В начале XIII века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство, основатель которого Темучин (1155-1227) объединил под своей властью почти все племена Монголии. Родился он «в середине лета «гаха» — года кабана, в феврале, на берегу реки Онон в семье Есугэй-бахадура, в урочище Делигюн Бол-док (Кочковатая местность), около 50° северной широты и 132° восточной долготы. В то время его отец Есугэй-бахадур, властелин 40 тыс. кибиток, воевал с татарами и захватил в плен главу племени татар Темучина. В ознаменование этого успеха и был назван будущий Чингисхан Темучином. Темучину исполнилось девять лет, когда умер его отец, и в течение многих лет он бедствовал, пока не пришел к власти и не создал могучее военизированное государство. Весной 1206 года у истоков реки Онон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чингисхан. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал; «Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет новое прозвище «Чингис». Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы название твое было Чингисхан. Царь царей и Государь государей» [98, с. 67]. Все одобрили и утвердили это имя. Впоследствии его титул был выражен формулой, вырезанной на яшмовой печати; «Бог — на Небе, Ха-хан — Могущество Божие на Земле. Печать Владыки Человечества». Важным является то, что на курултае 1206 года был обнародован Великий Джа-сак (ясак, ясы) Чингисхана — это кодифицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззрения правителя. Великий Джасак делится на две части, первая часть «Билик» — сборник «Изречений Чингисхана», она содержит мысли, наставления и законодательные решения как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев. Вторая часть — собственно Джасак — это свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствующего наказания за их неисполнение. В «Били-ке» высказана мысль о том, что в годы, предшествовавшие правлению Чингисхана, дети не слушали отцов, младшие — старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа; свекры смотрели неблагожелательно на невесток, а невестки не уважали свекров; большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших и т. п. По этой причине были воры, лжецы, возмутители и разбойники. Людям в собственном их жилище не являлось Солнце… Таково было это племя без порядка, без смысла. Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного ясака- Тех, которые были умны, сделал беками войска; тех, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, дав им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой причине дело Чингисхана, словно молодой месяц, возрастает день ото дня; от неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле, с помощью его, явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки были приятные и соответственные. Таким образом одной из главных причин успешного развития государства Чингисхана при его создании и в последующем превращении его в могучую империю было то, что все его поданные жили строго по законам, обязательным для всех. Вот как гласит вторая статья «Билика»; «Если у детей множества государей, которые явятся после этого (его), вельможи, богатыри и беки, находящиеся у них, не будут крепко соблюдать ясак, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут». Джасак предписывал терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, милосердие к нищим, устанавливал строгий контроль над семейной, домашней жизнью. Приведем некоторые фрагменты Джасака.
1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.
2. Кто повинен в содомии, тот тоже наказывается смертью.
3. Кто лжет с намерением, или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступает между двух спорящих и помогает одному против другого, тоже предается смерти.
4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, тоже предается смерти.
5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
6, Кто даст пищу или одежду полоненному оез позволения полонивших, тот предается смерти,
7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
10. Чтобы на… чтецов Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги.
11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу.
12. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет, а за китайца — одного осла.
13. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а если нет детей, то самого зарезать, как барана.
Смертной казни предавались также за обращение правителей к третьим лицам помимо хана, за неоказание помощи в бою, за оставление своего поста без разрешения начальника, за небрежность воинов в исполнении служебных обязанностей. Джасак предписывал щадить страны и города, покоряющиеся добровольно. Эти нормы были одинаковыми как для правителей, так и для рядовых. Например, за жестокость по отношению к сдавшимся противникам Чингисхан разжаловал своего зятя Тогучара из темника в рядовые, и он погиб при взятии Нишапура.
Государство монголов было устроено по принципу военной организации. Вся территория и население делились на центр, правое и левое крыло; в основе лежала десятичная система, была установлена строжайшая дисциплина и четкая организация. У Чингисхана гвардия состояла из воинов аристократического происхождения. Высшей воинской единицей была тьма — 10 тыс. воинов, но был еще и туг — 100 тыс. воинов. Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучники). Монголы применяли разнообразные приемы боя — притворное бегство, заманивание противника в засаду, воевали знаменитой «монгольской лавой» до пяти параллелей воинов.