После обретения Казахстаном государственной независимости перед республикой встала задача осуществления перехода к рыночной, социально-экономический ориентированной экономике. Однако в начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», и это способствовало разрыву экономических связей, во многом искусственных, что привело в первые годы суверенитета к негативной цепной реакции: остановились целые заводы и фабрики, десятки тысяч рабочих и служащих оказались без средств к существованию.
Разорились субъекты сельского хозяйства, поскольку они перестали получать дотации и субсидии, в итоге колхозы и совхозы оказались банкротами. Поэтому к 1991 году экономическое положение Казахстана, как и других республик бывшего СССР, сильно ослабло. ВВП снизился на 12 %, нарастал товарный голод, в одночасье опустели прилавки магазинов, не хватало средств на зарплату и пенсии. Производство потребительских товаров стало минимальным, что отражало несоответствие спроса и предложения. Начиналась всеобщая гонка за прибылью только за счет роста цен.
Поскольку экономика республики оказалась в условиях товарного дефицита, нараставшей гиперинфляции, руководство республики приняло единственно правильное решение, провозгласив либерализацию цен. Была запущена классическая схема: спрос рождает предложение.
Однако ситуация была осложнена тем, что республика все еще находилась в рублевой зоне. Москва проводила бессистемную эмиссию денег, которая усилила негативные тенденции. Перед Казахстаном стояли два пути: либо сужать денежную массу, либо установить строгий государственный контроль над ценами. Второй путь противоречил сути намеченных экономических реформ. Для стабилизации финансовой системы Казахстан пошел на введение национальной валюты. 15 ноября 1993 года республика обрела один из символов политической самостоятельности — валюту — тенге.
В этот сложный период молодой республике приходилось одновременно решать две взаимосвязанные проблемы: нужно было не только преодолеть кризис, но и делать шаги по строительству самостоятельной рыночной экономической системы. Для этого необходимо было провести политику разгосударствления, то есть ввести институт частной собственности. Государство пошло на поэтапную масштабную приватизацию.
В Казахстане приватизация и реструктуризация форм собственности началась в конце 1991 года и протекала достаточно сложно и противоречиво. Государство начало с малой приватизации. Разгосударствление проводилось в четыре этапа. На первом этапе (1991—1992 гг.) проводилось достаточно широкомасштабное преобразование малых и средних государственных предприятий в коллективные и арендные предприятия. В ходе первого этапа (1991—1992 гг.) было приватизировано около 5 000 объектов, в числе которых более 470 совхозов, переданных в коллективную собственность, которые тем не менее не решали задач коренной реструктуризации форм собственности.
Второй этап проводился на основе «Национальной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993—1995 годы». На втором этапе (1993—1995 гг.) была завершена так называемая малая приватизация, в результате которой была почти полностью заменена государственная форма собственности на частную в торговле, бытовом и коммунальном обслуживании. В результате массовой приватизации за приватизационноинвестиционные купоны (ПИКи) и акции было продано более 1600 средних и крупных предприятий промышленности, строительства и транспорта.
Важнейшим шагом этого этапа стала единая система управления и приватизации государственной собственности. Тогда же был дан старт развитию малого и среднего бизнеса. Началось преобразование бывшей советской торговой системы, включая оптовое звено. Благодаря этому в сфере услуг, включая магазины, рестораны, аптечную сеть, автозаправочные станции, возникла конкурентная среда.
Однако государство не получило доходы от реализации своей собственности. Не была произведена достойная переоценка государственного имущества. Оценка, которая затруднялась из-за высокой инфляции, проводилась самими предприятиями на основе их балансовых отчетов. Администрация предприятий при этом была заинтересована в занижении показателей. Институт посредников в виде инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ) привел к ряду проблем с самими фондами: в условиях низкой социальной активности населения фонды получили возможность осуществления различного рода махинаций с купонами, переданными им населением.
Третий этап начался в декабре 1995 года с Указа, имеющего силу закона, «О приватизации» и продолжался вплоть до 1999 года. Начиная с 1996 года приватизация государственной собственности стала проводиться через аукционы, тендеры только за «живые деньги». Это позволило улучшить работу ряда промышленных и иных предприятий и организаций. Кроме физических и юридических лицграждан Республики Казахстан, в роли покупателя могли выступить и иностранные юридические лица, а продавцом — государственный орган. Государство полагало, что иностранные компании принесут с собой не только инвестиции, но и передовую технологию, передовой опыт управления. В результате казахстанские предприятия получили новые ресурсы для своего развития. Открылись новые рабочие места, а люди начали получать заработную плату за свой труд. На 1996-1998 гг. приходится приватизация ряда предприятий топливноэнергетического комплекса, в частности, нефтедобывающие АО «Мангистаумунайгаз», «Актобе-мунайгаз» и 22 предприятия газового хозяйства, а также многочисленных объектов социальной сферы, в т.ч. здравоохранения, образования, культуры.
В октябре 1999 года произошла очередная смена главы правительства, премьер-министром стал К. Токаев, работавший вицепремьером. Новое правительство разработало план социальноэкономического развития страны на второе десятилетие — до 2010 года, основной его задачей является создание конкурентоспособной национальной экономики, а также достижение не менее чем двукратного увеличения объема ВВП, осуществление системы государственных мер, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, усиление влияния национального капитала в ключевых отраслях народного хозяйства, стимулирование развития аграрного сектора, поддержание низкого укрепления инфляции, обеспечение дальнейшего укрепления финансово-кредитной системы Казахстана. Эти поставленные задачи продолжили и следующие главы правительств И. Тасмагамбетов, Д. Ахметов и К. Масимов.
В несколько меньших масштабах приватизация продолжалась и в 1999—2001 гг. После 1999 года на первый план вышли вопросы совершенствования управления государственным имуществом. Поэтому на четвертом этапе государство начало применять новые подходы к распределению полномочий между государственными органами по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью. В этот период осуществлялась продажа госпакетов акций крупных объектов приватизации, государственных распределительных электро-сетевых компаний, а также объектов недвижимости. В ряде отраслей социальной инфраструктуры (здравоохранении, образовании) была введена организационно-правовая форма казенных предприятий, уменьшающая бюджетные затраты на их содержание. В 2001 году процесс приватизации был, по сути, завершен. В республике процесс приватизации создал реальные условия для конкуренции.
Началась оптимизация республиканских государственных и коммунальных государственных предприятий. Через национальные компании были сохранены влияние и доля государства в стратегически важных секторах экономики, определяющих экономическую безопасность страны. В нефтегазовом секторе это «КазМунайГаз», в энергетике — «КЕГОК», в телекоммуникации — «Казахтелеком», на железной дороге — «Қазақстан темір жолы».
Разгосударствление форм собственности для формирования рыночной экономики было недостаточно. Необходимо было реформировать банковскую, налогово-бюджетную системы, преобразовать и приспособить к рынку такие институты, как фондовая биржа, налоговая, таможенная инспекции и другие органы, что автоматически повлечет за собой смену командно-административных методов управления.
Одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане. Была сформирована двухуровневая банковская структура. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы. Это позволило повысить эффективность денежно-кредитной политики государства.
Банковская система Казахстана, по заключению как отечественных, так и зарубежных экспертов, благодаря проведенным реформам представляет собой эффективную финансово-экономическую систему на постсоветском пространстве. Основной нормативной базой деятельности банковского сектора Казахстана являются законы «О национальном банке», «О банках и банковской деятельности». В настоящее время в банковской системе республики функционируют 34 банка второго уровня, в том числе 14 банков с иностранным участием, включая 9 дочерних банков банков-нерезидентов, а также государственное АО «Банк Развития Казахстана» (БРК).
Основной задачей Банка Развития Казахстана (БРК) стала финансовая поддержка инициатив частного сектора и государства (в частности, инфраструктурных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе и экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами.
Деятельность этого банка обусловлена тем, что финансовая система не может обеспечить экономике предоставление вышеназванных кредитов из-за значительной степени риска и невозможности понижения процентных ставок. Банк осуществляет отбор и кредитование среднеи долгосрочных инвестиционных проектов в производственной сфере и не сырьевых отраслях экономики, реализация которых рассчитана на период от пяти до двадцати лет. Сегодня БРК участвует в реализации стратегии индустриально-инновационного развития республики, рассчитанной на период до 2015 года, и других госпрограмм развития.
Диспропорции государственного бюджета в начале 90-х годов привели к тому, что размер социальных гарантий превышал реальные экономические возможности. К примеру, дефицит бюджета в 1991 году превышал 20%. Чтобы добиться снижения дефицита бюджета, Казахстан одним из первых в СНГ провел налоговую реформу. В 1995 году вышел Указ Президента, имеющий силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», сокращавший количество налогов в три раза. Налоги стали инструментом стимулирования инвестиционно-производственной деятельности и не рассматривались более как метод пополнения государственного бюджета.
В результате акцент был перенесен со сферы производства в сферу обращения. В 2002 году была снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) до 16 %. Социальный налог был сокращен с 26% до 21 %. Позднее ставка НДС уменьшилась до 15 %. При исчислении социального налога в настоящее время действует регрессивная ставка — от 20% до 7 %.
В период становления экономической системы приоритетный характер получила инвестиционная политика. Основным направлением стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций, что требовало создания благоприятного инвестиционного климата. В Казахстане были созданы институциональные и нормативно правовые предпосылки для активизации привлечения финансовых ресурсов в экономику страны. Появились Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям и Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Приняты законы об инвестициях, заключен ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.
Стране удалось привлечь крупных инвесторов из числа стран с рыночной экономикой, а также создать благоприятный климат по привлечению иностранных капиталовложений. Курс на усиление внешнеэкономических связей и широкое привлечение иностранных инвестиций позволил Казахстану не только оживить экспортоориентированные отрасли, увеличить добычу сырья, но и пополнить валютные запасы, укрепить тенге, усилить его конвертируемость. Условия для стабилизации экономики республики были созданы благодаря привлекательности внутреннего рынка, притягательного для импортных товаров и для зарубежных инвесторов.
Еще в 1997 году был утвержден перечень приоритетных секторов для привлечения инвестиций. Это добывающая, обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы страны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство. Из-за недостатка финансовых средств и передовых отечественных технологий Казахстан открыл дорогу иностранным инвесторам для освоения минеральных ресурсов и, прежде всего, в нефтегазовой отрасли. По таким отраслям, как нефтедобыча и попутный газ, черная и цветная металлургия, прямые иностранные инвестиции в 2003 году составили более 2,7 млрд. долларов. Иностранные инвестиции заметно повлияли на характер и итоги работы черной и цветной металлургии республики. Привлечение извне капитала дало возможность уже к 2000 году превысить уровень 1990-го года на 9% по выпуску рафинированной меди. Карметкомбинат, вложивший в развитие производства 500 млн. долларов, значительно увеличил выпуск и качество своей продукции. Благодаря иностранным инвестициям в сумме 537,2 млн. долларов
«Казхром» и «Казалюминий» стали намного эффективнее. Следует сказать, что нефтяной фактор сыграл огромную роль в экономическом развитии Казахстана. По сравнению с 1985 годом республика смогла увеличить добычу этого важного сырья на 225,4 %, в то время как мировая добыча нефти возросла менее чем в 1,3 раза. В итоге на текущий момент по объемам освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения Казахстан — безусловный лидер среди стран СНГ. Казахстану первому присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня. Несмотря на многие сложные вопросы перехода Казахстана на рыночные рельсы экономики, руководство Республики Казахстан сумело найти наиболее рациональные решения вставших перед нашим молодым государством проблем. В результате этого Казахстан оказался в числе лидеров среди бывших советских республик по темпам роста производства и строительства.
Производство нефтепродуктов в Казахстане сосредоточено на трех крупных НПЗ и нескольких мини-заводах. В 2006 году годовая загрузка нефти для переработки достигла 11 млн. тонн, а вывоз нефтепродуктов за семь лет (2000-2007 гг.) возрос в 13,6 раза. Большое значение играет реконструкция Атырауского НПЗ, выпускающего продукцию по европейским стандартам, Костанайского завода химволокна, Актауского завода пластмасс, строительство в Атырауской области газохимического комплекса и др. Быстрыми темпами развивается газоперерабатывающая промышленность: Тенгизский, Казахский, Жанажолский ГПЗ ежегодно перерабатывают более 8,2 млрд. куб. м. газа.
В металлургической промышленности преобладает производство цветных металлов (Казахстанский электролизный завод по производству первичного алюминия, Павлодарский кабельный завод и др.). Продукция черной металлургии осуществляется на ряде крупных предприятий: ТОО «Кастинг» в Павлодаре (арматурная сталь), выпуск сортопроката в Актобинском «Импеко», «Каспийской стали» (Актау), «Ферростали» (Алматы) и др.
Приход в Казахстан в 1993 году крупнейшей западной корпорации «Шеврон» и заключение с ней договора по уникальному месторождению Тенгиз послужил примером для многих транснациональных корпораций, в первую очередь для таких, как «Эксон Мобил», «Шелл», «ЭНИ», «Тоталь», «Бритиш Петролеум» и другие, с которыми налажены взаимовыгодные контракты. В связи с тем что за последние годы было открыто нефтяное месторождение Кашаган, Казахстан по разведанным запасам нефти вышел на одно из первых мест в мире.
Не менее важным для республики было создание инфраструктуры для транспортировки углеводородов на мировой рынок. В этих целях был создан Каспийский трубопроводный консорциум. Введя в действие КТК, Казахстан начал работу по диверсификации маршрутов транспортировки углеводородов. Усилился процесс партнерства с Россией в деле добычи нефти на шельфе Каспийского моря. Введен в эксплуатацию трубопровод из Казахстана в Китай «Алашанкоу».
Правительство Казахстана для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости экономики от неблагоприятных внешних обстоятельств создало Национальный фонд. Таким образом, государство выразило свою ответственность перед будущими поколениями своих граждан, избежав соблазна потратить сверхприбыли на сиюминутные проблемы. Созданная впервые на постсоветском пространстве коллективная система гарантирования вкладов физических лиц повысила доверие к банковской системе страны. Уже сейчас в Национальном фонде находится 4,7 млрд. долларов, или 631,8 млрд. тенге.
В Казахстане в 2008 году темпы роста экономики составили 8,5 %, а в целом с 2001-го года экономика росла в среднем по 10 % в год. В результате сформированы резервы страны, которые составляют порядка 40 млрд. долларов США, включая средства Национального фонда. Экономические реформы самым серьезным образом затронули и сельское хозяйство республики. Была проведена приватизация всех государственных сельхозпредприятий, которая привела к созданию системы рыночных отношений на селе. В результате сформировался класс фермеров, уверенно ориентированных на рынок. Для того чтобы решить проблемы села и сельчан, 2003—2005 годы были объявлены Годами села, а для того чтобы выполнить Государственную агропродовольственную программу, были задействованы все механизмы, создающие основу эффективного функционирования сельского хозяйства.
Следует сказать, что земельный вопрос всегда был и остается одним из главных в сфере экономической жизни, поскольку земля, вместе с природными богатствами и недвижимостью, является одной из опор, на которых держится экономика. Осознание этого факта привело к принятию Земельного кодекса, что является важным фактором развития агропромышленного комплекса. Основой воспитания класса работников является частная собственность на землю. У нее должен появиться хозяин, который сможет эффективно, на основе новых технологий и инвестиций, преобразовать село. В настоящее время на селе живет 43% казахстанцев, и разработка законодательно-правовой базы о собственности на землю стимулирует их вклад в экономику страны.
Особое внимание государство уделяет развитию малого предпринимательства, которое должно стать реальным источником финансовых ресурсов для различных слоев населения, желающих реализовать предпринимательский потенциал. Малое предпринимательство дает возможность превратить современное рыночное поле в саморазвивающуюся систему, способную к саморегуляции. В послании Главы государства народу Казахстана 2007 года на это обращается особое внимание: «Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Развитый предпринимательский сектор — основа экономики любой страны».
Наряду с экономическими реформами в республике особое внимание было уделено и социальным реформам. Одним из основных направлений социальной политики государства является пенсионное обеспечение. В Казахстане проблема пенсионного обеспечения особую актуальность приобрела в середине 90-х гг., когда острая нехватка финансовых средств привела к кризису традиционной пенсионной системы. Поэтому государство принимает решение о радикальном изменении этой системы. В марте 1997 году была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения в республике, затем прошло всенародное обсуждение проекта закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в июне того же года закон был принят Парламентом страны, и с начала 1998 года республика приступила к строительству новой пенсионной системы.
Был установлен фиксированный пенсионный возраст: для мужчин — 63 года, для женщин — 58 лет. Досрочный выход на пенсию сохранен для граждан, не менее 10 лет проживавших в зоне чрезвычайного радиационного риска в Семипалатинской области, для многодетных матерей и людей, работавших на вредных производствах. Военнослужащим и работникам органов внутренних дел оставлены пенсионные льготы за выслугу лет.
Гражданам предоставлено право выбора пенсионных фондов для осуществления накоплений. Государство создало эффективные механизмы гарантии для обеспечения минимальной пенсии. Законом предусмотрено обязательное участие каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании своих пенсионных накоплений, а также обеспечение права наследования этих накоплений. Создана возможность увеличивать пенсионные накопления не только за счет обязательных взносов вкладчиков, но и за счет доходов от инвестирования средств в различных финансовых институтах.
Время подтвердило правильность избранного государством пути, и сегодня можно уверенно констатировать, что пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В настоящее время на казахстанском рынке пенсионных услуг действует 15 накопительных пенсионных фондов, 10 компаний, осуществляющих управление пенсионными активами, обслуживание обеспечивают 8 банков. Количество вкладчиков в накопительных пенсионных фондах превысило 7 млн. Переход от социально-распределительного к накопительной системе пенсионного обеспечения является длительным процессом. Современный период представляется исключительно важным для сохранения незыблемости основных концептуальных постулатов пенсионного законодательства, от которых зависит доверие граждан к реформе. Государство исходит из принципа номер один для пенсионных средств — это не максимум дохода, а минимум риска.
Здравоохранение Казахстана — единая развитая социально ориентированная система, призванная обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи населению.
Реформа системы здравоохранения страны, необходимость которой проистекала из требований перехода к рыночным отношениям, осуществлялась в кризисных условиях экономики. Концепция дальнейшего развития здравоохранения Республики Казахстан в 2000— 2005 годы одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан в мае 2000 года. Целью настоящей Концепции является определение и закрепление стратегических позиций совершенствования системы здравоохранения на период с 2000 по 2005 годы, направленных на улучшение здоровья граждан, удовлетворение спроса населения в объеме и качестве медицинских услуг на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли.
Одним из составляющих успешного развития страны является уровень образования и науки. В Казахстане введена новая модель национальной системы образования, которая значительно отличается от существовавшей ранее. В соответствии с этой моделью на основе принципа непрерывности и преемственности установлены четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее, высшее, послевузовское образование, что предусмотрено Международной стандартной классификацией образования, рекомендованной ЮНЕСКО.
В соответствии с основными принципами системы образования, принятыми в Республике Казахстан, одним из непременных факторов функционирования отрасли является обязательность и бесплатность общего среднего образования. В республике получили распространение новые формы общего среднего образования: школы с углубленным изучением отдельных предметов (иностранные языки, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины), гимназии, лицеи. А также сформировался рынок альтернативных социальных услуг. В настоящее время получили развитие негосударственные учебные заведения, которые находятся под контролем органов образования.
В структуре высшего образования по новой модели установлены три ступени: высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное образование, высшее научно-педагогическое образование (магистратура). На уровне послевузовского образования, как и прежде, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, а также параллельно по новой модели осуществляется подготовка докторов наук по PhD.
На современном этапе развития общества за счет предоставления все более качественных услуг расширяется государственная программа реформирования образования и науки. В процессе обучения привлекаются иностранные ученые и преподаватели, что способствует интеграции отечественной системы образования в общий процесс глобализации. Казахстан уделяет много внимания развитию научных направлений: в более чем 180 вузах страны обучается около 776 тысяч студентов, растет число обучающихся за рубежом (по данным статистики, в 2006 г. до 2 млн. человек).
Ежегодно растет экономический эффект от использования результатов научных исследований в производстве. Национальные университеты Казахстана (КазНУ им. аль-Фараби, КазНТУ, КарГТУ, ВКГТУ и др.) стали катализаторами инновационной стратегии Казахстана и достигли ощутимых результатов: в Физико-техническом институте получены нанопористый кремний и нанопленки, в КазНУ действует лаборатория наноуглеродных материалов им. Р. Мансуровой, при НАН РК открыта Национальная нанотехнологическая лаборатория.
В текущем году выделено около 2 млн. долларов для приглашения в Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева зарубежных консультантов-преподавателей. Также разработана специальная программа профессионального технического образования, предусматривающая подготовку высококлассных специалистов по техническим специальностям, в которых мы испытываем большой дефицит и вынуждены привлекать кадры из-за рубежа.
По программе «Болашак» в лучших вузах мира обучается более 3 тысяч человек, в Казахстан приезжает на учебу более 8000 человек из 40 стран, что приносит стране 16 млн. долларов дохода. Казахстанские вузы перенимают опыт организации университетов при крупных компаниях: КТЖ — акционер КазАТК, «КазМунайГаз» — КБТУ, «Казтелеком» — АИЭС, АТФ Банк — КЭУ имени Т. Рыскулова, «Базис-А» — ААСИ, «Казатомпром» открыл Ядерный университет, более 400 компаний выделяют ежегодно свыше восьми тысяч образовательных грантов и стипендий и т.д.
Конечной целью Государственной программы образования является создание таких условий, при которых казахстанские вузы смогут предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих университетов и институтов будут признаваемы в мире. По программе МОН РК проводится ежегодный конкурс на присуждение государственной стипендии «Лучший преподаватель года», которая имеет статус гранта на проведение научных исследований, включая стажировку за рубежом в любой стране.
Основные параметры развития республики были сформулированы в «Стратегии развития страны «Казахстан-2030». В ходе реализации стратегии развития предусмотрено реализовать семь долгосрочных приоритетов.
Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и граждан, считать основой критериев при формировании бюджета страны и проведении кадровой политики. Глава государства Н.А.Назарбаев ежегодно выступает на совместном заседании палат Парламента с Посланием к народу Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» было посвящено стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира и модернизации общества и инновационному развитию экономики страны.
Анализируя усилия и достижения Республики Казахстан, можно с уверенностью констатировать: Казахстан выбрал эффективный и стратегически правильный путь, внес серьезные коррективы в экономический курс страны. В настоящее время Республика Казахстан считается по праву региональным лидером и стремится занять достойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособной экономикой.