продовольственного и коммуникационного.
Учитывая тот факт, что центральноазиатские страны обладают большим стратегическим потенциалом для интеграции, а также такими объединяющими факторами, как колоссальные природные богатства и богатые людские ресурсы, огромный малоосвоенный рынок, появляется уверенность в хороших перспективах для углубления и активизации их экономического и политического взаимодействия.
Казахстан всегда обращал самое пристальное внимание на укрепление подлинно дружественных отношений со своими среднеазиатскими соседями. Однако с некоторых пор это направление приобрело особую актуальность, так как непосредственно касается проблемы обеспечения безопасности. Проявившаяся в 1998 году после испытаний ядерного оружия в Индии и Пакистане гонка ядерных вооружений в непосредственной близости от границ РК, естественно, не может не беспокоить казахстанское руководство, вызывая стремление сближать свои позиции с южными соседями. Главный вектор усилий направлен на взаимоотношения с Узбекистаном.
Стабильные казахстанско-узбекистанские отношения имеют большое значение для дела обеспечения безопасности южных рубежей Казахстана. С самого начала своей независимости оба государства взяли курс на развитие тесного сотрудничества и устранение всего наносного, что пришло из глубин истории, которая, как известно, не была простой.
Первый крупный документ с Узбекистаном был подписан в июне 1992 года — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Таким образом, впервые в истории своих взаимоотношений оба государства в юридическом плане закрепили такие положения, как признание и уважение территориальной целостности и нерушимости существующих границ двух стран, а также принципы взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической сфере.
Затем было подписано немало других соглашений, но особо выделяется Договор о вечной дружбе, подписанный в октябре 1998 года в Ташкенте. Там же был подписан Договор об углублении экономического сотрудничества.
Между республиками ЦАР существует несколько вопросов, которые на сегодняшний день в немалой степени определяют характер их взаимоотношений, однако разрешение их, очевидно, лежит в ближайшей перспективе.
Один из них — это разрешение пограничных вопросов, представляющих на сегодняшний день препятствие для углубления регионального сотрудничества. В частности, между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан 9 сентября 2002 года был подписан Договор о делимитации границ. Этот Договор носит характер исторического в том смысле, что навечно «закрывает» проблему территорий в казахстанско-узбекистанских отношениях.
Очень много усилий со стороны Казахстана было приложено для развития добрых отношений с другими среднеазиатскими государствами — Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном. Все эти страны отличаются друг от друга и экономически, и политически, но партнерские связи с ними в одинаковой степени важны для Астаны.
С Кыргызстаном и Туркменистаном Казахстан подписал соглашения о делимитации границ, наладил торгово-экономические связи и политический диалог. С Таджикистаном двустороннее сотрудничество развивается также успешно.
Что касается Туркменистана, то лидеры двух стран договорились работать на двусторонней основе, создав в этих целях Политический консультативный совет.
В целом существуют сильные факторы, консолидирующие центральноазиатские республики и способствующие углублению их сотрудничества.
Во-первых, необходимость всестороннего развития торгово-экономического сотрудничества.
Во-вторых, необходимость совместной борьбы с наркобизнесом и международным терроризмом, обострение экстремистских религиозных проявлений в регионе.
В-третьих, потребность в совместной поддержке отечественных товаропроизводителей.
В-четвертых, необходимость сохранения и совершенствования единой транспортно-коммуникационной системы.
В-пятых, экологические проблемы.
Поскольку именно эти аспекты деятельности предотвращают дальнейшее падение их экономик и обусловливают социально-экономический прогресс каждой отдельно взятой страны, на современном этапе тесное сотрудничество для названных стран региона является самой действенной формой взаимодействия.
Стратегическим направлением партнерства постсоветских государств Центральной Азии служит также усиление координации в политической сфере деятельности по вопросам обеспечения безопасности, военно-технической, гуманитарной и других.
После трагических событий в сентябре 2001 года в новых, изменившихся, геополитических условиях страны Центральноазиатского региона продолжили свое сотрудничество. По понятным причинам, акцент был сделан на укреплении безопасности. В 2001—2002 годах центральноазиатскими странами был сделан ряд шагов в борьбе с терроризмом.
До размещения военных баз США на территории Центральной Азии здесь полным ходом по нескольким векторам шло оформление новой региональной системы безопасности. Казахстан, так же как и другие республики Центральной Азии, начиная с 1991 года, шел к созданию такой системы, которая защищала бы его от старых и от нетрадиционных угроз. И, поскольку угрозы терроризма и религиозного экстремизма сразу выбились в число наиболее опасных для стран региона, противодействие им вскоре стало основной задачей для республиканского руководства. Это нашло проявление во внешнеполитической деятельности Казахстана, которая постепенно приобрела общее приоритетное направление — обеспечение безопасности.
Теперь же, под внешним воздействием деятельность созданных в рамках регионального сотрудничества структур — Шанхайской организации сотрудничества, стран — участниц Договора о коллективной безопасности — оказалась перед лицом нежданного вызова. Однако целесообразность дальнейшего функционирования данных организаций для стран-участниц никогда не была под вопросом.
Одними из важнейших факторов, нашедших проявление в Центральной Азии за это время, стали присутствие натовских военных формирований на территории отдельных республик и усиление активности
Вашингтона. Соединенные Штаты стремятся установить самые тесные военные отношения со странами Центральноазиатского региона, всемерно оказывая им финансовую и экономическую помощь в военном строительстве. Так, в рамках комплексной программы борьбы с терроризмом Вашингтон окажет Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану финансовую поддержку в размере 110 млн долларов США, которые пойдут на перевооружение и модернизацию вооруженных сил этих стран.
Между тем, для всех центральноазиатских государств новая ситуация, безусловно, выгодна в экономическом плане. Тем более что базовые характеристики региона остались без изменений: стратегическая расположенность Центральной Азии не теряет, но даже увеличивает свою значимость, перспективы развития здесь транспортно-коммуникационной сети получают подтверждение, сосредоточенность природных ресурсов мирового значения также не потеряла своей актуальности. В этой связи ожидается, что проекты, связанные с развитием нефтегазового сектора, с программами ТРАСЕКА, обретут свою практическую реализацию; территория региона быстрее инкорпорируется в систему глобальных транснациональных рынков.
В целом перспективы дальнейшего развития взаимоотношений Казахстана со странами Центральной Азии, темпы и масштабы интеграционных процессов в регионе, скорее всего, будут зависеть, во-первых, от политической составляющей и, во-вторых, от готовности национальных экономик к проведению соответствующих преобразований и внедрению общепринятых в мировой практике форм и методов экономического регулирования.
Обратив первостепенное внимание на строительство стабильных и предсказуемых взаимоотношений в первую очередь со своими соседями — государствами Центральноазиатского региона и России, Республике Казахстан удалось добиться главного: сохранить территориальную целостность государства, обеспечить спокойствие на его пограничных рубежах, создать необходимые благоприятные внешние условия для плодотворной деятельности внутри страны.