Современные проблемы продовольственного рынка Республики Казахстан. Известно, что значительное место в продовольственном рационе населения Казахстана занимают мясные продукты, однако за последние годы цены на мясо на внутреннем рынке республики имеют тенденцию к постоянному росту. Страна накануне вступления в ВТО. В связи с этим небезынтересен опыт ряда зарубежных стран: Польши, Венгрии и др. В Польше, например, скот забивается на специализированных промышленных предприятиях, перерабатывается по технологиям мировых стандартов. Продукция реализуется строго в специализированных магазинах. Государство оказывает эффективную помощь как производителям, так и переработчикам. Например, налог на добавленную стоимость составляет 3%, тогда как на другие товары — 22%. Немалое количество мяса для Польши и стран Евросоюза поступает от мелких и средних фермерских хозяйств.
Относительно хранения мяса как скоропортящегося продукта: польское правительство возмещает заготовительным предприятиям все их затраты, связанные с хранением продукта. В Казахстане сложилась иная ситуация. Госкорпорация «Нан өнімдері», ставшая акционерным обществом, кредитует скупщиков мяса, создавая нездоровую конкуренцию среди переработчиков. В советское время мясо формировало до 20% национального валового дохода. Из-за отсутствия сырья простаивают многие мясокомбинаты. В хозяйствах Акмолинской области в 2005 г. тонна соломы стоила 20 тыс. тенге, центнер ячменя — 1300 тенге. «Стоимость мяса после откорма, — заявляет директор ТОО «Хладокомбинат» К. Бектусов, — не покрывает затрат».
В деревнях забой скота производится в антисанитарных условиях, продукт на рынок тоже доставляется вопреки санитарным требованиям. Таким образом, звенья в цепи «забой — реализация» осуществляются стихийно, без надлежащего надзора и контроля. В этом отношении явно нарушен экономический принцип взаимовыгодности и учета интересов потребителей. В средствах массовой информации неоднозначно поднимаются вопросы о посредниках, пользующихся отсутствием налаженной системы заготовки и доставки на рынок продуктов аграрной сферы. По-видимому, административные меры по отношению к посредникам-спекулянтам вряд ли дадут желаемые результаты, хотя и эти меры нужны в интересах потребителей.
Аграрный сектор Казахстана в состоянии обеспечить население страны всеми видами продовольствия по научно обоснованным нормам, однако, по данным директора НИИ экономики АПК и развития сельских территорий профессора А. Молдашева, сельхозпроизводитель реализует свою продукцию в условиях конкурентной сферы, находящейся под контролем торгово-закупочных, перерабатывающих фирм и компаний. Именно она формирует реализационные цены, колеблющиеся при сделках в значительном диапазоне. Уровень доступности внутреннего рынка Казахстана для зарубежных товаров, по экспертным оценкам ООН, в 2 — 4 раза выше, чем рынков индустриально развитых стран, которые крепко защищают свой рынок.
Огромные издержки несут фермеры из-за недостатков транспортной инфраструктуры, незнания конъюнктуры рынка. За последние годы выросли цены на материально-технические ресурсы предприятий, на продовольствие, прошедшее промышленную переработку. Отсюда стремление населения приобретать более дешевую импортную продукцию. Методы цивилизованной конкурентной борьбы общеизвестны — это снижение издержек и цен, повышение качества продукции, расширение сервиса, маркетинга, рыночной конъюнктуры, мониторинга конкурентов и т. д. Из отечественной продукции конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке считается пшеница. Кроме зерновых, относительную конкурентоспособность имеют семена подсолнечника, репчатый лук, семечковые плоды, сахарный песок.
Конкурентоспособность продукции животноводства зависит от роста продуктивности скота. До сих пор в республике велик объем мяса птицы, причем низкого качества, в связи с этим предлагается в Северном регионе развивать специализированные зоны мясного птицеводства, где достаточно ресурсов фуражного зерна при низкой его себестоимости. По расчетам НИИ экономики АПК, за счет экономии средств на корме в Северном Казахстане можно дополнительно получить птичье мясо по цене ниже на 18—20%. По имеющимся данным, потенциал пищевой промышленности может полностью удовлетворить потребности населения в мясных, молочных продуктах, конкурентоспособных по качеству и цене. Немало проблем с повышением конкурентоспособности продукции перерабатывающей промышленности. Среди них — необеспеченность предприятий сырьем, несовершенство системы взаиморасчетов между предприятиями АПК, повышение цен на энергоносители и тарифов на перевозки и т. д.
В экономической теории фундаментальное значение имеет взаимосвязь в системе производственных отношений. Если рассматривать экономические связи между предприятиями АПК, в частности, взаимоотношения между производителями, переработчиками и торговыми организациями, то наблюдается отсутствие экономических интересов сотрудничества из-за диспаритета цен. Для сельхозпроизводителей цены не покрывают издержки производства, а для переработчиков они высоки, не обеспечивают рентабельность производства. Вследствие нерентабельности перерабатывающие предприятия теряют сырьевые зоны, а сельхозпроизводители порою вынуждены создавать примитивные малые цеха по переработке сырья. Мини-цеха, как правило, выпускают продукцию из единицы сырья значительно меньше, чем перерабатывающие заводы. Так, выход подсолнечного масла в мини-цехах составляет 25%, а на специальных заводах — 40—45%, выход яблочного сока на малых предприятиях 56—60%, на плодоконсервных заводах — 90%. Из этих данных следует верность постулата экономической теории, что нельзя абсолютизировать экономические законы относительно преимуществ тех или иных форм организации производства.
В экономической науке утвердилось положение о преимуществах крупного производства, а также в ряде сфер и мелких предприятий. Применительно к аграрному сектору превосходство крупного производства, а также и мелкого, не имеет абсолютного значения, поэтому проблема создания крупных и мелких предприятий может быть оптимально решена с учетом местных условий и возможностей хозяйствующих субъектов. В выступлении Президента РК Н.А. Назарбаева перед аграриями подчеркивается, что надо «сделать акцент на глубокой переработке сельскохозяйственного сырья для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Переработка — это основа повышения конкурентоспособности. Это — качественные товары». По данным НИИ экономики АПК и развития сельских территорий, из одной тонны хлопка-сырца можно получить 345 кг волокна и 592 кг семян. Из этого волокна — 2810 кг пряжи (3400—4000 м ткани); из названного количества семян — 113 кг масла или 178 кг мыла, 11 кг глицерина либо 250 кг сиропа, 190 кг шелухи, 25 л спирта, 13 кг ваты одежной и 10 кг — ваты гигроскопической: в целом около 200 видов различных материалов.
Аграрный сектор республики имеет перспективу с точки зрения обеспечения потребностей внутреннего рынка, а также выхода на мировой рынок со своей конкурентоспособной продукцией, резко сократить импорт продукции. Каждое государство заинтересовано в защите своего рынка. Для этого требуется осуществление ряда мер протекционистского характера: ограничение доступа на национальный рынок импортной продукции и стимулирование экспорта отечественной. С целью регулирования импорта на рынке специалисты предлагают установить тарифные квоты, создать условия для развития импортозамещающего отечественного производства и формирования здоровой ценовой конкуренции.