Состояние государственного и валового внешнего долга, структура и скорость его накопления являются важными индикаторами экономической системы. В этой связи, динамики и структура долга требуют пристального внимания и системного мониторинга. Государственный долг — сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов.
В соответствии с новым методологическим подходом, принятым в Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом, государственный долг называется «долгом сектора государственного управления». Таким образом, валовый долг включает долг сектора государственного управления и задолженность частного сектора. Рассмотрим тенденции изменения в структуре и динамике отдельных составляющих валового долга. В соответствии с действующим законодательством РК, государственный долг по типу кредиторов классифицируется на внутренний и внешний. По состоянию на 1 января 2012 года долг Правительства составил 2 741,7 млрд. тенге. Динамика государственного и гарантированного государством долга характеризуется следующими данными.
Как видно из представленных данных, государственный долг вырос в 2011 году на 129 973 млн.тенге, или на 4%. При это долг Правительства вырос незначительно, долг Национального банка РК остался неизменным, также вырос долг местных исполнительных органов. Гарантированный государством долг в течение 2011 года вырос на 19 604 млн.тенге или на 38%. В 2011 году наблюдается увеличение правительственного долга. Это вызвано ростом социальных расходов, реализацией крупных инвестиционных проектов с участием государства. При этом финансирование целевых программ осуществляется с помощью международных финансовых институтов путём привлечения внешних займов. Так, начиная с 2009 года, Правительством осуществляется привлечение средств на внешних рынках, целью которых является реализация инвестиционного проекта по созданию автотранспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай», прогнозируемая часть казахстанского участка составляет 825,5 млрд.тенге. прогнозируемый объём привлекаемых займов от международных финансовых организаций составляет 3,2 млрд.долл. США. В то же время, как видно из представленных данных, несмотря на рост абсолютного размера правительственного долга, его сумма в % ВВП остаётся на прежнем уровне.
По статистическим данным за 2011 год, в структуре долга Правительства Республики Казахстан наибольший удельный вес составляет государственный внутренний долг — 78,7% (рис. 12). Государственный внешний долг составляет 19,2%, а гарантированный долг — 2,1%. По сравнению с предыдущим годом в структуре долга Правительства Республики Казахстан произошли определённые изменения, так, по данным за 2010 год наибольший удельный вес составлял государственный внутренний долг — 81,5%, государственный внешний долг — 16,8%, а гарантированный долг — 1,7%. Это соответствует политике Правительства, направленной на поэтапное снижение государственного внешнего долга.
Объём эмиссии ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан характеризуется динамичным ростом. За анализируемый период в целом объём государственных ценных бумаг Министерства финансов вырос в 3,3 раза. Так, ценные бумаги Министерства финансов РК в 2008 году были выпущены в объёме, превышающем показатель предыдущего года более, чем в 3 раза. Далее, темп прироста замедляется. Ноты Национального банка в 2008 году эмитированы в 2008 году на 36,4% больше, чем в 2007 году, в 2009 и 2010 году их объёмы выросли соответственно на 51,6% и 90,1% соответственно.
Ситуация на рынке внутренних долговых обязательств в Казахстане во многом определялась потребностями пенсионных фондов. Как нами было отмечено выше, с тенденцией снижения бюджетного дефицита сократилась потребность в займах Правительства, Министерство финансов Республики Казахстан отказывалось от эмиссии государственных ценных бумаг. Это объяснялось тем, что в соответствии с действовавшим до 2009 года Бюджетным кодексом Республики Казахстан, целями эмиссии было определено только погашение бюджетного дефицита. Сегодня государственные ценные бумаги выпускаются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для поддержания внутреннего рынка долговых инструментов. Национальный Банк в соответствии с целями денежно-кредитной политики вправе осуществлять выпуск краткосрочных нот, как в национальной, так и в иностранной валюте. Казахстан, как независимое государство, вышел на рынок внешнего заёмного капитала в 1992 году, начав создавать внешний долг путём привлечения экспортных кредитов. С 1994 года началось использование средств займов Официальной помощи развитию, создающих прямые обязательства правительства Республики Казахстан перед Международными финансовыми институтами.
С первых лет формирования национальной экономики Казахстана установились активные связи с международными финансовыми институтами, прежде всего с Международным Валютным фондом (МВФ), а также с крупнорегиональными банками реконструкции и развития (МБРР, ЕБРР, АБР), а также с финансовыми институтами развитых стран (Австрии, Германии, Швеции, Японии и т.д.). Казахстан присоединился к МВФ в 1992 году. С этого момента начинается история заимствования нашей страны у этой международной организации. Как видно из представленных данных, динамика государственного внешнего долга характеризуется ростом. Так, в 2011 году прирост по сравнению с предыдущим годом составил 19,5%, а в целом в течение анализируемого периода государственный внешний долг вырос в 3,84 раза. В области внешнего заимствования в 2010-2011 годах осуществлялось привлечение займов международных финансовых институтов для финансирования инвестиционных проектов. Кроме того, были привлечены средства МБРР на реализацию Антикризисной программы Правительства.
Как видно из представленных данных, объём задолженности Международному банку Реконструкции и развития характеризуется ростом. 15 января 2008 года Советом Директоров Всемирного Банка были одобрены два займа на общую сумму 130,1 млн. долларов США. Указанные займы Всемирного Банка пойдут на реализацию проектов в сфере здравоохранения «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» и образования «Коммерциализация технологий». В состав валового внешнего долга, помимо государственной его части, входит внешний долг частного сектора. В последние годы сложилась негативная тенденция роста внешнего долга.