На формирование любого явления духовной культуры, в том числе нравственного, религиозного и философского, налагает свою печать эпоха, ее социальный и политический строй, ее быт и географические условия. Философия относится к феноменам духовной культуры, сущность и многообразные проявления которой во всей полноте осмысливаются и раскрываются в контексте содержательного богатства рождающей ее эпохи. Поэтому ту или иную теоретическую концепцию, отражающую многообразные оттенки философии в условиях ее бытия, определяемого не только самобытностью культуры, но и разнообразием климатических и географических условий, способом общественного развития и многим другим, в том числе и личностно-психологическими особенностями характера и жизнедеятельности ее создателя, можно адекватно понять лишь в контексте исторической эпохи.
Воспитанные на традиции марксистской философии, утверждавшей, что духовная культура, пронизывающая собою эпоху, определяется, прежде всего, причинами материально-экономического порядка, мы должны также понять и принять во внимание то, что такой подход во многом проявляет свою схематичность, лишая философию ее жизненного наполнения, «души», не всегда и во всей полноте объясняемую материально-производственными и экономическими факторами. Разумеется, необходимо учитывать этот фактор, как и то, что связь любой теории с социально-экономическими условиями жизни общества носит опосредованный характер. Это в полной мере относится и к проблеме происхождения философии, развития ее социально-политических и этических идей в разные исторические эпохи, имеющие различные материальные условия, общественные отношения и уровень развития культуры.
Но понять философские, религиозные и нравственные идеи тех или иных народов также невозможно без обращения к «внутреннему» опыту самой культуры, без тех параметров, о которых говорили классики марксизма, но которые в последующем большей частью выхолостили их последователи. Без знания психологии, быта и нравов, религии, факторов «бессознательного» характера и других особенностей, характеризующих жизнь данного народа или общества и не всегда прямо объясняемых материальным производством, трудно понять сущность феномена философии и философствования. Можно согласиться с утверждением Ю.Д. Джумабаева и Ш.Ф. Мамедова, что только на основании взаимодействия между материальными и духовными факторами можно прийти к раскрытию исторических закономерностей, вообще, и в частности, к изучению памятников духовной культуры, философских и религиозно-нравственных воззрений народов и мыслителей Средней Азии в IX-XV bb.
Философская система Абу Насра аль-Фараби, раскрывающая духовное содержание средневекового арабо-мусуль-манского Востока, представляет собой квинтэссенцию средневековой культуры той исторической эпохи, что оставила глубокий след в мировой истории. Родина аль-Фараби — Южный Казахстан, входивший в состав Арабского Халифата, «находился на стыке двух культурно-экономических зон — народов оседлоземледельческих оазисов Средней Азии и преобладающего кочевого скотоводческого населения центральноказахстанских степей. Южный Казахстан как контактная зона кочевых и земледельческих племен вобрал в себя позитивные последствия взаимообогащения культур, синтеза хозяйственных навыков, а также принципиально новые прогрессивные процессы социального и политического развития» /2/. Но не только социально-экономическое состояние Южного Казахстана — окраинной части Халифата, но в целом социально-экономическое
положение Арабского Халифата в период жизни и творчества философа характеризовалось наличием разнообразных экономических укладов, этнической пестротой, слиянием разнородных культурных традиций, острой политической борьбой. Это было время в истории арабо-мусульманского мира, характеризовавшееся высокой активностью в экономической, политической и культурной жизни. Это было время исключительного расцвета экономики, науки и культуры /3/.
Не только философов, но и историков, культурологов, науковедов волнует вопрос о том, каким образом в арабо-мусульманской культуре Х-ХП вв. оказался возможным такой подъем, который на столетия определил развитие не только этого культурного ареала, но и западного. Попытки ответить на этот вопрос есть, и они — разные, но, тем не менее, исчерпывающего ответа пока еще в казахстанском фарабиеведеиии нет, больше того, следует признать, что в отечественной философской литературе эта проблема широко не обсуждалась и во всей полноте не рассматривалась.
IX-XII вв. в истории арабо-мусульманской культуры представляют собою период расцвета и подъема, характеризующийся после выхода в свет работы А.Меца как эпоха «мусульманского Ренессанса». Однако, несмотря на очевидные факты духовного подъема в области литературы,
архитектуры, науки, медицины, философии, ремесленного творчества и др., оценка исторического периода в мусульманской культуре, данная А.Мецем, далеко не всеми и далеко не с энтузиазмом была принята. А если и была принята, то неоднозначно оценена, породив разные дискуссии, начиная от проблемы социально-экономического основания Ренессанса и кончая тем, что понимать под Ренессансом вообще, восточным в частности.
Предваряя рассуждения сторонников восточного Ренессанса и делая некоторое вступление в тему, отметим, во-первых, что литература по восточному Ренессансу значительно уступает по количеству литературе, исследующей Ренессанс на Западе, к тому же и в концептуальном плане она исследована значительно меньше. Социально-экономическая база Ренессанса на Востоке в отличие от Ренессанса на Западе трактуется исследователями противоречиво и зачастую непоследовательно.
Во-вторых, дискуссия, развернувшаяся вокруг восточного Ренессанса и как составной части его мусульманского, выявила, что в понятие «Ренессанс» разными авторами вкладывается разное содержание: а) возрождение греческой культуры, б) возрождение вообще древней культуры, в) культурный подъем, г) культурный переход между средними веками и Новым временем.
В-третьих, она обнаружила две спорящие друг с другом позиции, одна из которых признает Ренессанс на Востоке, другая отрицает, причем позиция «западников» отличается стойким неприятием «притязаний» «восточников».
И, наконец, в-четвертых, продолжающийся спор и поляризация позиций происходят по мере углубления проблемы: видеть ли в исторической ситуации, породившей высокие результаты человеческой деятельности, один из этапов развития культуры или же признавать за Ренессансом особое звено общеисторического процесса.
И по настоящее время, несмотря на то, что появились работы А.Меца, Н.Н.Конрада и др., актуальным остается высказанное Д.Е.Бертельсом суждение о том, что «проблема Ренессанса на Востоке требует еще самого исследования развития социально-экономических формаций всех стран и народов Востока с целью выявления причин, вызывающих Ренессанс»/4/. Более того, «существо же вопроса настолько серьезно, что обсуждение его стало настоятельно необходимым. Дело идет вообще не только об открытии своих «эпох Возрождения» в истории разных народов, т.е. о новом осмыслении исторического процесса у них, но и гораздо большем: о самом понимании исторического смысла такой эпохи, об исторических условиях, ее вызывающих и определяющих, ее историческом смысле и, наконец, о закономерности такой эпохи в истории определенных народов, а через нее и в истории человечества» /5/.
Традиционно концепция Ренессанса исследовалась в западной культуре, классическим ее образцом единодушно признавалась и признается культура Италии. Опираясь на эту модель и существенные черты западной культуры, сторонники отрицания Ренессанса на Востоке утверждают, что он отсутствовал на Востоке по следующим обстоятельствам:
а) в условиях Востока не наблюдалось такого упадка, какой был в Западной Европе, и не было всего того, что связано с мертвым в схоластике и подвергалось критике возрожденцами;
б) в мусульманской истории не было многовекового господства варварства, увлечение античным миром никогда не достигало такого размаха, как в Европе, никогда не существовало презрения к далеким временам, прозванным в Европе «вандализмом»;
в) и, наконец, потому, что Ренессанс зарождается на почве раннекапиталистических отношений.
К примеру, В.И.Рутенбург, признавая, что Ренессанс связан со средневековьем, вырастает из его прогрессивных тенденций, и что экономическая основа Ренессанса имеет переходный характер между феодализмом и капитализмом, считает, что Ренессанс никак не связан со средневековым цеховым производством, т.е. не возникает на почве феодализма, так как переходный характер носят именно ранне-капиталистические отношения с их эксплуатацией, поисками дешевого сырья и выгодных рынков, необходимостью реалистического познания природы и человека /6/. А на Востоке, хотя феодальные общественные отношения, а также и зачатки капитализма зародились раньше, все же последние не получили своего дальнейшего развития и страны Востока во многом остались на ступени феодализма, поэтому и наблюдаемый исторический подъем в период развития феодальных общественных отношений не может быть охарактеризован как Ренессанс.
Следует признать, что не во всех работах по Ренессансу проводится четкий водораздел между противоборствующими позициями, порою выдвигаются тезисы и суждения расплывчатого, неопределенного характера и не все авторы столь категоричны в отношении восточного Ренессанса, как В.И.Рутенбург. К примеру, В.И.Семанов, полагает весьма затруднительным как утверждение, так и отрицание Ренессанса на Востоке. «Сомневаясь, что на Востоке происходило настоящее Возрождение, — пишет он, — я уверен, что там были значительные элементы Возрождения или ренессансные тенденции. Иными словами, пока (окончательные решения по такому спорному вопросу кажутся мне преждевременными) я не согласен ни с теми, кто считает восточный Ренессанс аксиомой, ни с теми, кто его полностью отрицает» /7/. Такая точка зрения — не просто констатация позиции сомневающегося, колеблющегося ученого, а скорее достаточно веское свидетельство того, как много еще нерешенных вопросов в этой острой проблеме, требующей своего разрешения.
Работы В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада, В.А.Карпушина, А.ФЛосева, Ш.Й.Нуцубидзе, В.КЛалояна и др. дают положительный ответ на вопрос о том, имел ли место Ренессанс на Востоке, его идейной и социально-экономической основе и опираются в своем утверждении на тот факт, «что в истории всех народов мира имел место переход от деревенской и поместной (замковой) культуры к городскому типу культуры. А поскольку этот переход у разных народов совершался в различных исторических условиях и даже в обстановке различных общественно-экономических формаций, то совершенно естественно, что возрожденческие культуры не походят одна на другую, хотя и имеют немало общих типологических черт» /8/.
К цитированному утверждению можно добавить и суждение А.Ф.Лосева о том, что «…Ренессанс оказывается был решительно везде, в разные эпохи, с разным содержанием, хотя далеко не всегда превосходил своей культурой культуры средневековья и возрожденческой Италии» /9/.
Развернутую концепцию восточного Ренессанса в советской литературе предложил Н.И.Конрад и она получила распространение в исследованиях ученых стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Поскольку сторонники признания Ренессанса в качестве всемирно-исторического феномена, а значит и его признания на Востоке, отдают приоритет концепции Н.И.Конрада и в исходных установках опираются на нее, постольку акцентируем внимание на ее основных положениях.
Прежде всего, Н.И.Конрад (и это является принципиальным моментом в его концепции) отстаивает тезис о том, что Ренессанс не есть только этап в развитии культуры. Ренессанс трактуется им как определенная историческая эпоха, выражающая особое звено общеисторического процесса. Поэтому в данном понимании и определении Ренессанса реализуется методологический принцип единства рассмотрения культурно-исторического и социально-экономического содержания. Это первый важный момент.
Второй важный момент заключается в том, что главным в иллюзорном восприятии Ренессанса на Востоке или же полном неприятии его, согласно Н.И.Конраду, является европоцентристская ориентация исторической науки, обусловленная ее западноевропейским происхождением. Поэтому она «привела к тому, что чему-либо незамеченному и неоцененному в истории других, не менее старых народов мира, но не европейских, стали отказывать вообще в праве на существование. Это делается даже тогда, когда историки других старых народов соответствующие факты открыли, описали и оценили. Вместо мысли о том, что «Возрождение», составившее особый этап в историко-культурной жизни одного древнего народа, могло в своей форме и на своем уровне наблюдаться в истории других древних народов, также, как и итальянцы, имевших в прошлом свою богатую Античность, вместо этой столь естественной мысли, появилось как бы принципиальное недопущение «Возрождения», где бы то ни было, кроме Италии и некоторых других стран Европы, испытавших на себе влияние итальянского Возрождения. Оставаться на такой позиции мы не можем; перед нами ясная картина своего «Возрождения» в истории китайского народа, и в истории иранских, тюркских и северо-индийских народов Срединной зоны» /10/.
Н.И.Конрад выделяет три главных параметра ренес-сансной культуры. Это, во-первых, гуманистическая направленность и устремленность к человеку в многообразных проявлениях и результатах человеческой деятельности. Этот важнейший критерий эпохи, подчеркивает автор, выработан всей историей человечества, причем гуманизм рассматривается в двояком выражении: как обозначение специфических свойств человеческой природы и как оценка этих свойств в смысле высшего разумного «вместе с тем этического начала человеческого поведения и всей общественной жизни» /11/. Гуманизм, согласно Н.И.Конраду, характеризует собою новое открытие человека и чувства человечности.
Во-вторых, опора на разум человека, свободный от спекуляций, ищущий, творческий, а потому критический. Как пишет Н.И.Конрад, «переход мышления на путь рационализма и создал ту основную почву, на которой вырастало все, что обычно считается признаками Возрождения: протест против догматизма как принципа мировоззрения, против экзегетики и герменевтики как метода познания, против схоластики как формы познания» /12/.
И, наконец, третья характерная для ренессансной культуры черта — опора в своих идейных исканиях на классическую древность — античность, как говорит Н.И.Конрад, срединную, наиболее цельную по своему типологическому облику, пору истории рабовладельческого общества.
Ренессанс, согласно концепции Н.И.Конрада, наблюдается у народов, имеющих относительно непрерывную, длительную историю. Феодализм, как известно, возникает в результате взаимодействия старых очагов культуры и раннеклассовой, так называемой варварской, периферии как их синтез. «Сколь бы отдаленными друг от друга ни были эти два компонента формационного системообразования, сколь бы опосредованными и извилистыми ни были пути интеграции элементов старой цивилизации и новой социальной системы, везде средневековое общество формировалось при участии старых народов, создавших в древнюю эпоху высокую материальную и духовную культуру, и молодых этносов, лишь вступивших на арену истории» /13/.
Синтез этих двух компонентов явился настолько существенным в характеристике процесса феодализации общества, что позволил выделить его в качестве критерия для периода генезиса феодализма. Так вот, если рассматривать историю тех народов, чья социокультурная деятельность началась в древности и продолжалась в средние века с достаточной полнотой, то в ней можно выделить три этапа. На первом этапе происходила борьба за утверждение новой культуры, зачатки которой формировались в древности, и приоритет в победе нового принадлежал старым народам. Второй этап представлял собою период наибольшего расцвета этой новой культуры, отражая своеобразие социально-экономического развития феодализма, где приоритет принадлежал молодым народам. Третий этап наиболее полно развернулся у старых народов, где центром культуры стал город.
Н.И.Конрад ставит вопрос о Ренессансе в плоскость конкретно-историческую, призывая исследовать Ренессанс в качестве явления «автохтонного» и явления «отраженного». «Если первые, — пишет он, — по-видимому, возникали в истории старых народов, так сказать «заслуженных деятелей» истории, то вторые — в истории более молодых, вступивших на общеисторическую арену уже тогда, когда мир рабовладельческого общества уходил в прошлое. Поэтому своей древности — такой, какая была у старых народов — у этих народов не было. Но, быстро идя по пути феодального развития, они подходили к тому же, что и старые народы, т.е. к необходимости умственной революции в указанном смысле слова. Поэтому эпоха Возрождения в своих формах и на своих уровнях была и у них, причем отсутствие своей «классической» древности компенсировалось усвоением древности старых народов» /14/.
И, наконец, последнее. Согласно концепции Н.И.Конрада, формы и уровни Возрождения у каждого народа различны, в каждой стране они проявляются по-разному; далеко не в каждой культуре и не в каждом обществе всегда и везде все элементы Возрождения должны быть и могут быть в равной степени представлены и в равной степени развиты.
Таковы в общем изложении основные концептуальные положения теории Н.И.Конрада о Ренессансе как всемирно-историческом феномене, откуда становится понятным ее методологическое значение для изучения того духовного, нравственно-эстетического и социально-культурного подъема, что отмечается исследующими классический период арабо-мусульманской культуры средневековья. При всей основательности концепции Н.И.Конрада следует заметить, что аргументы В.И.Рутенбурга по поводу истоков Ренессанса не беспочвенны в том смысле, что сторонники западного Ренессанса эпоху Возрождение связывают напрямую с социально-экономическим базисом общества, утверждая, что экономическим базисом переходного периода, определившего Ренессанс, является зарождающийся капитализм. В то время как сторонники восточного Ренессанса считают, что «противоречие социальной и культурной динамики, столь часто встречающееся в истории мировой культуры, совершенно необъяснимо, если выводить культуру непосредственно из экономической жизни и тем более — из уровня развития производительных сил страны» /15/.
Необходимо глубоко понять, что же все-таки определило Ренессанс, как по социально-культурным, так и социально-экономическим параметрам. В противном случае мы будем постоянно сталкиваться с отрицанием Ренессанса на Востоке вообще, на Ближнем и Среднем в частности, или же, в лучшем случае, оставаться на позиции своеобразного компромисса, примером которого может служить следующее утверждение: «…интенсивное развитие светской культуры на раннесредневековом Ближнем и Среднем Востоке происходил на иной социально-экономической основе, на базе феодальных отношений, в рамках феодального общества, отражая различные этапы его развития, тогда как Ренессанс в Европе отражал другие социальные процессы, являясь предвестником возникновения буржуазного общества и буржуазной культуры. Нам представляется более правильным рассматривать культуру раннесредневекового Ближнего и Среднего Востока как важный этап в развитии мировой культуры, предшествовавший эпохе итальянского Ренессанса» /16/.
По-видимому, такого рода выводы объясняются еще не изжитым взглядом на феодализм как на нечто, лишенное внутренней динамики и изменений, а также тем, что проблема изменений, происшедших в период ломки общественных отношений в пределах и на почве феодализма, еще не изучены полно и всесторонне.
В настоящее время мы можем обратиться к исследованиям, в которых Ренессанс связывается с «…перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям полностью развитого простого товарного производства», и где Ренессанс трактуется как фаза полного расцвета простого товарного производства на базе феодализма, как «зенит духовных потенций реструктуировашюго средневекового общества»/17/.
Идеология раннего Возрождения, считает М.А.Барг, являлась формой обмирщенного сознания тех слоев и групп общества, которые в плане экономическом стояли на почве товарно-денежных отношений, в плане социально-экономическом разделяли идею приоритета личных заслуг, т.е. выражали мироотношение преимущественно светской интеллигенции, менталитет которой формировался, хотя и в условиях города, но на сословном идеале нового дворянства, сблизившегося с городом политико-экономически.
Экономической основой Ренессанса явилась особая форма товарно-денежного хозяйства, которая предшествовала капиталистическому производству и вырастала на базе феодализма. Феодализм основывается на отношениях личной зависимости, когда производители труда были внеэкономически прикреплены к потребителям своего труда, так что в системе общественных отношений они образовывали взаимозависимую иерархическую систему. Как известно, более прогрессивным, в итоге, стало освобождение крестьянина, хотя и не полное, и становление его владельцем средств производства. В силу этих исторически фундаментальных изменений отпала система прямого насилия над личностью, начала появляться заинтересованность в труде и его результатах; внеэкономическое принуждение стало менее жестоким по своим формам и методам.